Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова литература

Литература в словаре кроссвордиста

литература
литература

Литература Литерату́ра (, — "написанное", от "lit(t)era" — буква) — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Википедия
литература

ж.

1.Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. отт. Совокупность произведений такого вида искусства.

2.Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-либо отрасли знания, к какому-либо вопросу.

3.Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

Большой современный толковый словарь русского языка
литература

( лат. litteratura)
1) совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества;
2) художественная литература как вид искусства; произведения этого вида искусства;
3) сочинения по данному предмету или вопросу.

Новый словарь иностранных слов
литература

ж.
1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2) а) Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. б) Совокупность произведений такого вида искусства.
3) Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-л. отрасли знания, к какому-л. вопросу.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
литература

[лат. litteratura]

1. совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества;

2. художественная литература как вид искусства; произведения этого вида искусства;

3. сочинения по данному предмету или вопросу.

Словарь иностранных выражений
литература

литерат`ура, -ы

Словарь русского языка Лопатина
литература

письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма) Теория литературы. Советская л. литература совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу Политическая л. Техническая л. литература произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л.

Словарь русского языка Ожегова
литература

[лат. lit(t)eratura, букв. - написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. - «изящная словесность»). В этом значении литература - явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе - речь - позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях (см. Монолог и Диалог). Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм (см. Проза и Поэзия), изобразительных средств языка (см. Речь художественная), приемов композиции. Существуют виды письменных произведений., смыкающиеся с художественной литературой, - мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза - относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства - кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением.

Современный толковый словарь, БСЭ
литература

литература ж.
1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2) а) Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. б) Совокупность произведений такого вида искусства.
3) Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-л. отрасли знания, к какому-л. вопросу.

Толковый словарь Ефремовой
литература

литературы, ж. (латин. litteratura).

1. Вся Совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература.

2. Совокупность художественных словесных произведений. Западноевропейская литература. Советская литература. Литература 20-го века.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-н. отрасли знания (книжн.). Историческая литература. || Сочинения, относящиеся к какому-н. отдельному изучаемому вопросу (книжн.). Указать литературу предмета. Литература по русскому языку. О Пушкине существует обширная литература.

Толковый словарь русского языка Ушакова
литература

[лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква], один из основных видов искусства - искусство слова. Термином 'Л.' обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; так, различают Л. научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле Л. называют произведения художественной письменности. Термин 'Л.' (или, как говорили раньше, 'изящная Л.' - В. Г. Белинский) сложился сравнительно недавно; начал широко употребляться лишь в 18 в. (вытеснив термин 'поэзия', 'поэтическое искусство', который ныне обозначает стихотворные произведения Л.). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое сделало 'литературную' (т. е. 'буквенную', предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и, безусловно, господствующей; раньше в силу, в частности, весьма ограниченного количества рукописных книг искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление 'поэтического' действия средствами особого 'поэтического языка' ('Поэтика' Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока). Л. в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознаёт себя с рождением 'гражданского', буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времён также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существ. преобразование в новом - не изустном, а читательском - восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного 'поэтического языка' - Л. вбирает в себя все элементы общенародной речи, её словесный 'материал' становится универсальным. Постепенно в эстетике (в 19 в., начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие Л. и она осознаётся прежде всего в ряду других (научных, философских, публицистических) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 в. утверждается, однако, синтетическое понимание Л. как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит к искусству, но вместе с тем как такой разновидности художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение Л. зафиксировано в употребительной формуле 'литература и искусство'. В марксистско-ленинском понимании Л., как и все др. виды искусства, есть специфическая, художественно-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира. В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), Л. создаёт свою форму из слов , из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Т. о., форма Л. включает в себя предметно-чувственную сторону - определённые комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причём, эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении 'про себя'); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в её соотношении и взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь проникающая Л., позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности. 'Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств' (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 7-8,
9). Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета Л. было замечено ещё Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей. Но лишь в 19 в., т. е. в преимущественно 'литературную' эпоху художественного развития, эта специфика предмета Л. была вполне осознана. 'Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком. С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка' (Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971, с.
355). Всякое художественное произведение есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, 'сделанное', сотворённое человеком, а также - нечто познанное, открытое им. Эти функции - общения, созидания и познания, равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении Л. на особое, а в 19-20 вв. - даже на центральное место среди других искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию, к отображению бытия в духовно-мыслительных формах. Расцвет Л. находится в определённой связи с подъёмом познавательно-критического духа в эпоху нового времени. Л. стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления 'Л. художественной' можно прямо сопоставить с философией, публицистикой, историей, психологией и т. п. Л. нередко называют 'художественным исследованием' или 'человековедением' (М. Горький) - за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В Л. более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстаёт миром осмысленным, аналитически высветленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому Л. - наиболее идееносное и идеологичное из всех искусств. Л., образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает др. искусствам по силе чувственного воздействия, но 'выигрывает' с точки зрения всеохватывающего проникновения в 'суть вещей'. Главную силу литературного образа составляет не 'наглядность' или 'изобразительность', а особого рода художественная диалектика - способность освещать одно через другое, соотносить, сопоставлять, 'стягивать' самые разнообразные явления, подчас далёкие и разобщённые, улавливать их потаённые взаимосвязи. Л. делает это, свободно оперируя 'всеобщим эквивалентом' - словом, для которого нет преград (см. Художественный образ ) .Из духовной специфики Л. вытекают присущие ей особенности художественной коммуникации, передачи своих 'сообщений'. Л. в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилиям читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть 'явлено' только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие. Л. И. Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает '...иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю... Произведение искусства только тогда истинное произведение искусства, когда, воспринимая его, человеку кажется - не только кажется, но человек испытывает чувство радости о том, что он произвел такую прекрасную вещь' (Толстой Л. Н., О литературе, 1955, с. 598,
603). В словах Л. Н. Толстого подчёркнуто и то обстоятельство, что Л. в полной мере сохраняет роднящую её с другими видами художественной деятельности функцию созидания, в том числе воспитания художника в самом читателе; литературное произведение есть 'прекрасная вещь', хотя эта 'вещь' наделена своеобразным 'знаковым' бытием. Писатель не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме). Эта телесно-эмоциональная напряжённость не исчезает в готовом произведении: литературный образ не только осознаётся, но и ощущается подобно восприятию предметного или музыкального образа; в нём закреплено творческое усилие, 'преодолевающее' материал, зафиксирован творческий 'жест'. Словесная форма Л. (см. Речь художественная ) не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не 'говорит' (или 'пишет'), но разыгрывает речь подобно тому, как актёр на сцене не 'действует' в прямом смысле слова, а разыгрывает действия. Художественная речь не 'информирует', а создаёт последовательность словесных образов-'жестов'. Она сама становится действием, 'бытием'. Так, чеканный стих 'Медного всадника' словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряжённые, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф. М. Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературное произведение ставит читателя лицом к лицу не с оголённой мыслью, а с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но и переживать, 'жить', присутствовать в ней. Художественный мир произведения Л. - это новый факт, новое явление вечно творящей природы. Классики марксизма-ленинизма в суждениях об идеологическом и эстетическом характере искусства и Л. особо подчёркивали познавательные и воспитательные функции Л. Для Ф. Энгельса наиболее существенным в творчестве Бальзака было то, что он в своём 'поэтическом правосудии' сумел подняться на высоту 'революционной диалектики' самой истории. В. И. Ленин видел в творчестве Л. Н. Толстого 'гениальное освещение' 'великого народного моря, взволновавшегося до самых глубин' (см. 'О литературе, и искусстве', 1969, с. 219,
227). Подлинное соответствие функциям Л. он находил в романе Н. Г. Чернышевского 'Что делать-': 'Вот это настоящая литература, которая учит, ведет, вдохновляет. Я роман -Что делать-| перечитал за одно лето раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые волнующие мысли...' (там же, с.
651). Вместе с тем идеологи пролетариата ценили в искусстве 'художническое', созидательное начало, эстетическое наслаждение, формотворческий процесс и акт духовно-эмоционального общения. К. Маркс писал о 'вечной прелести' и вечном 'наслаждении', которое доставляет античное искусство (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с.
737). Ленин настаивал на том, что искусство '...должно объединять чувство, мысль и волю... масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их' ('О литературе и искусстве', 1969, с.
663). Художественная Л. любой эпохи обладает огромным многообразием. Прежде всего Л. делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу , а также на три рода - эпос , лирику и драму . Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется целый ряд переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определенны (см. Род литературный ) . В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении Л. так или иначе выступают образы людей - характеры (или герои) в определённых обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием. Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой , а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, напечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку её, 'познание и стремление (хотение)'. Оценочный (ценностный) аспект, или 'идейно-эмоциональную направленность' называют тенденцией ; в Л. социалистического реализма тенденция в широком смысле трактуется как партийность .Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических 'образных' высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя то или иное отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамический характер словесного искусства, в отличие от статического характера изобразительных искусств, впервые осветил Г. Э. Лессинг ('Лаокоон, или О границах живописи и поэзии',
1766). Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и 'речевые движения' - реплики героев и автора, которые воплощают либо известное волеизъявление, либо опять-таки душевное движение. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие и конфликт , фабулу и мотивировку , тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией или (как иногда говорят) 'внутренней формой' произведения. К 'внутренней форме' относится и композиция .Наконец, формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т. к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым всё содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея). Рассматривая строение произведения, его различные 'пласты' и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путём абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, её единой содержательно-формальной природы. В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени (например, главенствующее место романа в Л. нового времени). Наконец, в Л. выделяют различные творческие методы и стили . Определённые метод и стиль характерны для Л. целой эпохи или направления; с др. стороны, каждый большой художник создаёт свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления (см. Метод художественный ) .Л. (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности (см. Народное творчество ) в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально Л. не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках письменности, таких, как Библия, 'Махабхарата' или 'Повесть временных лет', элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями и т. п. Но синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм ) не лишает их эстетической ценности, т. к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. образует своего рода фундамент мировой Л. Эти Л. прекратили своё развитие, пережив молодость, зрелость и смерть, ещё до нашей эры или в первые её столетия; языки, на которых они создавались, перестали быть живыми. Однако созданные в древнем мире художественные ценности имели величайшее значение для тех 'новых' Л. мира, которые возникли в средневековую эпоху и развиваются до нашего времени. Библия, поэмы Гомера, 'Махабхарата', 'Шицзин', драмы Эсхила, Аристофана, Плавта, Калидасы, лирика Анакреонта, Горация, Катулла, Цюй Юаня, сатира Лукиана и Петрония, народная сатирическая книга 'Панчатантра' заложили основу многообразных форм литературного творчества, послужили своего рода образцом для последующего развития мировой Л. Вместе с тем Л. современных народов Запада и Востока, создавших новые государства на развалинах древнего мира, формируются самостоятельно, на почве самобытного фольклора. В средние века в Европе складываются героические поэмы и повести ('Песнь о Роланде', 'Песнь о Нибелунгах', 'Слово о полку Игореве' и т. п.), новые формы лирики и сатиры. Особенный расцвет переживают в это время Л. Востока: создаются монументальные эпические повествования (индийская 'Рамаяна', персидские 'Шахнаме', китайские 'Речные заводи', арабские 'Тысяча и одна ночь', японские 'Моногатари', грузинский 'Витязь в барсовой шкуре' Ш. Руставели и др.), творят великие лирические поэты - Бо Цзюй-и, Ли Бо, Ду Фу в Китае, Саади, Хафиз в Иране, Мацуо Басе в Японии и т. д. Для средневековой Л. характерны высокая степень обобщения средствами символа и аллегории , своеобразная нормативность и постоянство (каноничность) художественных средств, неразвитость собственно личностного начала в творчестве, что определяло монументальность эпоса и афористичность лирики, особенно в Л. Востока. Следующий всемирно-исторический этап в развитии Л. открывается эпохой Возрождения ; для него характерен высочайший расцвет Л. Западной Европы. Данте, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, У. Шекспир, М. де Сервантес закладывают фундамент новой европейской Л.; этих художников нередко рассматривают как основоположников реалистического творчества. Обобщенность их искусства неотделима от полнокровного воссоздания жизни, связь с художественной почвой коллективного, народного сознания не подавляет личностного содержания. С эпохи Возрождения 'Л. художественная' начинает развиваться в рамках определённых направлений, обладающих известным единством метода и стиля. Основные из этих направлений, сменяющих друг друга на протяжении 16-20 вв., - барокко , классицизм , Просвещение , романтизм , реализм , натурализм , символизм . В 20 в. получают распространение нереалистические и модернистские течения, многие из которых захвачены декадентством , отражающим глубокий кризис буржуазной культуры (см. Модернизм ) . Однако сложившийся в 19 в. реалистический метод остаётся ведущим и в современной мировой Л. Накануне 20 в. особую роль играет русская Л., которая позже других вышла на мировую арену и сумела вобрать в себя всемирный эстетический опыт, глубоко обогатив его. В творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова складывается новый тип реалистического творчества, завоёвывается новая ступень народности и гуманизма. Крупнейшие писатели 20 в., например Т. Манн, Р. Тагор, Лу Синь, Акутагава, У. Фолкнер и др., многократно признавали огромную роль русской классики в становлении их искусства. Продолжателем традиций русской Л. выступил М. Горький - основоположник социалистического реализма , сложившегося на рубеже 20 в. в эпоху бурного созревания и грозного свершения социальных революций и отражающего современный исторический процесс в свете идеалов социализма. К Л. социалистического реализма принадлежат такие представители Л. 20 в., как В. В. Маяковский, Б. Брехт, Я. Гашек, М. А. Шолохов, П. Неруда и др. См. также ст. Литературная критика , Литературоведение .Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Буало Н., Поэтическое искусство, М., 1957; Лессинг Г. Э., Лаокоон..., М., 1957; Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971; Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; Литературные манифесты французских реалистов, М., 1935; Русские писатели о литературе, т. 1-2, Л., 1939; Белинский В. Г., Общее значение слова литература, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; его же. Идея искусства, там же, т. 4, М., 1954; Толстой Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1-2, М., 1968; Достоевский Ф. М., Об искусстве, М., 1973; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Горький М., О литературе, М., 1961; Верли М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [т. 1-3], М., 1962-65; Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М., 1964; Дмитриева Н. А., Литература и другие виды искусства, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 4, М., 1967; Гачев Г., Жизнь художественного сознания..., ч. 1, М., 1972; Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, Л., 1929; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern, 1967 (есть библ.); Weliek R., Warren A., Theory of literature, N. Y., 1963 (есть библ.); Dictionary of world literary terms. Forms. Technique. Criticism, ed. by Jozeph Т. Shipley, Boston,

1970. В. В. Кожинов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
литература

литература, -ы

Полный орфографический словарь русского языка
литература

деятельность, связанная с сочинением текстов продукт такой деятельности, письменные или устные текстовые произведения совокупность публикаций по какой-либо специальной теме

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
литература

литература

Викисловарь
Примеры употребления слова литература в тексте

Именно поэтому русская природоведческая литература, а следом за ней и русская советская природоведческая литература и подарили нам высокие образцы художественной разработки темы «человек и природа», которые не имеют себе равных в других литературах мира.

Литература с Петра есть литература публики, а не народа, литература отвлеченной стороны народа, литература дворянская, чиновничья всех четырнадцати рангов, правительственная, правительством созданная и его воспевающая, литература безбородого класса.

Вскоре после этого англоязычная литература была разоблачена в Малайзии как жалкий призрак колониальной эпохи, пытающийся узурпировать права бесспорной и смелой выразительницы народных чаяний, национальной литературы Малайзии, а именно литературы на малайском языке (китайская и тамильская литературы были отнесены здесь к субнациональным, «племенным» литературам).

Поэтому как бы мы ни стали судить о нашей литературе по сравнению с иноземными литературами, но в нашем умственном движении играет она более значительную роль, нежели французская, немецкая, английская литература в умственном движении своих народов, и на ней лежит более обязанностей, нежели на какой бы то ни было другой литературе».

Европеизм русской литературы, чрезвычайно высокий при самом ее зарождении, когда русская литература составляла некое единство с литературами стран православной Европы, объединяясь с большинством этих литератур по литературному языку и составу памятников, часть которых была создана в России,— затем постепенно падает.

Бедна наша учебная литература, беднее ее наша детская литература, и мы сказали бы, что беднее всех их наша простонародная литература, если бы только у нас существовала какая-нибудь литература для простого народа…»

Бедна наша учебная литература, беднее ее наша детская литература, и мы сказали бы, что беднее всех их наша простонародная литература, если бы только у нас существовала какая-нибудь литература для простого народа.

Такое качество писателя становится еще более актуальным сегодня, то есть тогда, когда граница между японской и не-японской литературами не может быть прежней и трубуется попытка переосмыслить тот контекст мировой литературы, в корором находится и японская литература.

Когда я читал материалы вашего журнала, у меня возникло не то чтобы чувство протеста, скорее чувство несогласия с наиболее решительными заявлениями, что латиноамериканская литература заскочила чрезвычайно далеко вперед, обогнав все прочие литературы и преподав этим прочим литературам и культурам урок.

Слова которые можно составить из слова литература
аил аир аита алар алат али алур ара арат арил арли арра арт артари артрит артуа артур ару ата атаи атли атри аттар аттила ату ауита аул аули аура аут иат ила илурат ира итал итр иту лаар лар лара лари ларра лат лата латур лаури лира лиру лит литр литра литт луа луар луара лур лура раи раит рар ратау рати рау раут риал рила рита ритуал рта ртути руа рули рур рут рута рутил таи таир таит тал тала тали тара тари тартар тарту тат тата татаур татра тату тау таурт таут тиара тир тира тит тита титла титр титул тла тли траат трал трата траур три трир трита трр тру труа трут туат тул тула тулиара тур тура турати тут тута тути уатт уил уила уир уиттл улар улит улита ура урал урил урла уртит ута ути утрата арау лут итлар талар тар атиу ури аттал лаут литта арал тту талит уар тати лита арура лир алтар лрт риа атта аит уитт лаута таура рула триал таур алатри тауа рату рат атур тиу рил алта ларри лта тарр туа риау таурат татур ала лури луи арти аиту ратари лаура тратау трит аар ирура рура атлит тартаул турит урра тарт арари ирара татуи татари аррау ари алатту арта тируа ариал тил трали трат таула траа тулит аур утриа луатр тутри риу туар тирата урали таал ита уари арру лати таита атту итта аутари литау рара туи тауи арати ауа турри уттара риа татул аула тутлар лау ати рата таруи урт уларт атиа аари ула рауа тариат атар татаи уриал атла лаи алтат тлар турала уртаир ирар таат аау илут рутали тиаа уатла утта татал алаи урари лаур утата тарат алтаит тулат таурирт араи траут аттли алау аута ирула атира турата атал тарлау тулата туари алтура алу аруа тулари ратта татар тиа тила турар аури арита уали иру труи алуа раа тиар лару арри ураи латат лату татау уит луит атари лаит туатал атуа рул итурра утла рти трау аурат уиррал алатр урала ритт латта тирар татиу артуир итата турла турат тилау тариту талтура арали тури ртр урта раил уралит литар титар артта алтау уара титула тарату утар лаа урат аат алт итт арл атау туарр атр атрута арула урл тратуар турт талу ратар илау тта иара алаит артурит аира арира арул атали атила атит атлу ауар илу иуа лути таати таил таила тариал татули тиру титу тутар уарта уатар аира тури алита ариа раила татиа татла татли титра тулиа таира арар лариат туит лаурит лаутарит лаутит ратит ули аларту арту аталу аттау аал талау тарау тауар тулаа рал татли илу тариур ирра иалу иару аату уат таар литу ратти
Цитаты со словом литература

У меня нет интереса к литературе, литература — это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу. (Из писем Фелице)

Франц Кафка

Рост материальной обеспеченности общества, повышение роли науки и техники не приводят автоматически к более высокой нравственности, к духовному богатству. Напротив, все это нередко отходит на второй план, скудеет. … Мы видели на примере Германии, к чему может привести передовая техника, не контролируемая нравственностью, не обеспеченная духовностью. Литература должна не переставая бить в свои колокола, настойчиво пробуждая в людях потребность в высокой духовности, без которой любой самый высокий прогресс материальной культуры будет не в радость.

Великая академия — жизнь

Великая русская литература была и остается той главной школой духовности, которую должен пройти каждый, прежде чем отважиться добавить в ней какую-то свою строчку.

Великая академия — жизнь

В каждой отдельной вещи не может быть полной картины войны, всех выдвинутых временем проблем. В маленькой повести может быть лишь один какой-то эпизод, какой-то момент, одна маленькая грань того времени. Как можно требовать всей полноты картины войны от одного автора, когда вся наша литература до сих пор еще не может охватить всю огромную полноту Великой Отечественной войны?..

Великая академия — жизнь

Придумали ли украинский народ? Отчасти да. …за становлением так называемого украинского народного самосознания в XIX веке стояла Австро-Венгрия, и цель её тоже понятна — чисто геополитическая игра: часть нынешней Украины входила тогда в Австро-Венгрию, и было крайне выгодно насадить идейный, философский раскол внутри Малороссии, богатой и очень важной части Российской империи. Это была банальная цель экспансии Австро-Венгрии на Восток. Именно тогда украинская интеллигенция начала проповедовать культ украинского языка, тогда же появилась литература на украинском…

Захарченко, Виталий Юрьевич

Вся американская литература вышла из «Гекльберри Финна».

Эрнест Хемингуэй

Большая литература создаётся без болельщиков.

Записные книжки (Шаламов)

Произведения И. И. Дмитриева и литература о нём

Иван Иванович Дмитриев

Кино тогда было лишь развлечением, никто из нас не считал его ни новым средством выразительности, ни тем более искусством, значение для нас имели поэзия, литература и живопись, ни разу в то время я не думал, что стану кинорежиссёром. (Луис Буньюэль)

Кино

Из научных произведений читайте самые новые, из литературных — наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой.

Эдвард Бульвер-Литтон
Дополнительная информация:

Транслитерация: literatura
Задом наперед читается как: арутаретил
Литература состоит из 10 букв

рифмы к слову литература, слова из слова литература, слова начинающиеся на "ли", слова начинающиеся на "лит", слова начинающиеся на "лите", слова заканчивающиеся на "а", слова заканчивающиеся на "ра", слова заканчивающиеся на "ура", слова заканчивающиеся на "тура", слова содеращие "ит", слова содеращие "ите", слова содеращие "итер", слова содеращие "итера", слова содеращие "итерат", слова содеращие "итерату", слова содеращие "итератур", слова содеращие "итература",

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я