Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова железная дорога

железная дорога

транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений (подвижной состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т. п.) для перевозки пассажиров и грузов. Различают железные дороги: общего пользования (магистральные), подъездные (в т. ч. лесовозные, рудничные и др.) и городские (трамвайные, метрополитены). Используется широкая (1668, 1520, 1435 мм и др.) и узкая (1000, 914, 891, 762 мм и др.) железнодорожная колея.

Современный толковый словарь, БСЭ
железная дорога

- с точки зрения права транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений для перевозки пассажиров и грузов. в РФ согласно РФЗ о федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. ж.д. - основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав. создание, реорганизация и ликвидация ж.д. производятся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по решению правительства РФ .

Однотомный большой юридический словарь
железная дорога

дорога, рельсовый путь, предназначенный для движения поездов. В современном понимании Ж. д. - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Ж. д. различают: по назначению - общего пользования; промышленного транспорта (подъездные пути предприятий и организаций), в том числе лесовозные, рудничные, заводские и др.; городские (трамвайные и метрополитена); по ширине колеи - ширококолейные (в СССР 1520 мм , за рубежом в основном 1435, в отдельных странах - 1676 мм ); узкоколейные (1000, 914, 891, 762 мм и др.); по роду тяги - с электрической, дизельной (тепловозной), турбинной и паровой тягой. Имеются ещё зубчатые Ж. д., применяемые главным образом в горной местности. Историческая справка. Прообразом Ж. д. являются рельсовые (деревянные, каменные) колеи, по которым в древности перемещали тяжёлые грузы. В 15 в. в рудниках Англии, Ирландии, а позднее Франции и России начали использоваться чугунные рельсы для перевозок с конной и канатной тягой. Паровозная тяга впервые успешно была применена в 1825 на Ж. д. в Англии (Дарлингтон - Стоктон). В 1830 была открыта крупная Ж. д. из Ливерпула в Манчестер: в том же году была сдана в эксплуатацию первая Ж. д. в США. В России в 1834 была построена заводская Ж. д. в Нижнем Тагиле, на которой работали паровозы М. Е. и Е. А. Черепановых . Первая Ж. д. общего пользования в России Петербург - Павловск - Царское Село была введена в действие в

1837. В 1851 закончено строительство крупнейшей по тому времени двухпутной магистрали Петербург - Москва. На этой дороге было возведено 272 больших сооружения, 184 моста. В создании её участвовали русские инженеры и учёные П. П. Мельников , Д. И. Журавский ,Н. О. Крафт и др. К концу 19 в. построены ж.-д. линии: Москва - Курск (
1868), Курск - Киев (
1870), Москва - Брест (
1871), Ташкент - Красноводск (
1899) и др. В 1891-1904 проведён Великий Сибирский путь от Челябинска до Владивостока. В концу 19 в. начали формироваться ж.-д. узлы, создаваться сортировочные станции (Петербург-Сортировочный,
1878), сортировочные горки (Ртищево,
1893). В конце 19 в. - начале 20 в. в России многие учёные и инженеры вели работу по усовершенствованию технических средств Ж. д. Первые опыты по применению электрической тяги провёл (
1876) инженер Ф. А. Пироцкий ; А. П. Бородин создал первую в мире лабораторию для испытания локомотивов (
1882); телефонную связь для регулирования движения поездов применил П. М. Голубицкий (
1884); Я. Н. Гордеенко в конце 19 в. успешно осуществил блокировку и централизованное управление, стрелок и сигналов. Большой вклад в развитие техники и науки на Ж. д. сделали русские учёные Н. П. Петров, Н. А. Белелюбский ,а в советское время В. Н. Образцов ,Г. П. Передерий , М. П. Костенко, Б. Н. Веденисов , Д. Д. Бизюкин, А. П. Петров, А. В. Горинов и многие др., а также изобретатели Ф. П. Казанцев ,И. К. Матросов , И. О. Трофимов, Ф. Д. Барыкин и др. Эксплуатационная длина Ж. д. России к 1917 составляла 70,3 тыс. км . Перевозки осуществлялись в двухосных вагонах с ручными тормозами. Эксплуатировались малоэкономичные для того времени паровозы, для управления движением поездов применялись в основном жезловые аппараты, телеграф. За годы Советской власти в техническом оснащении и организации движения на Ж. д. СССР произошли огромные изменения. В 1924 был построен первый в мире тепловоз мощностью 1000 л. с. Электрификация Ж. д., начавшаяся в 1926, была частью плана ГОЭЛРО . С 30-х гг. проводится интенсивное техническое перевооружение Ж. д. СССР. После Великой Отечественной войны 1941-45 было восстановлено 65 тыс. км ж.-д. путей, 13 тыс. мостов, 4100 станций. Развитие Ж. д. в послевоенные годы связано с их реконструкцией: массовое введение прогрессивных видов тяги (электрической и тепловозной), строительство большегрузных вагонов, оборудованных автотормозами и автосцепкой, укладка более мощных рельсов, внедрение устройств механизации, автоматики, телемеханики и совершенных средств связи. Эксплуатационная длина Ж. д. мира свыше 1300 тыс. км (
1968), в СССР - свыше 135 тыс. км (
1970). Протяжённость электрифицированных Ж. д. мира около 120 тыс. км (
1968), в том числе в СССР около 34 тыс. км. Для Ж. д. США характерно применение тепловозной тяги (свыше 99%). В европейских странах, особенно во Франции, ФРГ, Италии, Швеции, Швейцарии, часть Ж. д. на электрической тяге. Широко применяется тепловозная тяга. В 60-х гг. возросла скорость пассажирских поездов. Так, максимальная скорость на Ж. д. Токио - Осака 210 км/ч, Париж - Лион и Москва - Ленинград -160 км/ч и т. д. Характеристика Ж. д. К основным показателям технического оснащения Ж. д. относятся: вид тяги, число главных путей, конструкция верхнего строения пути (тип рельсов, число шпал на 1 км, материал и толщина балластного слоя), вид устройств автоматики и телемеханики и др. Строящиеся в СССР Ж. д. подразделяются на 4 категории. Магистрали 1-й категории с грузонапряжённостью более 10 млн. т км/км (нетто) и обращением в сутки более 10 пар пассажирских поездов (кроме пригородных) имеют высокое техническое оснащение: бесстыковой путь с мощными рельсами (не менее 50-65 кг. на1 м пути), 1840-2000 железобетонных или деревянных шпал на 1 км пути, балластный слой из щебня толщиной 35-40 см и т. д. Строительство Ж. д. Основные работы при строительстве Ж. д. - возведение земляного полотна и искусственных сооружений. На трудоёмких земляных работах применяют экскаваторы, бульдозеры, скреперы и др. машины. Укладка пути ведётся путеукладчиками с применением звеносборочных машин , балластировка пути и рихтовка рельсошпальной решётки производится электробалластёрами и т. д. В современных условиях значительного роста скоростей и интенсивности движения поездов в эксплуатацию вводятся новые ж.-д. линии и вторые пути, строятся новые и удлиняются существующие станционные пути и участки, маневровая работа на станциях переводится на прогрессивные виды тяги, строятся и развиваются станции и узлы, сортировочные горки. Усиливается ж.-д. путь, увеличивается протяжённость бесстыкового пути, применяются тяжёлые термически обработанные рельсы из высокоуглеродистой стали, шпалы и подрельсовые плиты из предварительно напряжённого железобетона, шпалы из антисептированной древесины, усиливается и стабилизируется земляное полотно, совершенствуется рельсовая колея, укладываются более пологие стрелочные переводы и т. д. Для ремонта и поддержания пути в исправном состоянии используется большой парк путевых машин .Технические средства Ж. д. СССР. Подвижной состав Ж. д. СССР состоит из локомотивов и вагонов. На Ж. д. эксплуатируются электровозы , тепловозы , газотурбовозы , электропоезда , дизель-поезда, мотовозы и паровозы . Электрическая тяга применяется на наиболее грузонапряжённых линиях (свыше 30% от протяжённости всей сети), на которых выполняется половина всего грузооборота Ж. д. Остальная часть Ж. д. СССР обслуживается в основном тепловозной тягой. Современные локомотивы дают возможность водить тяжеловесные поезда до 8-9 тыс. т. промышленность СССР ежегодно выпускает около 500 электровозов и свыше 1800 тепловозов. Паровозы применяются только на некоторых второстепенных линиях и станциях (для маневровых работ). На Ж. д. СССР обращаются грузовые крытые вагоны, полувагоны, цистерны и др. типы вагонов, в основном 4-осные грузоподъёмностью 60-63 т, а также 6- и 8-осные грузоподъёмностью 93 и 125 т. Для скоропортящихся грузов используются рефрижераторные вагоны и поезда, вагоны-ледники. Современные пассажирские цельнометаллические 4-осные вагоны имеют электроотопление, люминесцентное освещение, принудительную вентиляцию или кондиционирование. Все вагоны и локомотивы оборудованы автосцепкой, пневматическими или электропневматическими автотормозами. Рост интенсивности движения и скоростей, повышение гарантии безопасности движения вызвали ускоренное развитие автоматики, телемеханики (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика ) и связи (см. Железнодорожная радиосвязь ) . Около 90% длины линий Ж. д. СССР оборудованы автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой. На Ж. д. применяется локомотивная сигнализация , централизация стрелок и сигналов, диспетчерская централизация , автоматическая переездная сигнализация, автошлагбаумы. На Ж. д. внедряется электронная техника, в том числе для автоматизации регулирования движения поездов, управления работой крупных станций. Вычислительные машины применяются при оформлении грузовых документов, для билетно-кассовых операций и т. д. На Ж. д. расширяется сеть вычислительных центров. Ж. д. потребляют примерно 5% всей вырабатываемой электроэнергии и 15% производимого в СССР дизельного топлива. Снабжение Ж. д., и в первую очередь электрифицированных, энергией осуществляется от линий электропередачи энергетических систем страны (см. Электрификация железных дорог ) .По количеству путей линии Ж. д. делятся на однопутные, двухпутные (около 30% общей длины сети) и многопутные. Основными производственными единицами по осуществлению перевозочного процесса на Ж. д. являются железнодорожные станции . Их насчитывается в СССР около 10 тыс., в том числе около 7 тыс. (
1970), производящих грузовые операции. На Ж. д. СССР ежесуточно находятся в пути 1500 дальних и местных пассажирских поездов, более 14 тыс. пригородных и свыше 15 тыс. грузовых поездов (
1970). Ж. д. СССР соединены более чем 30 международными пассажирскими линиями с 25 странами Европы и Азии. В ближайшей перспективе основной задачей Ж. д. является повышение их пропускной и провозной способности за счёт строительства вторых путей, развитие путей станций, дальнейшая электрификация, оборудование участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Для дальнейшего повышения веса и скорости поездов будут строиться вагоны с увеличенной грузоподъёмностью и локомотивы большей мощности. См. также Железнодорожный транспорт . Лит.: Транспорт СССР, под ред. А. Л. Голованова, М., 1967; Железные дороги, под ред. М. М. Филиппова, М.,

1968. К. М. Добросельский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
железная дорога

рельсовый путь, предназначенный для передвижения колёсного транспорта отдельное предприятие в этой отрасли, обслуживающее определённое направление перевозок

Викисловарь
Слова которые можно составить из слова железная дорога
аарон ага аган агар агард агаян агол агор агора агра агро ада адан адг адн адорно адян ажан ажгон ажно аза азад азан азард азарян алад алаж алар алга алдан ало алоа алонж аля аналог анар ангар англо анголар ангора анда андо ано аноа анод аон ара араго арагон арад аргал арган арго аргон ардон аржн арнд арно арнолд аро арогда ароза арон гааз гад гада газ газа газна газо газон гал гала галан гало галон ган гана ганда ганджа ганза гаолян гараж гарда гардал гардая гарна гаро гая гаял гдлян глад глаз гланда глод гля гоа гоар год года годар годжа гол голан голая голд голда голо голод голодная гон гонада гондар гондола гонор гор гора горазд гораздо горал горд гордо гордон горжа горлан горло горн горнад горная горно город города городня гра град градо граждан гран гранд гранж гро гродно гроза грозд грозно грон грона гряда грязно гянджа дааз даг даган даго дагон далоа дан дана даная дано дао дар дарлан джа джаган джаз джало джая джон джонг для дна дно дня дог дога догола догон догоня дож доза дозор дол долг долга долго должно должон доля дон дона донага донар донг донор доня доол доон дор дора дорн дорога дорогая дорожная дояр дра драга драголя дразга драла драло дро дрога дроля дронго дрязг дяга жагра жад жадно жало жалон жаля жан жанр жар жара жаргон жгода жог жолна жор жора жордан жрд заар загар загляд загодя загон загород загорода зад задар задолго задор задорно зажога зажор зажора зал зала зало залог залога зан занд зандра занога зао заодно зарано зарод заря заряд зга згра здля здор зло злорадно зода зол зола золя зон зона зонара зонг зонд зондаж зоо зород зоря зоя зря лаар лаг лагранж лад лада ладан ладно ладо ладога ладон лаж лажа лаз лазаря лазо лан лана ланг лангр ланда ландо лао лаоаг лаон лар лара ларга ларго лая лжа лоа лоаоз лог логан лого лод лодог ложа ложная ложно ложня лоз лоза лозг лонг лонго лонжа лоно лор лоран лорд лордоз лоро лоян ляг ляга ляд ляда ляз лязг лян ляо лярд нага нагал нагар нагло наголо нагора нагоя наград над надар надзола надзор надо надолго надор назад назло назола назор нал нала налог налога наогол нар нара нард народ нарожа наряд ная наяда нгала нгола ндола нло ноа нога ноград нож ноздря ноо нор нора норд няга оаг оаз оао ого огон ограда ода одна одно одноглазая одоля одон одор одр одра ожог озал озд озда озол озон озор ола олар олна она онагр онагра онар онда ондо оно оол оон орадя орала орало оран оранжад орг орган органза органо органола орд орда оржад орз орлан орландо орлон орогда рага рагоза рад рада раджа раджанг радо радон раж раз разгон раздан раздол разжог разлад разлог разно разнога разнолад разо рало ран рана ранг ранд рано рао рга рдяно ржа рнга рог рога рогожа рогоз рогоза род рода родан родна родная родня родо рожа рожон роз роза розан розга роздал роздол розно розня
Дополнительная информация:

Транслитерация: zheleznaya doroga
Задом наперед читается как: агород яанзележ
Железная дорога состоит из 15 букв

Синонимы слова железная дорога

путь железка чугунка железнодорожный транспорт дорога

Гиперонимы слова железная дорога

путь дорога отрасль транспорт предприятие

рифмы к слову железная дорога, слова из слова железная дорога, слова начинающиеся на "же", слова начинающиеся на "жел", слова начинающиеся на "желе", слова заканчивающиеся на "а", слова заканчивающиеся на "га", слова заканчивающиеся на "ога", слова заканчивающиеся на "рога", слова содеращие "ел", слова содеращие "еле", слова содеращие "елез", слова содеращие "елезн", слова содеращие "елезна", слова содеращие "елезная", слова содеращие "елезная ", слова содеращие "елезная д", слова содеращие "елезная до", слова содеращие "елезная дор", слова содеращие "елезная доро", слова содеращие "елезная дорог", слова содеращие "елезная дорога",

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я