Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова джаз

Джаз в словаре кроссвордиста

джаз

джаз — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, элементов афроамериканского фольклора. Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах.

Википедия
джаз

м.

1.Вид профессионального музыкального искусства, сложившегося в конце XIX - начале XX в. на основе сочетания черт европейской и африканской культуры ( ритм, мелодические акценты, импровизация и т.п. ) .

2.Музыкальные произведения ( обычно танцевальные или песенные ) , относящиеся к данному виду искусства.

3.Оркестр или ансамбль, состоящие из духовых, ударных и шумовых инструментов, исполняющие эти произведения.

Большой современный толковый словарь русского языка
джаз

( англ. jazz)
1) род профессионального муз. искусства, сложившийся на рубеже 19- 20 вв. в результате синтеза европейской в африканской муз. культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США; основные черты джаза - основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и т. д. ( см. также джаз-банд , регтайм );
2) оркестр, состоящий преимущ. из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенный для исполнения такой музыки; симфонический д. (симфоджаз) - состав джаза с дополнением инструментов симфонического оркестра (скрипка, виолончель и др.).

Новый словарь иностранных слов
джаз

м.
1) Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные шумовые инструменты и певцы-солисты.
2) Увеселительная (обычно танцевальная) музыка, исполняемая таким оркестром.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
джаз

[англ. jazz]

1. род профессионального муз. искусства, сложившийся на рубеже 19- 20 вв. в результате синтеза европейской в африканской муз. культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в сша; основные черты джаза - основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и т. д. (см. также джаз-банд, регтайм);

2. оркестр, состоящий преимущ. из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенный для исполнения такой музыки; симфонический д. (симфоджаз) - состав джаза с дополнением инструментов симфонического оркестра (скрипка, виолончель и др.).

Словарь иностранных выражений
джаз

джаз, -а

Словарь русского языка Лопатина
джаз

! оркестр, состоящий Maxime из духовых, ударных и шумовых инструментов Играет д. Играть в джазе. Любитель джаза. джаз оркестр, состоящий Maxime из духовых, ударных и шумовых инструментов, а также предназначенная для такого оркестра музыка, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций Играет д. Играть в джазе. Любитель джаза.

Словарь русского языка Ожегова
джаз

(англ. jazz), вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. в среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Развертывание музыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразным эффектом ритмической иррегулярности (т. н. свинг; также название стиля джаза), достигаемым особой мелодической акцентировкой, рубато и т. п. при четкой метрической пульсации, оригинальной (т. н. джазовой) гармонией. В русле т. н. классического и современного джаза сложился ряд стилистических направлений. Оказал большое влияние на современную музыку.

Современный толковый словарь, БСЭ
джаз

м.
1) Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные шумовые инструменты и певцы-солисты.
2) Увеселительная (обычно танцевальная) музыка, исполняемая таким оркестром.

Толковый словарь Ефремовой
джаз

джаза, и ДЖАЗ-БАНД, джаз-банда, м. (англ. jazz-band) (нов.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преимущ. ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения).

Толковый словарь русского языка Ушакова
джаз

(англ. jazz), род профессионального музыкального искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы - полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме 'зов и ответ', вокальная экспрессивность, импровизационность - вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора - обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово 'Д.' первоначально в сочетании 'джаз-банд' стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за пределы Южных штатов. В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика. Среди крупнейших представителей свинга - оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом 'би-боп', принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие современного Д. происходит в борьбе разных течений - так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В середине 50-х гг. сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название 'рок-н-ролл' (англ. rock'n' roll - качайся и катись), затем 'биг-бит' (англ. big beat - большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям ('Битлз', 'Чикаго' и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений. Распространение Д. за пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на основе национальных традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др. Становление Д. в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза. Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях многих крупных композиторов - К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в советской музыке - И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926; Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965; Чернов А., Вялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М. - Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, 'Театр', 1965, | 10, 12; 1966, | 2, 3; Переверзев Л., Из истории джаза, 'Музыкальная жизнь', 1966, | 3, 5, 9, 12; Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]; Ojakaar V., Dzass-musika, Tallinn,

1966. Л. Б. Переверзев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
джаз

джаз, -а

Полный орфографический словарь русского языка
джаз

вид музыкального искусства и музыкальный стиль, сложившиеся в США в конце XIXначале XX в. на основе сочетания черт европейской и африканской культуры и затем получившего международное распространение музыкальное произведение (музыкальные произведения), написанные и исполняемые в таком стиле оркестр или ансамбль, состоящие из духовых, ударных инструментов и перкуссии, исполняющие произведения такого стиля

Викисловарь
джаз

весна

Викисловарь
Примеры употребления слова джаз в тексте

Инженеp-механик и стpоитель Олег Чеpняев - веpный помощник Юpия Веpменича, поpаботал и в Совете Кафе и джаз клyбе, yчаствовал в оpганизации всех воpонежских джаз фестивалей; такой опыт позволил емy пpиобpести добpое имя в джазовом миpе - pyководимые им в 70-х и 80-х годах московские клyбы "All Stars" и "JazzLand" занимают достойное место в истоpии отечественного джаза.

Не где-нибудь, а в Америке, на родине джаза, с середины пятидесятых и особенно шестидесятых годов все громче кричали: джаз отжил свой век, джаз не для молодых, а для престарелых, джаз - это вчерашний, даже позавчерашний день.

Кому это необходимо, пусть заглянет в "Словарь иностранных музыкальных терминов" (Ленинград, 1974), "Лексикон джаза" Владимира Симоненко (Киев, 1981), "Словарь специальных терминов" Валерия Озерова в книге "Становление джаза" Джеймса Коллиера (Москва, 1984), "Краткий словарь основных джазовых терминов" Георгия Гараняна и Александра Медведева в книге "Советский джаз.

Период 60-70-х годов определяется понятием «джаз-авангард» («модерн джаз», «модальный джаз», «атональный джаз»).

Как наисвятейшему жрецу джазового алтаря, ему легко было так говорить, потому что всю свою жизнь Луис играл джаз, пел джаз, сам был джазом.

Зарождается и со временем все более обостряется антагонизм между искусством, развивающим традиции негритянского джаза, и так называемым «коммерческим» джазом — «индустрией на джаз».

Радиоинженеp ленингpадец Ефим Гyзиков интеллект джаз клyба; попав в Воpонеж по pаспpеделению после окончания инститyта и пpожив в нём всего тpи года, он оставил неизгладимый след в мyзыкальной жизни гоpода - создал биг бэнд и великолепный диксиленд, котоpый игpал на танцах в паpке за кинотеатpом "Спаpтак", воспитал многих мyзыкантов; читая интеpеснейшие лекции в джаз клyбе, наyчил его членов слyшать, а многих и слышать джазовyю мyзыкy.

История паренька, играющего джаз при гитлеровском режиме и мечтающего о настоящем бас-саксофоне в настоящем джазовом оркестре, -- чистое волшебство, парабола, притча на темы искусства и политики в той зоне, где они как-то уживаются вместе, а джаз в полной мере служит метафорой человеческой свободы и самореализации.

Власть права – «русских мальчиков» нельзя никуда пускать – ни в джаз, ни в литературу, везде они будут вопить селезенкой… и джаз превратят в неджаз и политику в неполитику…

Слова которые можно составить из слова джаз
Цитаты со словом джаз

Музыка рождается и льётся из души. Это наш Бог, наша религия. Внутри их душ нет истинной музыки. Они выёживаются и делают джаз за чьи-то баксы или за прелести смазливой бабёнки.

Чарльз Мэнсон

Человек воспитанный играет так, как он воспитан. А мы люди невоспитанные и можем и джаз играть, и рок, и панк. Можем и минимальную музыку играть, и шумовую.

Егор Летов

Я люблю диско, блюз, старый нью-орлеанский джаз и советскую эстраду в лучших ее традициях - это мировая культура. Обожаю Дунаевского, Пахмутову, Таривердиева, Тухманова и т. д. Это такое же явление, как французский шансон, венская оперетта. Ничего подобного в мире не было ни по мелодике, ни по подаче.

Сергей Васильевич Соседов

Русский Репортёр: Джаз всем телом

Авишай Коэн

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я