Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова агностицизм

Агностицизм в словаре кроссвордиста

агностицизм

Агностицизм Агностици́зм (от  — непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.

Википедия
агностицизм

м.Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.

Большой современный толковый словарь русского языка
агностицизм

( гр. agnostos непознаваемый) философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития природных и особенно социальных процессов. главные представители агностицизма в истории философии - Юм, Кант. а. служит обоснованием антинаучных идей и широко используется идеологами империализма в борьбе против передовой науки и для оправдания религии.

Новый словарь иностранных слов
агностицизм

м. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
агностицизм

агностиц`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
агностицизм

идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Словарь русского языка Ожегова
агностицизм

(от греч. agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

Современный толковый словарь, БСЭ
агностицизм

агностицизм м. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.

Толковый словарь Ефремовой
агностицизм

(от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания , получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины .Позиция А. разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, - и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии .Термин 'агностицизм' введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции А. можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора , софистов , в античном скептицизме . Первоначальные формы А. возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания. Это особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего: уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм, а его крайней формой выступил А. - принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей. Наиболее последовательно в истории философии А. проведён в системе Юма . Утверждая, что единственным источником познания является опыт , Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи между соответствующими явлениями. Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления. Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того, что познание не есть простое копирование действительности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта. Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение ' вещи в себе ' (которая недоступна познанию как таковая) и 'вещи для нас', т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания, в том числе и условиях самого опыта. Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой - познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори ) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии А. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему А. - фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой. В некоторых направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма . Ещё в начале 20 в. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма . В настоящее время одним из характерных выражений А. является гносеологическая позиция т. н. конвенционализма , согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Но в действительности между различными языками описания обычно могут быть установлены достаточно жёсткие соответствия, не говоря уже о том, что различные, описания, если они соответствуют действительности, дают в принципе одинаковый результат при их практическом применении. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания и действительности под предлогом того, что этот вопрос относится к числу 'метафизических' и не допускает 'строгого' решения. Неубедительность этой позиции доказывается уже самой историей неопозитивизма, который, вопреки первоначально провозглашенным тезисам, всё более и более вовлекается в обсуждение 'метафизических' проблем. Позицию А. защищает и критический реализм . Один из главных представителей этого направления, Сантаяна , утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер и что самое большое, на что можно надеяться, - это окружить объект подходящей символикой, а затем, быть может, посредством удачного проникновения воображения (которое само по себе недостоверно), постичь сущность объекта (см. G. Santayana, Scepticism and animal faith, N. Y., 1923, p. 106 и сл.). Согласно Сантаяне, убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойственной человеку животной вере. Эта, как и все другие многообразные современные формы А., основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания, на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно-практической деятельности. Развивая поставленную немецким классическим идеализмом проблему активной природы познания, диалектический материализм подверг последовательной критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность, 'посюсторонность' мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный общественный субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики . Если общественно-историческая практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать общественые отношения, развивать методы и средства мыслительной деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность. Например, расшифровка генетического кода обосновывается не только и даже не столько чисто теоретическими соображениями, но прежде всего тем фактом, что она открывает путь к реальному управлению изменением природы живых организмов.Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 2; Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 5; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М.,

1965. Э. Г. Юдин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
агностицизм

агностицизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
агностицизм

отрицание возможности познания объективного мира и его закономерностей

Викисловарь
Примеры употребления слова агностицизм в тексте

Это или «feu, feu, feu» – Паскаля, или рациональный агностицизм Бергсона, или мистический агностицизм St.

Новым агностицизмом я называю "модельный агностицизм", то есть способность подходить агностически не только к частной модели «Бога», но и вообще ко всем философским и идеологическим моделям.

Новым агностицизмом я называю «модельный агностицизм», то есть способность подходить агностически не только к частной модели «Бога», но и вообще ко всем философским и идеологическим моделям.

Пробел: Бог, религия, реинкарнация, атеизм, агностицизм и тому подобное - Вокруг нас происходит гораздо больше того, о чем мы можем узнать благодаря нашим органам чувств - Жизнь - это энергия - Что, в самом деле, означала эта последняя глава?

От романтической сказки об отваге и несчастной любви мы поднялись до сложной философии, даже до двух разных философий: агностицизм Канта-Шиллера и христианское смирение В.А.Жуковского.

В ней смешалось все: мелочность и великодушие, республиканизм и дух авторитарности, почтение к разуму и агностицизм.

Как только он покинул масонскую ложу, в которой принимал активное участие («Очень часто, – рассказывает он, – принадлежность к ней является необходимой для продвижения по службе в университете, среди журналистов или издателей: взаимопомощь „братьев-масонов“ является не мифом, а действительностью»), принял облик светского рационалиста, агностицизм которого граничит с атеизмом.

В этом бессмысленном стремлении разделить всё на «подходящее» и «неподходящее» всё, что им остаётся, — это скептицизм и агностицизм, ведущие к бессмысленному существованию, цель которого — накопление материальных благ.

Позитивизм и механизм, за которым всегда кроется, с одной стороны, агностицизм, с другой – субъективизм, понимает имя как субъективно издаваемый звук, а вещь как вещь, в которой имя вовсе не есть момент в ней самой.

Но подобно тому, как люди, только что пережившие утрату, ищут успокоения в религии, психоанализе, самопознании и даже в спиритических сеансах, я, несмотря на агностицизм, тоже нуждаюсь в некоем обнадеживающем духовном опыте или ритуале, которые помогут мне осознать, что есть что-то выше, чем трагедия смерти, нечто более значительное, чем я способен себе вообразить.

Слова которые можно составить из слова агностицизм
агин агис агит агни азот азс аио аист амитоз амо амон амонит амос амс амт ангиит ангио ани анизо анимист анис анит ано ант анти аозт аон асино асмон асот асти астион астон асцит атно ато атом атон атс ацс газ гази газни газо газон гаи гаити гам ган ганс гас гат гати гатин гиас гиацинт гиза гизо гимн гимназист гимнаст гимнот гини гино гис гистамин гистио гисто гит гитан гитис гмина гнозис гном гнома гностицизм гнот гоа гоацин гои гом гомати гомза гоми гомис гон гонам гонит гонт гонта гос гост гости гостиница гота гоц гстио гто гтц гцс загон загс заимис зам замин замот зан занос зао засим засниц застиг затин зато затон зга зги зиг зигота зигоциста зима зимин зимница зимс зина зис зитин знамо знос зоман зон зона зонг зонт зонтаг зосим зосима зтц иасион иасон иат игна иго изаи изатин изгои изм измит износ изо имаго имаи иман ими имн имо инам инза ино инозит инта инти интим интима иог ион иона иосан иот иота исин исно исо истина истица истм истмо исто истома истомин истомина итами ито итог итон ицаи маг маги магнии магнит маго магот маз мазини мазон маиг маин маис ман мангит манго мани мано манс манси мант манто мао маоист маон мас масон мастино масто мат мати мацис мацони мга миаз миан миг мизин мизо мин мина минас мини минога миноги минос минта минтаи минц мио миоз миозин миозит мион миоцит мис миса мисти мита митин митинг мито митоз мнас моа мог мога мозаист мозг мозги мои мон монацит монист монс монти монца моси мосин мост моста мот мсго мста мстино мсто мтина мтс наги наи нам нами намост намцо наос нас наст настиг настии насто нато нац наци нацизм нации нацист нгс ниас низ низом нии нииат ним ними нимиц нис ниса нистагм нит ниц ница ноа нога ногаи ногти ном нома нос нот нота нотами нотис нсо нто нтц оаг оаз оазис оас огиз огма озими оита ома оман она онат они оним онис онисим онта оса осгит осина осман осн ост остан остин отин отман отс отца оцм оцт саги сагиз саго саз сам сами самнит само самон сан санги сани санти сантим сао сат сати сатин сато сац сгон сиа сиам сиг сига сиги сигма сизина сизион сизо сии сим сима сими симон син синг синиз синица синтоизм сион сионизм сита сити сито сми смит смог сна снг сница сно сноза снота соан созина сом сома сомина сомит сон сона сонг сонгми сони сонм сот соти сотни соц ста стаз стамиц стамо стан станц стг стигма стинг сто стог стогна стоицизм стома стон стони таг таз таи таиз таим таиминг там тан танги танго танис тиамин тиас тига тигина тигнис тиман тимиан тимин тимо тимон тин тина тинг тиона тис тиса тисо тициан тма тмин тога тоз том тома томан томас тон тона тонга тоница тонс тоса тсонга цаги цам цан цзин цзиси циам циан циано цианоз цин цинга цинизм цион циста цистамин цистин цистиноз цисто цистома

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я