Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова истина

Истина в словаре кроссвордиста

истина

Истина И́стина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету.

Википедия
истина

I ж.

1.Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности.

2.Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим; объективное содержание человеческого познания. II ж. разг.

1.То, что есть в действительности, соответствует ей; правда.

2.Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте.

Большой современный толковый словарь русского языка
истина

ж.
1) а) Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности. б) Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания (в философии).
2) То, что есть в действительности, соответствует ей; правда.
3) Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
истина

жен. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. | Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне истиник муж. капитал. | В игре бабки, козны, истина пск. две пары бабок, два гнезда. Благо во образе (т. е. доступное понятию) есть истина. Свет плоти - солнце; свет духа - истина. Истина хороша, да и правда не худа. Истинный, истину составляющий; правдивый, справедливый, несомненный, неложный; верный, точный, прямой, подлинный, настоящий; искренний, непритворный. | Истинно употреб. также в виде уверения; воистину, вправду, верно, право, притоманно, взабыль, ей-ей. Истый, истный, истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий; верный; неложный, истинный; прямой, правдивый. Он истый отчизник. Не ври, говори истое дело. Кто за правду горой, тот истый герой. Исто, истое сущ. , стар. , южн. , зап. истиник, наличное, капитал. Не о ростах речь, кола исто пропало. Истость жен. истина; свойство или принадлежность, качество, сост. истого. Истость слов его оправдалась на деле. Истота жен. естество, сущность, самая суть, существо предмета. Истота человеческая не в плоте, а в духе его. Истовый, истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий. Сын-то истовый отец, очень схож. Говорю тебе истовое слово. Он истово молится. Истово что так, правда. Человек истовый, правдивый, хороший. Истовость жен. свойство, принадлежность, сущность истового. Истовина жен. вещь вполне годная взамен, на подставу, замест чего. Истованный орл. , тул. истовный, истовитый тамб. истовенный, -вленный пермяц. истоапаный или истокойный вологод. истоконный архан. истый, истовый, подлинный или настоящий, сущий, точь в точь, капля в каплю. Дочка-то истоконная мать.

Словарь Даля
истина

`истина, -ы

Словарь русского языка Лопатина
истина

== правда N1 Его слова близки к истине. истина утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением). истина В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно Объективная и. Стремление к истине.

Словарь русского языка Ожегова
истина

соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности - степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

Современный толковый словарь, БСЭ
истина

истина ж.
1) а) Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности. б) Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания (в философии).
2) То, что есть в действительности, соответствует ей; правда.
3) Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте.

Толковый словарь Ефремовой
истина

истины, ж.

1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.

2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина.

3. утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте. Старая истина. Избитая истина. Слыхал я истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало. Пушкин. Святая истина (разг.) – непререкаемое положение, утверждение. Во истину (церк.-книжн., ритор.) – действительно, в самом деле,

Толковый словарь русского языка Ушакова
истина

верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: '...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. - Ред .) - разделенным и соединенное - соединенным...' (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л.,
1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.). В идеалистических системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектический подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания. Представители экзистенциализма, вслед за датским мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И. субъективно-идеалистически - как форму психологического состояния личности. Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха ( прагматизм ), либо, наконец, как наиболее простой, 'экономичной' взаимосогласованности ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) исходит из того, что дефиниция И. и её содержание носят условно-договорный характер. Согласно диалектическому материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, которые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. В. И. Ленин называет объективной И. такое содержание человеческих представлений, '...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества...' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с.
123). Наука - не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен. И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И. - 'дитя эпохи'. Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историческом развитии получило в науке название принципа соответствия. Диалектический материализм '...признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине' (там же, с.
139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления. В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится 'частичка' абсолютного знания. Абсолютная И. есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., которая в этом смысле складывается из суммы относительных И.'...Человеческое мышление, - писал В. И. Ленин, - по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания' (там же, с.
137). Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что '...всякую истину, если ее сделать ,,чрезмерной|..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд' (там же, т. 41, с.
46). Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта. К. Маркс писал, что 'вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-
2). В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал. Проблемы, связанные с теоретическими и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания и социологии познания . А. Г. Спиркин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
истина

истина, -ы

Полный орфографический словарь русского языка
истина

то, что существует объективно, реальное положение дел правда высказывание, утверждение или суждение, соответствующее общепринятым представлениям мудрость, изречение, поговорка в математической логике — корректное высказывание, значение которого является логически правильным, не содержащим противоречий у верующих — слово Бога, указывающее путь к спасению

Викисловарь
Примеры употребления слова истина в тексте

Если же говорил о двух истинах – относительной и абсолютной, то фактически говорил о тех же четырех истинах, поскольку третья истина, по мнению прасангиков, входит в последнюю, а три остальные – в первую, причем зависимое возникновение рассматривалось как основа постижения абсолютной истины [Вопросы Сувикранта-викрамина, л.

Для вопроса об истине безразлично, идет ли речь в том или ином случае об истине практического, жизненного опыта или экономического расчета; это может быть истина технического порядка или истина, характеризующая политический ум, в частности, та или иная истина может относиться к сфере художественного творчества, это может быть даже истина мысленного воспоминания или культурной веры.

Значит, была истина раньше, чем была истина; и будет истина после того, как истина прекратит существование: это — верх нелепости.

Значит, была истина раньше, чем была истина; и будет истина после того, как истина прекратит существование: это — верх нелепости.

Но три вещи окутывают эту Гипотезу тенью, а именно: неведение о том, что такое Душа, неведение о том, что такое Духовное, и неведение о качестве Наития; эти три вещи, посему, должны быть разъяснены, прежде чем станет видна Разуму сама Истина; ибо Истина гипотетическая не есть сама истина, это лишь предположение Истины; это то же, что картина, видимая на стене ночью, при свете звезд: ум придает этой живописи форму разнообразную, смотря по фантазии; другое дело когда, после зари, солнечный свет освещает эту живопись, и на виду будет не только целое, но и все подробности ее, то же самое с этой Гипотезой; из тени истины, в которой она находилась, она становится истиной очевидной, когда известным становится, что такое Духовное и каково оно по отношению к природному, затем, что такое Душа человеческая и какова она и, наконец, каково Наитие, истекающее в душу и через душу в дух воспринимающий и мыслящий, а из духа в тело.

Но марксистская философия, которая есть философия praxis, признает истину орудием борьбы революционного пролетариата, у которого истина иная, чем у классов буржуазных, даже когда речь идет об истинах наук о природе.

Но марксистская философия, которая есть философия praxis1, признает истину орудием борьбы революционного пролетариата, у которого истина иная, чем у классов буржуазных, даже когда речь идет об истинах наук о природе.

Более же всего это необходимо человеку Церкви, потому что, как все принадлежащее небу относится к добру и истине, так и все принадлежащее Церкви, ибо добро и истина неба суть также добро и истина Церкви; поэтому первоначально будет рассмотрено добро и истина.

Цитаты со словом истина

Дословный перевод: Платон — друг, но больший друг истина (Платон мне друг, но истина дороже).

Латинские пословицы

Дословный перевод: Истина в вине. Было употребимо, как рус. аналог «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Латинские пословицы

Дословный перевод: Истина в вине, здоровье в воде.

Латинские пословицы

Дословный перевод: Истина — дочь времени.

Латинские пословицы

Дословный перевод: Истина — пробный камень самой себя и лжи.

Латинские пословицы

Дело в том, что слова, которые выражают истину, всем известны — а если нет, их несложно за пять минут найти через Google. Истина же не известна почти никому. Это как картинка «magic eye» — хаотическое переплетение цветных линий и пятен, которое может превратиться в объёмное изображение при правильной фокусировке взгляда. Вроде бы все просто, но сфокусировать глаза вместо смотрящего не может даже самый большой его доброжелатель. Истина — как раз такая картинка. Она перед глазами у всех, даже у бесхвостых обезьян. Но очень мало кто её видит. Зато многие думают, что понимают ее. Это, конечно, чушь — в истине, как и в любви, нечего понимать. А принимают за неё обычно какую-нибудь умственную ветошь

Священная книга оборотня

Истина — не то, что доказуемо, истина — это простота.(Часть Восьмая, Люди)

Антуан де Сент-Экзюпери

Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:32)

Иисус Христос

После многолетних экспериментов Беспальчик пришёл к выводу, что если истина — в вине, то заблуждение — пытаться отыскать её там.

Кабачок «13 стульев»

Один из них не брахман из-за спутанных волос, или (своего) клана, или рождения. Тот, в ком существует как истина и принцип (дхамма), он чист, он брахман».

Будда Шакьямуни

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я