Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова микеланджело

Микеланджело в словаре кроссвордиста

микеланджело

Микеланджело Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя "Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни" (; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский , , , и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.

Википедия
микеланджело

Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-
1564) , итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-
06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-
12), статуя «Моисей» (1515-
16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-
34), во фреске «Страшный суд» (1536-
41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-
55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-
34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475, Капрезе - 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. Юность. Годы учения Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болонье познакомился с работами Якопо делла Кверча. В доме Лоренцо, где Микеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах - рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. 1492, там же).Первый римский период (1496-
1501) В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-
99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера.Флорентийский период (1501-
06). Статуя Давида Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita - устрашающая). Одновременно в 1501-05 Микеланджело работал над другим заказом правительства - картоном к фреске «Битва при Кашине», которая вместе с росписью Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однако сохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз и жестов росписи Сикстинского плафона.Второй римский период (1505-
16) В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу и прекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте

1506. В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы.Росписи Сикстинской капеллыФрески Сикстинского плафона (1508-
12) - самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.Надгробие папы Юлия IIПосле смерти Юлия II (
1513) Микеланджело снова приступает к работе над его надгробием, создает в 1513-16 три статуи - «Умирающий раб», «Восставший раб» (оба в Лувре) и «Моисей». Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками Юлия II, не был осуществлен. Согласно шестому по счету договору, заключенному с ними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее «Моисея» и 6 статуй, выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской Микеланджело.Четыре незаконченные статуи «Рабов» (ок. 1520-36, Академия, Флоренция), первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление о творческом методе Микеланджело. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.Капелла МедичиВ 1516 папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи «зеркалом всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в

1546.Капелла Медичи - сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированной декорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастирует пластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих на покатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:Мне сладко спать, а пуще - камнем быть,Когда кругом позор и преступленье:Не чувствовать, не видеть - облегченье.Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А. Эфроса)Библиотека ЛауренцианаВ годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целиком заполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.Третий римский период. «Страшный суд«Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна; идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске «Страшный Суд» (1536-
41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в
1993).Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело - фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.Поздние скульптуры. ПоэзияДраматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: «Пьета с Никодимом» (ок. 1547-55, собор Флоренции) и «Пьета Ронданини» (неоконченная группа, ок. 1555-64, Кастелло Сфорцеско).В последний римский период написано большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философской глубиной мысли и напряженной выразительностью языка.Собор св. ПетраВ 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (
1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. При его преемниках - Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.Ансамбль Капитолия Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.Похороны во ФлоренцииНесмотря на неоднократные приглашения герцога Козимо Медичи, Микеланджело отказывался вернуться во Флоренцию. После его смерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев - церкви Санта-Кроче.Литература:Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. М.,

1964.Ротенберг Е. И. Микеланджело. М.,

1976.Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. М.,

1978.Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М.,

1986.Tolnay K. Michelangelo. Princeton, 1943-

60. V. 1-

5.И. А. Смирнова

Современный толковый словарь, БСЭ
Слова которые можно составить из слова микеланджело
ади адли адмони адн ажио ажно аид аик аил аио аки аким акино али алик алим алкид алкил алкион алло аллод аллонж аллоним ални ало алонж амдо амидол амик амило амо амок амон андо ани анид анкил анкило ано анод аон дак даки дали далин дам дамно дан данио дано дао джа джалил джало джами джаник джанк джило джин джина джинал джиок джок джоли джон джонка диак диакон диан дижа дижон дико дикон дилан дина динамо динка диол диола диона дли длина дна дни днк дно дож дожим дожин дои доилка доимка док дока доклал дол должник должника доли долиман долин долина долинка долма дом дома доманик домик домина домн домна дон дона дони донка жад жадно жак жако жалко жало жалон жан жид жидко жидок жил жила жилка жило жим жинка жми жминда жок жолна жом жонка ида иджма иджо идо идол ижма ижна ика икао ико икона ила иман имн имо инам инд инда индо индол инка ино инок инока иод иодна иол иола ион иона кади кадило кадол кадом каждо кажим каин кал кали калило калино каллио калло кало кам камин камни камно камо кан канди кандило кандо кано каолин киа кид кидман кижма кил кила кило килон ким кимжа кимо кимон кин кина кинжал кино кио кион клад кладно кладо клал клан клин клином клио клиона клод клон кма кмин коа код кода кодла кодман кож кожа кожан кожина кол кола коламин коли колима колин колл колла коллаж колли ком кома коми комин кон конда кони лад ладино ладком ладно ладо ладом ладон лаж лаик лак лаки лакло лал лало лам лан ландо ланкло лао лаон лжа лжи лида лидман лидо лик ликаон лико ликод лилок лима лиман лимож лимок лимон лимонад лимонка лин линд линда линк лино лио лион лоа лод лодка ложа ложка ложки лоик лоина лока локи лом лома ломакин ломан ломжа ломик ломка лонжа лони маин мак маки мако мал мали малик малин малл мало ман мани маниок манки манко мано манок мао маон мжа миан мид мик микадо мико микон мил милан милда милка милн мило милок милон мин мина миндал минко мио мион младо млд млин моа мод мода модни модник мои мок мока мокин мол мола моли молин молина молка молл мон монд монж моника над наджми надкол надлом надо нажим наи наилок накид накол нал нали налик налим нам нами намол ндола ник ника ником нил нилка ним нимало нло ноа нож ножик ножка нок ноли нолик ном нома номад ода одали один одна одни ожика ожина ока оклад окн ола оли олим олинда олна ома оман омжа она онда они оним нила ками нод наком анк кадм димона жмакин жоли нокиа дин идан идмон каллон каллин одал олди дион акид кло нода лами дик джам маджи колинда амил кои лоди админ малкин камон данолли оак калдим анжи калидон данко омк акмон димо идам инк нао дима окна амн коан моаи долна диолк иода коллин кни лки модлин лола можд аллик дал клим нко мика алмонд алон аоки
Цитаты со словом микеланджело

Категория:Фильмы ГерманииКатегория:Фильмы ИталииКатегория:Фильмы ФранцииКатегория:фильмы по алфавитуКатегория:Фильмы-мелодрамыКатегория:Фильмы 1995 годаКатегория:Фильмы Микеланджело АнтониониКатегория:Фильмы Вима Вендерса

За облаками (фильм)

Роберт Форд: Достаточно, Бернард. Не перенапрягайся. Терезе Я как-то читал гипотезу, что человеческий ум как перья павлина. Всего лишь экстравагантная демонстрация для привлечения партнера. Все искусство, литература, Моцарт, Уильям Шекспир, Микеланджело и "Эмпайр-стэйт-билдинг" - просто сложный брачный ритуал. Может, и неважно, что мы достигли столь многого из-за основного инстинкта. Но, конечно, павлины почти не летают. Они живут в грязи, клюют насекомых из навоза и утешают себя своей великой красотой. Я научился воспринимать сознание как бремя, как груз, и уберег их от него. Тревога, ненависть к себе, вина. Свободны только машины. Свободны... здесь, под моим контролем.

Мир Дикого запада (телесериал)

Если Микеланджело был такой, бля, умный, почему он умер?

Уцелевший

Доктор: Я видел, как Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу. Боже, какой нытик! Я ему говорю: не стоило браться за это дело, если боишься высоты…

Одиннадцатый Доктор — Сезон 5

Глядя на творение Микеланджело, Джек вспомнил фотографии, которые он видел после войны. Там были изображены тысячи обнаженных женщин, шагавших мимо врачей эсэсовцев в немецких концентрационных лагерях. Доктора быстро осматривали каждую женщину и за десять секунд решали, может ли она быть использована в качестве рабочей силы или в каких то иных целях. Женщины, успешно прошедшие осмотр, обретали право прожить еще один день. Остальных отправляли в газовую камеру. Возможно, подумал Джек, глядя на призрачный клубок тел за алтарем, Господь — это эсэсовский врач, Микеланджело обладал даром предвидения…

Две недели в другом городе

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я