Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова карикатура

Карикатура в словаре кроссвордиста

карикатура

Карикатура Карикату́ра (, от caricare — нагружать, преувеличивать): Близко с термином «карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск и другое. Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, графический анекдот (по аналогии с графической новеллой).

Википедия
карикатура

ж.

1.Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события ( обычно графическое ) .

2. перен.Жалкое, искаженное подобие кого-либо или чего-либо.

Большой современный толковый словарь русского языка
карикатура

ит. caricature caricare перегружать)
1) намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события, обычно графическое;
2) перен. плохое, смехотворное подобие чего-л.

Новый словарь иностранных слов
карикатура

ж.
1) Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события (обычно графическое).
2) перен. Жалкое, искаженное подобие кого-л., чего-л.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
карикатура

жен. , франц. рисунок, содержащий насмешку, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде; перелицовка; картина, изваянье, словесное сочинение подобного содержания Карикатурный, относящ. к карикатуре. Каракатурить, изображать кого или что карикатурно, смешно, перелицовывать. Каракатурщик муж. -щица жен. перелицовщик, сочинитель, рисовщик карикатур.

Словарь Даля
карикатура

[ит. caricature

1. намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события, обычно графическое;

2. * плохое, смехотворное подобие чего-л.

Словарь иностранных выражений
карикатура

карикат`ура, -ы

Словарь русского языка Лопатина
карикатура

смешное, жалкое подобие чего-нибудь Эта картина - к. на искусство. карикатура рисунок, комически или сатирически изображающий кого-чтон Злая к. К. на бюрократов.

Словарь русского языка Ожегова
карикатура

(итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями; жанр изобразительного искусства (обычно графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей.

Современный толковый словарь, БСЭ
карикатура

карикатура ж.
1) Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события (обычно графическое).
2) перен. Жалкое, искаженное подобие кого-л., чего-л.

Толковый словарь Ефремовой
карикатура

карикатуры, ж. (ит. caricatura).

1. Рисунок, изображающий кого-что-н. в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. || Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников.

2. Смешное подобие кого-чего-н., неудачное, слабое подражание. Наше северное лето – карикатура южных зим. Пушкин.

Толковый словарь русского языка Ушакова
карикатура

(итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в К., составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К. восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке . Методы К. могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате). В более узком смысле К. - особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 16-18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь К. с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития К. (русская К. 1812, мексиканская политическая графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст. Активная общественная роль К. сказывается и в формах её бытования - самых массовых из всех, какие знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики - ксилографию, офорт, литографию - и типографский станок, К. распространяется в виде 'летучих листков', журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К. несёт и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во многих К. конца 18 - начала 19 вв., воздействие стиля 'модерн' - в журнальной К. рубежа 19-20 вв., связь с экспрессионизмом - у ряда немецких карикатуристов 1910-20-х гг. и т. д. При этом К. представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами. Самостоятельная эстетическая значимость К. была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й половине 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию К. как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины18 - начала 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских К. не поднимался выше 'парламентского оппозиционерства' и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской К. Тогда же определилась специфическая для К. оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы К.-лубки Великой французской революции, английские 'антинаполеоновские листы' и русские сатирические 'народные картинки' И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные 'портреты' крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В 19-20 вв. развитие К. тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма - отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 в. - 'Искры', 'Гудка' и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К. иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия - труд, капитал, свобода - представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ - 'социальная маска' - то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими карикатуристами - Ш. Филипоном, Гранвилем, Домье и др. - обличительные образы 'короля-буржуа' Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка К. участвовали художники немецкого журнала 'Симплициссимус' (основан в
1896), русских журналов 'Сатирикон' (1908-
14) и 'Новый Сатирикон' (1913-
18). В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в К. Революции 1905-07 в России, наряду с общедемократической борьбой за свободу, получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты 'Правда'. Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на К. политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910-20-е гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США; Жорж Грос, О. Дикс, Г. Цилле, Р. Шлихтер в Германии; Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции; И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирическая графика (И. Бешков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания). В советском искусстве в первые годы Советской власти К. стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате (в том числе в 'Окнах РОСТА') революционных лет (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской К. - её политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 1920-30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной К. Среди её мастеров - И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков. Л. В. Сойфертис, И. М. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 К. как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в том числе в 'Окнах ТАСС'). В послевоенный период расширяется круг тем К., обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Венев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.Лит.: Швыров А. В., Трубачев С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]; Ацаркина Э. Н., Революционная карикатура Германии 1848-1870 годов, М. - Л., 1931; Яворская Н., Современная революционная политическая сатира на Западе, М. - Л.,1932; Некрасова Е., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40-50-х годов XIX века, М., 1937; Калитина Н. Н., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. Е., Основы понимания карикатуры, М., 1961: Стыкалин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917-1963, М., 1963; Стернин Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970], с. 129-136; Champfleury [Fleury-HussonJ.], Histoire de la caricature,..., [livres] 1-5, P., 1865-80; Fuchs Е., Die Karikatur der europaischen Volker vom Altertum bis zur Neuzeit. 2 . Aufl., Bd. 1-2, В., 1902, 3 . Auf]., Bd 1-2, В., 1904: Hofmann, W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W.,

1956. Г. Ю. Стернин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
карикатура

карикатура, -ы

Полный орфографический словарь русского языка
карикатура

рисунок, изображающий кого-что-нибудь в заведомо искажённом виде ради достижения комического эффекта литературно-художественное произведение с теми же признаками 1 смешное подобие кого-чего-нибудь, неудачное, слабое подражание

Викисловарь
Примеры употребления слова карикатура в тексте

Но карикатура не более как преувеличенная до комизма истина и всегда, напротив, помогает ее уразумению, особенно карикатура не произвольная, а так сказать бессознательная карикатура самого факта.

Говорим «к счастию», потому что карикатура, раздражая глаз, помогает ему усмотреть истину, которую бы он иначе, пожалуй, и не заметил, – облегчает работу сознания… И разве не карикатура на всю нашу современность с ее «интеллигенцией» и «высоким уровнем культуры» хоть бы эта большая часть вывесок, украшающих нашу народную столицу?

Столь же естественным представляется, однако, также и то, что большинство эротических изображений вообще носит отпечаток карикатурности, что даже вопреки желаниям автора большинство всякого рода эротических произведений можно рассматривать как карикатуры и что, наконец, ни в одной области карикатура не господствует в таком масштабе, как именно здесь.

В «Незнакомце» дана лишь карикатура суда, с глупым, хотя и добродушным адвокатом, с прокурором заранее готовым на любые ухищрения и уловки ради личного торжества в процессе, но за этой карикатурой есть в книге Камю упрек, обращенный дальше, выше, к тому, с чем наша цивилизация свыклась и с чем она мирится.

Фредерик Бегбедер Каникулы в коме «Каникулы в коме» – дерзкая и смешная карикатура на современную французскую богему, считающую себя центром Вселенной.

Вглядываясь в знакомые черты, мы видим, как они меняются, послушные веяниям времени: сквозь глянец парадного портрета вдруг проступает карикатура, а то и совсем иная физиономия.

Едва ли такая критика может всерьез быть принятой за критику марксистскую: это не больше, как карикатура на марксизм ""4"".

Слова которые можно составить из слова карикатура
аик аир аита акар акатка аки акика акита акка аккит аккурат акр акри акт акурат акут ара арак арака араки арара арарат арат арика арк арка аркар аркатура арктика арктур арра арт артари артик артуа артур ару ата атаи атака атаки атара атк атри ату ауита аура аут иат ика икар икра икт икта ира ирак иркут итак итака итк итр иту каик каир как кака каки какур кар кара каракурт карат каратаи каратау карк карр карра каррик карру карт карта кат ката катака катар катара катарр катаур катуар каука каур каура каури каурка киа кик кика кир кирк кирка кит кита китара кра кракатау крат крата кратк кратка кри крик крит крк кру крук крут крутик крутка куа куарт куи кук кука кукта кур кура курак курик курка курт курта куртак куртка кут кута кутак кутра раи раит рак рака раки ракита ракитка рар ратак ратау рати ратка рау раук раут рик рита рка рки рта руа рука руки рур рурк рут рута рутка руткаи таара таи таир так таки такка тара тари тарик тарка тарки тау тиара тик тика тикар тир тира тка трак траур три трикар трир трр тру труа тук тука туки тур тура турка турки уир ука укат укатка уки ура урак урартка урка ута ути утика утирка утка утки арау утик аккра аак актау каарта каратак кира тар тарака ктк атиу ака акира кукри ури трк аркарт уар крка арура кактуар урк така ариарат кауи риа ракаат арик кути аит уик кари катру карри куика таура кауаи раккит таур тауа рату рат атур акаа тиу куки тарр туа риау ираку куриа уррака аратика катиу арти рарака араука аиту ратари турк урик тарара кати кутар аар укар ирура рура крт кракау урра трика акарау аракати аракату аракуари арари арарика арауа карауари караа караи карира куари икату иракара ирара итаара итакара куараи такуари уака раукар аррау ари рика арта тируа акаки рук ратрак трук атрак какау ктр китаа уак курара карук арки акуара акаку тарку киту картура крату курака каркар траа иак трки аур утриа риу туар кирт карриаку атка ита уари арру киара рикк кару рукаи крак аутари круа турик рара туи куат тауи акат карата уик арати ауа куаррата турри риа картика акака ауки кирата рурки карур ати рата крак итакура каи таруи иката таку урт атак атиа кратки аари катра рауа курита атар утака акара ураки арикара траки курки аркарка курата киук аткара иткарка уркат какута катка какар икута куик акрура кури ирка акур таркки аку таук такакура ракар каирка аратка куара уртаир крака ирар иркутка такри кукари аракар аау кирта кураки уртаки уртака акки тиаа тарику иткара тикур каката рикар утрика туак краи урари ктрк араи аута атира рикку круи кутки туари киут карура аркит круки аукар арикур ракаи китур катри аруа курти тиа турар каркара итрак кираат укри аури арита каракат акати иру труи аарра акаурта уакит трука карку кау каракир какауа какуа раа атрикур каракур тиар кратир арри ураи кутка каа рикка икура акиту аркари уит атари утаки атуа акикат
Цитаты со словом карикатура

Надменность — это карикатура на гордость.

Эрнст Фейхтерслебен

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я