Значение слова синтоизм
Синтоизм в словаре кроссвордиста
синтоизм
синтоизмСинтоизм — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.
синтоизмм.Средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императора ( до 1945 г. - государственная религия Японии ) .
синтоизм, синто ( яп. ) средневековая религия японцев, впоследстви и принявшая форму культа (обожествления) императорской династии; с 1868г. по 1946г.- государственная религия Японии.
синтоизмм. Средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императора (до 1945 г. - государственная религия Японии).
синтоизм[от япон. синто, букв. - путь (учение) богов], религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество - Аматэрасу, ее потомок - Дзимму. В 1868-1945 государственная религия.
синтоизмсинтоизм м. Средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императора (до 1945 г. - государственная религия Японии).
синтоизм[от япон. синто, буквально - путь (учение) богов], религия, сложившаяся в Японии, одна из наиболее распространённых в стране (наряду с буддизмом) религий. С. возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно С., человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца - Аматэрасу . Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоистская служба состоит из 4 элементов - очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи). С 5-6 вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов; наиболее важные обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. верховным жрецом С. Отсутствие единой канонической литературы С. было возмещено созданием в 7-8 вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний - 'Кодзики' ('Запись о делах древности') и 'Нихон секи' ('Анналы Японии'). Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период расцвета японского феодализма (10-16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии (например, браки, рождение ребёнка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преимущественно по правилам буддизма). В 17-18 вв. развернула свою деятельность т. н. 'историческая школа' (М. Камо, Н. Мотоори и др.), которая поставила своей целью укрепить С., возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867-68 и до конца 1945 С. пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и правительства. Регулярное посещение синтоистских и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим государственных учреждений. В период 2-й мировой войны 1939-45 японская военщина широко использовала С. для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистической Японии подорвало престиж С.; в декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена, священники потеряли свой прежний официальный статут. 1 января 1946 японский император публично отказался от своего 'божественного' происхождения. Однако в последующие годы С. постепенно стал восстанавливать своё влияние и несколько модернизировал своё учение. В декабре 1966 решением правительства был восстановлен в качестве национального праздника прежний 'день основания империи' - кигэнсэцу (11 февраля) - день, когда по синтоистским мифам Дзимму в 660 до н. э. вступил на престол. Демократические силы страны дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать С. для разжигания шовинизма.Лит.: Латышев И. А., О роли религии в политической жизни Японии, в сборнике: Современная Япония, М., 1964; Светлов Г. Е., Религия и политика. О социально-религиозных движениях в современной Японии, 'Проблемы Дальнего Востока', 1974, | 2; Gundert W., Japanische Religionsge-schichte, Tokyo,
1935. А. Н. Романов.
синтоизмсинтоизм, -а
синтоизм, традиционная система японских верований, в основе которой лежит одухотворение природы и обожествление умерших предков
синтоизмсинтоизм, синто
синтоизмсинтоизм, синто
синтоизмсинтоизм, синто
э., но продолжавших действовать и в следующие четыре века Хэйана,- синтоизм, воздействие китайской культуры и буддизм.
Идеализировал государственный строй древней (императорской) Японии: выступая против сегуната, призывал возродить культ императора и синтоизм.
Япония того времени являет удивительный пример гетеродоксии: уже на ранних стадиях складывания единой культуры совокупность древнейших японских верований – синтоизм – становится субстратом буддийской метафизики и психологии, магической практики инь-ян, в разное время испытывает влияние ритуалов и техники даосизма, философии и религии Конфуция.
Нам станут видны связи и взаимоотношения между современными дисциплинами и более древними традиционными культурными образованиями, обычаями и такими верованиями, как синтоизм и поклонение императору, мы обнаружим влияние как буддизма вообще, так и дзэн-буддизма в частности, и осознаем важность современных дисциплин в сегодняшней японской системе образования.
Традиционное японское мировоззрение – синтоизм, буддизм, даосизм – приучало Танидзаки к мысли о несуществовании (или об относительном существовании) времени, располагало к восприятию времени как «вечного теперь» (накаима). Есть только вечность, которая дает о себе знать в виде отдельных мгновений.
Так, один из известнейших буддийских деятелей, Кобо Дайси (774-835), доказывал, что синтоизм и буддизм тесно связаны между собой, что лучезарная богиня Аматэраеу – это и есть воплощение Будды.
«Я тоже атеист, – царевич Сарделька почувствовал, что ему интересно разговаривать с Тираннозавром. – Но я об этом никому не говорю, потому что в моём царстве-государстве в моде синтоизм».
Буддизм и синтоизм никогда не достигали полной гармонии и всегда сосуществовали в состоянии культурного напряжения.
Но синтоизм практически не имел никакого организационного единства, за исключением единого для всех почитания императора как божественного жреца-правителя, веры в Аматэрасу и некоторой схожести многочисленных местных ритуалов.
Транслитерация: sintoizm
Задом наперед читается как: мзиотнис
Синтоизм состоит из 8 букв