Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова транспорт

Транспорт в словаре кроссвордиста

транспорт

Транспорт Тра́нспорт (от  — «через» и  — «нести») — может означать: Возможно совмещение сред — амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др. В грузовых перевозках в настоящее время преобладает морской транспорт, на долю которого приходится 2/3 перевезённых грузов.

Википедия
транспорт

I м.

1.Отрасль народного хозяйства, обслуживающая различные виды и участки перевозок и имеющая в своем распоряжении все виды перевозочных средств. отт. Совокупность перевозочных средств. отт. Средство перевозки. отт. Разновидность перевозок, обслуживаемых определенным видом перевозочных средств.

2.Перевозка, доставка кого-либо или чего-либо; транспортировка.

3.Партия грузов, доставленная одновременно.

4.Обоз, колонна, состоящие из различных перевозочных средств с продовольствием, боеприпасами, ранеными и т.п.

5.Грузовое судно морского флота. II м.Перенос суммы на другую страницу ( в бухгалтерии ) .

Большой современный толковый словарь русского языка
транспорт

( лат. transportare переносить, перемещать, перевозить)
1) отрасль материального производства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов (т. железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный, трубопроводный и др.);
2) перевозочные средства;
3) партия грузов, доставленная одновременно;
4) обоз, колонна, состоящая из различных перевозочных средств с продовольствием, боеприпасами, ранеными и т. д.;
5) судно военного флота, снабжающее корабли топливом, боеприпасами, водой, продовольствием и т. п., а также служащее для перевозки войск; грузовое морское судно гражданского флота.

Новый словарь иностранных слов
транспорт

м.
1) а) Отрасль народного хозяйства, обслуживающая различные виды и участки перевозок и имеющая в своем распоряжении все виды перевозочных средств. б) Совокупность перевозочных средств. в) Средство перевозки. г) Разновидность перевозок, обслуживаемых определенным видом перевозочных средств.
2) Перевозка, доставка кого-л., чего-л.; транспортировка.
3) Партия грузов, доставленная одновременно.
4) Обоз, колонна, состоящие из различных перевозочных средств с продовольствием, боеприпасами, ранеными и т.п.
5) Грузовое судно морского флота.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
транспорт

франц. перевозка товаров, доставка. | Обоз, товар или припасы обозом. | Перевозное, грузовое казенное судно. | Перенос итога, в счетных книгах, со страницы на страницу. | В азартн. играх: перенос ставки на другую карту. Транспортный, к транспорту в разн. знач. относящ. Транслортир, угломер, снарядец для нанесения углов, по градусам, на бумагу. -тирное нанесение углов.

Словарь Даля
транспорт

[

1. отрасль материального производства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов (т. железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный, трубопроводный и др.);

2. перевозочные средства;

3. партия грузов, доставленная одновременно;

4. обоз, колонна, состоящая из различных перевозочных средств с продовольствием, боеприпасами, ранеными и т. д.;

5. судно военного флота, снабжающее корабли топливом, боеприпасами, водой, продовольствием и т. п., а также служащее для перевозки войск; грузовое морское судно гражданского флота.

Словарь иностранных выражений
транспорт

партия грузов, доставляемых одновременно Большой т. хлеба. транспорт <= транспортировать транспорт судно морского флота для перевозки грузов, людей транспорт движущиеся перевозочные средства специального назначения Санитарный т. Т. с зерном. транспорт ! отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов Наземный, водный, воздушный, подземный т. Железнодорожный т. Городской т. Пассажирский т. Грузовой т. транспорт отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств Наземный, водный, воздушный, подземный т. Железнодорожный т. Городской т. Пассажирский т. Грузовой т.

Словарь русского языка Ожегова
транспорт

(от лат. transporto - перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Делится также на пассажирский и грузовой.

Современный толковый словарь, БСЭ
транспорт

транспорт м.
1) а) Отрасль народного хозяйства, обслуживающая различные виды и участки перевозок и имеющая в своем распоряжении все виды перевозочных средств. б) Совокупность перевозочных средств. в) Средство перевозки. г) Разновидность перевозок, обслуживаемых определенным видом перевозочных средств.
2) Перевозка, доставка кого-л., чего-л.; транспортировка.
3) Партия грузов, доставленная одновременно.
4) Обоз, колонна, состоящие из различных перевозочных средств с продовольствием, боеприпасами, ранеными и т.п.
5) Грузовое судно морского флота.

Толковый словарь Ефремовой
транспорт

транспорта, м. (от латин. transporto – переношу).

1. (транспорт) только ед. Действие по глаг. транспортировать; перевозка, доставка (грузов, пассажиров и т.п.) из одного места в другое. Транспорт хлеба по железной дороге. Непрерывный транспорт грузов.

2. (транспорт) только ед. Тот или иной вид перевозочных средств. Городской транспорт (автомобили, трамваи). Подземный транспорт (напр. в шахтах). Железнодорожный транспорт. Водный транспорт. Гужевой транспорт. Воздушный транспорт. Автомобильный транспорт. Водитель транспорта. – Отрасль народного хозяйства, обслуживающая различные виды перевозок. Работа транспорта. Рост советского транспорта.

3. (транспорт). Партия грузов, доставленных одновременно. Большие транспорты хлеба.

4. (транспорт). Обоз или совокупность перевозочных средств специального назначения (воен.). Санитарный транспорт. Артиллерийский транспорт. Дивизионный транспорт.

5. (транспорт). Судно (военного флота) для перевозки грузов или людей (воен. мор.). Минный транспорт.

6. (транспорт). перенос суммы на другую страницу, то же, что репорт во 2 знач. (бухг.).

7. (транспорт). В азартных играх – перенос ставки на другую карту (карточное арго). Он узнал некоторые ассигнации, которые углами и транспортами несколько раз переходили из рук в руки. Л. Толстой.

Толковый словарь русского языка Ушакова
транспорт

(лат. transporto - перемещаю) -
1) отрасль экономики, хозяйства, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров;
2) письменный приказ банка своему корреспонденту о выдаче денежной суммы лицу, указанному в приказе.

Словарь экономических терминов
транспорт

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ- см ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ .

Словарь экономических терминов
транспорт

(от лат. transporto - переношу, перемещаю, перевожу), в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит Т. общего пользования - железнодорожный транспорт , автомобильный транспорт , морской транспорт , речной транспорт , воздушный транспорт , трубопроводный транспорт , и не общего пользования - промышленный транспорт . Т. общего пользования, доставляя продукты труда в места их потребления, продолжает производственный процесс. 'За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение' (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с.
170). Грузовой Т. хотя и не увеличивает количества продуктов, но, являясь продолжением производственного процесса, относится к материальному производству. К производственной сфере К. Маркс относит и пассажирский Т. общего пользования. Этот вид Т. непосредственно связан с удовлетворением потребностей людей в пространственном перемещении как для производственных, так и личных целей. Наряду с этими видами Т. существует Т. личного пользования (легковые автомашины, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и т.п.). Возникновение Т. относится к древнейшим временам. В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощёных дорог для военных целей. С ростом обмена развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Для транспортировки товаров сухопутным путём использовались рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-4-колёсные повозки. Средства Т., как и др. средства производства, принадлежали рабовладельцу. В сфере обмена Т. был слит с торговлей. На ранних стадиях феодализма перевозились в основном грузы, которые не могли быть произведены на месте, главным образом предметы роскоши. Сухопутный Т. был преимущественно вьючным. Транспортирование на многих крупных реках Европы (Рейн, Дунай и др.) стало монополией цехов лодочников. С ростом торговли таких городов, как Венеция, Генуя, союза ганзейских городов (см. Ганза ) получил развитие морской Т. Техника морского судоходства постепенно улучшалась, особенно с изобретением компаса, давшего возможность совершать плавание в открытом море. С конца 15 в. морские суда выходят в открытый океан. Начинается эпоха Великих географических открытий . С ростом обмена, торговли, накоплением капитала и углублением общественного разделения труда создавались благоприятные условия для выделения Т. в самостоятельную отрасль производства. В 15-16 вв. всё больше судовладельцев специализируется только на перевозках. На Руси оживлённая морская торговля велась новгородцами. В 16-17 вв. развилось северное морское судоходство по Белому морю и Ледовитому океану, а также торговое судоходство по р. Волге и Каспийскому морю. Во многих странах появляются почта и регулярные перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Во Франции, Германии, позже в Англии в 17 в. строятся улучшенные дороги. Создание Т. общего пользования, то есть выделение Т. в особую отрасль производства, происходит в Западной Европе в эпоху промышленного переворота (с 60-х гг. 18 в.). Развитие крупной капиталистической промышленности требовало дешёвой перевозки большого количества грузов. В Великобритании, Франции и Германии стали строить каналы и железные дороги с конной тягой. В 1-й четверти 19 в. совершается переход к механическим транспортным средствам; появились пароходства и паровые железные дороги. К середине 19 в. сооружение железных дорог общего пользования развернулось почти во всех странах Европы и в США, что объяснялось в основном их преимуществами (большая массовость, относительная дешевизна и высокая скорость, регулярность доставки грузов) в сравнении с др. видами Т., например гужевым транспортом и водным. К началу 20 в. сеть железных дорог мира составляла 1114 тыс. км , судоходных рек и каналов - 318 тыс. км , грузооборот железных дорог - 753 млрд. т/км , морского и речного Т. - 1545 млн. т/км . Рост внешней торговли между странами вызвал быстрое развитие морского судоходства. Морской торговый флот в конце 19 в. насчитывал значительное количество паровых судов. Автотранспорт появился в конце 19 в. В 20-х гг. 20 в., обеспечивая перевозки грузов на короткие расстояния и особенно пассажирские перевозки, он стал конкурировать с железнодорожным и речным Т. в ряде капиталистических стран. Гражданский воздушный Т. возник в 1-й четверти 20 в. (см. Авиация , Гражданская авиация ). В СССР все виды Т. принадлежат государству и образуют единую транспортную сеть. В её состав входит (
1975) 227 тыс. км железных дорог, в том числе 138,3 тыс. км железных дорог общего пользования; более 1403 тыс. км автодорог, в том числе с твёрдым покрытием 660 тыс. км ; 56,9 тыс. км нефтепроводов и продуктопроводов; 99,2 тыс. км магистральных газопроводов , 145,4 тыс. км судоходных внутренних водных путей; тысячи технически оснащенных железнодорожных станций, автовокзалов, сотни морских и речных портов пристаней, десятки крупных аэропортов гражданского воздушного флота. На конец 1975 суммарная стоимость всех основных фондов Т. общего пользования, включая подвижной состав, достигала почти 159 млрд. руб., что составляло более 12% всех основных фондов народного хозяйства страны; численность рабочих и служащих, занятых на Т., в 1975 составила 9,2 млн. чел. Ведущее место в транспортной системе СССР занимает железнодорожный Т. На его долю приходилось (
1975) более 65% суммарного грузооборота и 42% суммарного пассажирооборота всех видов Т. общего пользования страны. За 1918-75 грузооборот железных дорог увеличился более чем в 50 раз, пассажирооборот - более чем в 14 раз. В 1975 средняя грузонапряженность железных дорог увеличилась по сравнению с 1913 более чем в 20 раз и превзошла соответствующий показатель развитых капиталистических стран более чем в 7 раз, в том числе США - в 5,4 раза. Достижению высоких результатов работы железнодорожного Т. способствовала проведённая за годы Советской власти техническая реконструкция его материально-технической базы (см. Транспортное строительство , Транспортное машиностроение ). По протяжённости электрифицированных железнодорожных линий, темпам электрификации, объёму перевозок и грузообороту, выполняемых электрической тягой, железнодорожный Т. СССР занимает 1-е место в мире (
1975) (см. Грузовые перевозки , Пассажирские перевозки ). На долю электровозов и тепловозов приходится более 99,6% всего грузооборота, выполненного железными дорогами СССР (
1975). Большую роль в экономике СССР играет морской Т., который по тоннажу занимает 6-е место в мире; в основном осуществляет перевозки внешнеторговых грузов, обслуживает внутренние морские коммуникации (каботажные перевозки), а также перевозит грузы иностранных фрахтователей. Он оснащен передовой техникой, новейшими типами морских сухогрузных и наливных судов. В 1975 грузооборот морских Т. более чем в 35 раз превысил грузооборот морского Т. царской России в

1913. Значительное развитие получило и внутреннее судоходство. В основном завершено создание единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР, по которой в 1975 осуществлялось 55% общего объёма перевозок речного Т. СССР. По сравнению с 1970 объём перевозок и грузооборот увеличились на 30%; перевезено 260 млн. т различных грузов с грузооборотом 140 млрд. т/км . Важная роль принадлежит речному Т. в развитии и освоении богатейших природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Особо быстрыми темпами после Великой Отечественной войны 1941-45 развивается автотранспорт. Создана мощная промышленная база автомобилестроения, способная в полной мере удовлетворить быстро растущие потребности страны. Строится крупнейший в мире завод по выпуску большегрузных автомобилей - Камский автомобильный завод (начало строительства в
1970). Объём грузооборота автотранспорта в целом за 1950-75 увеличился более чем в 17 раз, а пассажирооборота - более чем в 58 раз. Ведётся большая работа по развитию и совершенствованию автодорог. Сеть дорог с твёрдым покрытием увеличилась за тот же период в 3,7 раза. Высокие темпы добычи и переработки в СССР нефти и природного газа обусловили бурное развитие трубопроводного Т. В 1975 по нефтепродуктопроводам перекачано 497,6 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов; объём подачи природного товарного газа по системе газопроводов составил 279,4 млрд. м

3. Воздушный Т. обеспечивает связь между всеми крупными городами, а также с многими населёнными пунктами внутри страны и с многими зарубежными странами. Гражданский воздушный флот СССР увеличил объём пассажирских перевозок с 0,2 млрд. пассажиро- км в 1940 до 122,6 млрд. пассажиро- км в

1975. Успешно решается задача по созданию высокоэффективной единой транспортной системы страны, которая полностью удовлетворит потребности населения и народного хозяйства в перевозках (см. табл.
1). Табл. 1 . - Показатели развития транспорта общего пользования в СССРВиды транспорта Протяжённость сети, тыс. км . Грузооборот, млрд. ткмПассажиро-оборот,млрд. пасс.кмСебестоимость перевозки грузов1, коп/10 ткм1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 Железнодорожный Автомобильный Морской Речной Воздушный Нефтепроводный Газопроводный 116,9 177,32 - 130,2 300,5 5,4 2,3 138,3 660,52 - 145,4 827,0 56,9 99,2 602,3 20,1 39,7 46,2 0,14 4,9 1,54 3236,5 337,4 736,2 221,7 2,59 665,8 279,44 88,0 5,23 1,2 2,7 1,2 - - 312,5 303,63 2,1 6,3 122,6 - - 4,861 73,56 3,47 3,75 - 2,29 - 2,478 50,51 1,98 2,59 - 0,84 -1 В ценах соответствующих лет. 2 Все дороги с твёрдым покрытием. 3 Перевозки автобусами общего пользования. 4 Подача товарного газа, млрд. м3В зарубежных социалистических странах также высокими темпами развиваются материально-техническая база Т., его грузооборот и пассажирооборот. Общий объём грузооборота в странах - членах СЭВ увеличился в 1950-75 более чем в 7 раз, в том числе в ВНР - в 5,7 раза, ПНР - в 8,0, СРР - в 15, НРБ - в 21 раз. Наибольшее значение в грузообороте Т. общего пользования имеет железно-дорожный и морской Т. Растет доля автотранспорта. По густоте железнодорожной сети страны - члены СЭВ (кроме МНР) превосходили (
1975) страны Западной Европы: на 10 тыс. жителей приходилось 6,0 км железных дорог против 5,4 км в капиталистических странах Западной Европы. Совершенствуется и повышается пропускная и провозная способность железных дорог. Осуществляется переход к прогрессивным видам тяги. В ПНР, ЧССР и НРБ электрифицировано более 20% сети железных дорог, в ГДР, ВНР и СРР более 10%. В среднем уровень электрификации сети железных дорог европейских социалистических стран составляет (
1975) 18 % . Проводится реконструкция верхнего строения пути, введена более совершенная система автоблокировки и диспетчерской связи. В 1950-74 сеть дорог с твёрдым покрытием в странах - членах СЭВ возросла на 22%. В республике Куба только за 1970-75 сеть автодорог с твёрдым покрытием увеличилась более чем на 14%. В 1950-75 пассажирооборот в зарубежных социалистических странах в междугородных сообщениях увеличился почти в 3,5 раза, в том числе в ВНР - в 4,1 раза, в СРР - в 5,0 раза, ПНР - в З,1, в ЧССР - в 2,3, в ГДР - в 2,1 раза. Характерны более быстрые темпы роста пассажирских перевозок в междугородных сообщениях автобусами и авиационным Т. За 1950-74 в странах - членах СЭВ пассажирские перевозки на авиационном Т. увеличились в 53 раза, на автомобильном -в 24, а по железным дорогам - лишь в 1,9 раза. Состояние и темпы развития Т. стран - членов СЭВ характеризуются данными, приведёнными в табл. 2 и 3 . Табл. 2 . - Протяжённость транспортной сети стран - членов СЭВ, тыс. кмСтрана Год Железные дороги Автомобильные дороги Внутренние водные пути всего в том числе с твёрдым покрытием БолгарияВенгрияГДРПольшаРумынияЧехословакияКубаМонголия1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 4,0 4,3 9,9 8,4 15,9 14,3 26,3 26,7 10,8 11,0 13,1 13,2 5,2 5,2 1,4 1,4 26,1 36,2 28,3 30,0 42,9 47,61 261,0 257 79,6 77,9 71,33 73,5 18,9 27,01 - - 24,0 31,5 26,2 28,8 42,9 47,61 97,4 140,0 44,4 60,6 70,72 73,5 8,1 11,51 - - 0,5 0,5 1,3 1,3 2,9 2,5 - 3,9 1,6 1,7 0,5 0,5 - - 0,1 0,41

1974. 2 Дороги общегосударственного значения.Табл. 3 . - Грузооборот транспорта общего пользования стран - членов СЭВ, млрд. ткмСтрана Год Вид транспорта железно-дорожный автомобильный внутренний водный морской (под национальным флагом ) Нефтепродукто- проводный БолгарияВенгрияГДРПольшаРумынияЧехословакияКубаМонголия 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 1950 1975 2,6 17,3 5,4 23,5 15,1 49,7 35,1 129,2 7,6 57,7 16,2 62,7 1,1 1,8 0,001 2,1 0,2 6,3 0,1 4,3 1,0 7,9 0,2 8,1 0,04 9,3 0,4 7,3 0,8 0,71 0,02 0,8 0,2 2,4 0,5 1,5 1,5 2,0 0,3 1,9 0,7 2,1 0,8 2,6 - - - 0,005 0,3 42,2 0,1 2,6 - 82,9 9,1 206,0 0,6 66,3 - 12,0 - 22,7 - - - - 0,03 2,5 - 4,3 - 12,7 0,2 2,8 - 4,4 - - - -1

1974. Транспортные системы индустриально развитых капиталистических стран характеризуются высоким уровнем развития всех (США, Канада) или многих (страны Западной Европы, Япония) видов Т. (табл. 4 и
5). В Великобритании в основном развиты морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Т., но слабо используются внутреннее судоходство и трубопроводный Т. В ФРГ сравнительно слабо развит трубопроводный Т., но железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной Т. отличаются высоким уровнем. В Японии высокий уровень имеют главным образом но железнодорожный и морской Т.; быстро развивается автомобильный транспорт, слабо - трубопроводный, воздушный и внутренний водный Т. Табл. 4 . - Протяжённость транспортной сети некоторых капиталистических стран,тыс. кмСтрана Год Железные дороги Автомобильные дороги Внутренние водные пути Нефте- и продуктопроводы всего в т. ч. с твёрдым покрытием Развитые капитали- стические страны Из них:СШАКанадаВеликобританияФРГФранцияЯпония 1950 1973 1950 1974 1950 1973 1950 1974 1950 1974 1950 1974 1950 1973 722 673 360 322 69 73 32,9 18,2 37,2 37,1 51,8 34,4 25,6 21,0 10066 13100 5332 61271 550 850 299 344 348 4481 1130 1479 300 10504 6172 10090 3222 4895 280 645 284 344 247 3811 680 1090 300 10504 83,9 79 46,0 412 3,2 3,2 3,9 1,23 3,5 6,03 13,2 7,23 - - 155 292 155 254 1,6 30,0 - 2,0 - 2,0 - 5,9 - 0,81

1973. 2

1969. 3

1971. 4

1972.Табл. 5 . - Грузооборот транспорта некоторых капиталистических стран,млрд. ткм Страна Год Виды транспорта железно-дорожный автомобильный внутренний водный морской нефте-и продуктопроводы Газопроводы воздушный всего в т. ч. междугородные и пригородные сообщения всего каботаж СШАКанадаВеликобританияФРГФранцияЯпония 1959 1974 1950 1973 1950 1974 1950 1974 1950 1974 1950 1974 918 1300 81 191 36,2 24,0 45,1 72,0 42,5 78,0 58,7 52,0 332,4 980 13 65 26,2 90 15,3 59 14,5 90 141 131 252,4 7381 11 571 20 801 12 801 13 701 174 3,41 238,5 525 31 50 0,3 0,1 16,7 51,0 6,7 13,7 - - 609,7 790 14 94 1003 17701 17,7 106 53,9 802 5200 3150 351,7 5601 8 141 16 241 0,7 1,01 1,9 101 154 17,11 188,6 765 0,9 70 - 4,7 - 16,7 - 36,2 0,7 - 70,0 4201 0,5 601 - 1,11 - 1,51 - 3,71 0,15 - 0,6 9,0 0,03 0,6 0,04 1,1 - 0,5 0,02 0,9 0,28 -1

1973. Железнодорожный Т. Северной Америки имеет существенные отличия от железнодорожного Т. Западной Европы. США и Канада уступают западноевропейским странам по густоте железнодорожной сети и протяжённости двухпутных линий, но превосходят их по мощности локомотивов, грузоподъёмности вагонов и массе поездов, применению автоблокировки и диспетчерской централизации, мощности грузопотоков. Железнодорожный Т. стран Западной Европы частично электрифицирован, и электрификация его продолжается. Тепловозная тяга широко применяется в маневровой работе и меньше на магистральных линиях. В США и Канаде тепловозы стали практически единственным видом тяги, электрификация железных дорог США почти прекратилась ещё до 2-й мировой войны 1939-45 и даже на отдельных ранее электрифицированных линиях электровозы заменены тепловозами. Существуют особенности и на водном Т. На главных речных артериях стран Западной Европы (рр. Рейн, Сена, Дунай) преобладают самоходные грузовые суда. Несамоходные грузовые суда применяются в основном на мелких реках и устаревших каналах. На реках и каналах США, даже на главных речных путях (рр. Миссисипи, Огайо, береговых водных путях) используются крупные несамоходные суда - баржи, соединяемые в большие толкаемые составы. Лишь на Великих озёрах и реках Канады применяются самоходные грузовые суда. Менее резкие различия наблюдаются в автомобильном, морском и воздушном Т. В странах Западной Европы автодорожная сеть в целом значительно гуще, чем в США и Канаде, выше доля дорог с твёрдым покрытием. Быстрое развитие автомобилестроения в США и странах Западной Европы привело к гипертрофии легкового автотранспорта и переключению на него большую часть пассажирских перевозок. Это отрицательно влияет на ряд экономических показателей работы транспортной системы в целом, резко ухудшает санитарные условия крупных городов и загрязняет биосферу (см. в ст. Городской транспорт ). В транспортных системах развивающихся стран преобладание одного или двух видов Т. сопровождается резким отставанием других. В этих странах сеть железных дорог имеет разную колею, что приводит к удорожанию перевозок, препятствует развитию межрайонных экономических связей и тормозит развитие хозяйства в целом. Технический уровень железнодорожного Т. низок. Преобладает паровая тяга, локомотивы большей частью маломощны, вагоны двухосные и малой грузоподъёмности . Автодорожная сеть большинства развивающихся стран представляет собой грунтовые дороги, которые не проходимы в период дождей. Морские перевозки в основном выполняются иностранным флотом. Только после освобождения от зависимости иностранного капитала в 70-е гг. 20 в. во многих странах началось строительство многополосных усовершенствованных дорог типа автострад или автомагистралей, а также приобретение собственных морских судов. Протяжённость и грузооборот транспортных систем некоторых развивающихся стран характеризуют данные, приведённые в табл. 6 и 7 . Табл. 6 . Протяжённость транспортной сети некоторых развивающихся стран, тыс. км Страны Год Железные дороги Автомобильные дороги Внутренние водные пути Нефте- и продуктопроводы всегов т. ч. с твёрдым покрытием Развивающиеся страны Из них: ИндияБразилияАргентина 1950 19731950 1973 1950 1973 1950 1973 317 29954,8 60,1 36,7 31,8 42,9 40,4 2524 4520430 1195 340 1000 75 215 706 1670190 404 40 170 25 80 159 1648,0 9,0 33,0 35,0 3,0 3,0 5 75- 2,7 0,1 2,9 0,5 3,8 Табл. 7 . - Грузооборот транспорта некотрых развивающихся стран, млрд. ткм Страны Год Виды транспорта железно- дорожный автомобильный внутренний водный морской нефте- и продуктопроводы газопроводы воздушный всего в т.ч. междугородные и пригородные сообщения всего каботаж Развивающиеся страны Из них: ИндияБразилияАргентина1950 19731950 1973 1950 1973 1950 1973 93 29044 147 8 25 17 13 24 4756 65 12 170 9 50 17 3404 45 6 90 5 30 13 363,5 6 1,5 7 1 4 428 95003,1 120 11 173 4 70 12 1600,5 70 8 23 1 10 17 360- 3,0 0,1 2,3 0,3 3,1 1,7 24- - - 1,1 0,7 3,4 0,1 2,1- 0,210,21 - 0,1 1

1974.Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 13, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же. Капитал, т. 2, гл. 6, 9, 12, 13, там же, т. 24; его же, Капитал, т. 3, гл. 43, там же, т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40, с. 230; его же, там же, т. 44, с. 302; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Хачатуров Т.О., Транспорт и связь СССР, М., 1953; Орлов Б. П., Развитие транспорта СССР. Историко-экономический очерк, М., 1963; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967; Василевский Л. И., Транспортная система мира, М., 1971; Бирюков В., Транспортная система страны, 'Плановое хозяйство', 1973, | 1; Станиславюк В. Л., Перспективы развития транспортной сети СССР, М., 1973; Зотов Д. К., Транспорт на пороге десятой пятилетки, М.,

1975. А.А.Митаишвили.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
транспорт

центральное издательство в системе Госкомиздата СССР. Находится в Москве. Создано в 1964 на базе издательств Автотрансиздат (оснван в
1953), 'Морской транспорт', 'Речной транспорт' (оба основаны в
1954), Трансжелдориздат (основан в
1923). Выпускает научно-техническую и производственную литературу по железнодорожному, автомобильному, авиационному, морскому, речному и городскому транспорту, по проблемам согласованного развития различных видов транспорта как составных частей единой транспортной системы, а также научно-популярную и справочную литературу, информационные издания для пассажиров, учебники и учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений, технических школ и сети заочного обучения. Издаёт журналы: 'Автоматика, телемеханика и связь ' , 'Автомобильные дороги' , 'Автомобильный транспорт' , 'Железнодорожный транспорт' , 'Морской флот' , 'Путь и путевое хозяйство' , 'Транспортное строительство' и др. По заказам транспортных организаций печатаются бланки перевозочных документов, проездных билетов, служебных расписаний, графики движения поездов, каталоги, рекламно-информационные материалы и нормативные документы. Отделения издательства в крупных административных центрах СССР осуществляют книжную торговлю на транспортных предприятиях. Ежегодно выпускается свыше 1200 названий различных изданий общим тиражом более 20 млн. экземпляров. В. П. Титов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
транспорт

транспорт, -а

Полный орфографический словарь русского языка
транспорт

транспорт, -а (в бухгалтерии)

Полный орфографический словарь русского языка
транспорт

тот или иной вид, совокупность перевозочных средств; отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов партия отправляемых, перевозимых или получаемых грузов, доставленных одновременно обоз или совокупность перевозочных средств специального назначения , морское грузовое или пассажирское судно , служба сервиса мгновенных сообщений, обеспечивающая взаимное прохождение сообщений между различными сетями , перенос ставки на другую карту

Викисловарь
Примеры употребления слова транспорт в тексте

Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования.

По технологии перемещения сухопутный транспорт, в свою очередь, делится на рельсовый (ж.-д., трамвайный, метрополитен), безрельсовый (автомобильный транспорт, гужевой), трубопроводный транспорт; по типу тяги – на ветряной, паровой, бензомоторный, дизельный, электрический, магнитный, а также приводимый в движение живой силой (животными или людьми).

пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной «трамвай», моторные и гребные лодки, паромные переправы); воздушный транспорт (вертолёты).

не только трубопроводного транспорта, но и высоковольтных линий электропередачи.   В СССР создан мощный воздушный транспорт, развитый автомобильный и газопроводный транспорт, а в городах — троллейбусный транспорт и метрополитен.

В 1919 назывался «Железнодорожная техника и экономика», в 1920—24 — «Техника и экономика путей сообщения», в 1924—25 — «Хозяйство и транспорт», в 1926—30 — «Транспорт и хозяйство», в 1930—40 — «Социалистический транспорт», с 1941 — «Железнодорожный транспорт».

также Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Городской транспорт.   Лит.: Кудрявцев А.

При движении комбайна два горизонтальных диска подрезают корни растений на глубине 2—5 см, затем вертикальные транспортёры подают кусты на элеватор, на котором частично отсеивается почва и с которого кусты поступают на поперечный транспортёр, где выделяются комки почвы и оторвавшиеся плоды и просыпаются на выносной транспортёр, потом на ленточный транспортёр.

Транспорт веществ через биологическую мембрану с участием переносчиков: S — субстракт; X, Y, a, b, c, d, e — переносчики; А — транспорт с участием одного переносчика, Б — транспорт с участием двух переносчиков, В — транспорт по специфическому каналу (поре).

... сельскохозяйственного производства Транспорт Железнодорожный транспорт Речной транспорт Морской транспорт Автомобильный транспорт Трубопроводный транспорт Воздушный транспорт Связь Основные ...

Слова которые можно составить из слова транспорт
ано ант антро аон апн апо апорт апт арно аро арон арп арро арс арт арто артос артро асоп асот астон астро атно ато атон атп атс атто аттон наос напор нар нарост нарот нас насп наст насто нато наторп натр ноа нор нора норт нос нот нота нпо нсо нто нтр оас она онар онат онта опа опс опт оптант оптат оран орнат орр орс орт орта оса осн оспа ост остан отрар отс пан пано пансо пант панто пар парно парс парт пас пасо пасто пастор пат пато патон патрон пнр пона понас понт пора порас порат порса порт порта портан пос пост пот пота потт пра прас про проран прост прот пса псора птр птс ран рано рант рао рапорт рапс рар рас распор раст растр рона ронсар ронта роп ропа ропс рос роса рост роста ростан ростр ростра рот рота ротан рта рто сан сао сап сапрон сар саррот сарто сартр сат сато сна сно сноп снота соан сон сона сонар соп сопа сопран сор сора соран сорт сот спа спо спона спор спора спорт спот ста стан стар старо старт стат статор сто стон стоп стопа стора страто стратор строп стропа тан таро тарс тат тон тона тонар тонс топ топа топар тор тора торн торп торпа торр торранс торс торт тоса тост тот тпрр транс трап трас траст трон трона троп тропа трос трост трот трр понта апр страпон нпр тапс тар нотт ррс пнс прато тосна стратон осан аст танто арнор спорран нао пто срп тос отан тнт нтс тарон роран тст снп антроп антроп апс арнотт отт парр паттон понс старр нпа ротта тарп норат пратт рат саттон сарн пср арнс тарр паррот ратно птрс оср прора опн нарт остра ротт саон асп тато ансо топас наррос трасо портас понтс торас сарон псн трота осп нат спт парос опра отап ррп тарт посан сопатр аср натто спарро трп рор рсп тарн тпс роа рпн нао сорта тропан рон астор нотар пор тао атос сарно наро стра носта трат нпс ратон тро рпа тонас ота тсн троарн арсо тсп рст поас аср прон нра напо ора роан рса трсат тнп патос нст аспрон стп аоп анст отра проа орн торан спр оттар нрпр рора строна стотра ортант ратот аост отран спат стоа протат сртр топса артон аптон танр тпо отар нта асо арн спано сота опта топан нсп спон анос постна торпас онса отта поста раптор просна торта расо поттс аст снр пон торса анор натор понарт тота аспо тросна носа сано сотта трор сант паро прт асо торран наср снопа тосп орсан расто аррон артс тартон тоар танос срна арос рсо раон сотр апсон тосар сарр порста тано тап партс псо тонта тарнос ранс пст тран пран орса тансо прат трн орас транос опан сарт ттп опса ротар стопан сарп поррас пратс оан рср спрота оста саро анс праст сартор нарп арнос асон парон страт таос торна стор нрс сорн стро рпо парро тсо паррос осат аспро саторн троан растон снотра апс
Цитаты со словом транспорт

Между тем, к чемпионату За повышенную плату Закупили шесть голов Суперскоростных волов. Транспорт сей приобрели Из-за тридевять-земли: Их нам втюхал хан Мамай Из провинции Хюндай.

Сказочная Русь

Тил’к: Транспорт работает в пределах ожидаемых параметров.

Звёздные врата: SG-1

Один из студентов поднял руку: он, конечно, вполне понимает, почему нельзя, чтобы низшие касты расходовали время Общества на чтение книг, и притом они всегда ведь рискуют прочесть что-нибудь могущее нежелательно расстроить тот или иной рефлекс, но вот цветы... насчет цветов неясно. Зачем класть труд на то, чтобы для дельт сделалась психологически невозможной любовь к цветам?Директор терпеливо стал объяснять. Если младенцы теперь встречают розу ревом, то прививается это из высоких экономических соображений. Не так давно (лет сто назад) у гамм, дельт и даже у эпсилонов культивировалась любовь к цветам и к природе вообще. Идея была та, чтобы в часы досуга их непременно тянуло за город, в лес и поле, и, таким образом, они загружали бы транспорт.— И что же, разве они не пользовались транспортом? — спросил студент.— Транспортом-то пользовались, — ответил Директор. — Но на этом хозяйственная польза и кончалась.У цветочков и пейзажей тот существенный изъян, что это блага даровые, подчеркнул Директор. Любовь к природе не загружает фабрик заказами. И решено было отменить любовь к природе — во всяком случае, у низших каст; отменить, но так, чтобы загрузка транспорта не снизилась. Оставалось существенно важным, чтобы за город ездили по-прежнему, хоть и питая отвращение к природе. Требовалось лишь подыскать более разумную с хозяйственной точки зрения причину для пользования транспортом, чем простая тяга к цветочкам и пейзажам. И причина была подыскана.— Мы прививаем массам нелюбовь к природе. Но одновременно мы внедряем в них любовь к загородным видам спорта. Причем именно к таким, где необходимо сложное оборудование. Чтобы не только транспорт был загружен, но и фабрики спортивного инвентаря. Вот из чего проистекает связь цветов с электрошоком, — закруглил мысль Директор.— Понятно, — произнес студент и смолк в безмолвном восхищении.

О дивный новый мир

Повелитель Снов: (Доктору) Транспорт чудной, причёска нелепая, одежда — как от безрукого портного-первокурсника… Почему бы тебе не завести фиолетового космического мини-пёсика в доказательство того, что ты межгалактический шут?

Одиннадцатый Доктор — Сезон 5

Скоро в силу вступит возрастные цензы на места общественного пользования, например футбольные стадионы, где дети могут научиться неприличным словам. Это будет рейтинг «18+». В дальнейших планах ввести рейтинг «16+»на общественный транспорт и «12+» на цирк, театр, больницы и школы, ну а до 12 лет дети будут воспитываться в семьях.

Hobosti
Дополнительная информация:

Транслитерация: transport
Задом наперед читается как: тропснарт
Транспорт состоит из 9 букв

рифмы к слову транспорт, слова из слова транспорт, слова начинающиеся на "тр", слова начинающиеся на "тра", слова начинающиеся на "тран", слова заканчивающиеся на "т", слова заканчивающиеся на "рт", слова заканчивающиеся на "орт", слова заканчивающиеся на "порт", слова содеращие "ра", слова содеращие "ран", слова содеращие "ранс", слова содеращие "рансп", слова содеращие "ранспо", слова содеращие "ранспор", слова содеращие "ранспорт",

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я