Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова гротеск

Гротеск в словаре кроссвордиста

гротеск

Гротеск Гроте́ск (, буквально — «причудливый», «комичный»;  — «причудливый»,  — «грот», «пещера») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Википедия
гротеск

I м.

1.Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов.

2.Произведение литературы и искусства, созданное на основе такого приема. II м.Орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы ( растения, животные, фигурки людей, маски и т.п. ) . III м.Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов.

Большой современный толковый словарь русского языка
гротеск

( фр. grotesque причудливый, затейливый; смешной, комический ит. grotta грот)
1) орнамент в виде переплетающихся изображений животных, растений и др., наиболее древние образцы которого были обнаружены в развалинах древнеримских построек, называвшихся в народе гротами ( см. грот
1), откуда он и получил свое название;
2) изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе;
3) вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без подсечек.

Новый словарь иностранных слов
гротеск



1. м.
1) а) Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. б) Произведение литературы, живописи и т.п., созданное на основе такого приема.
2) Орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок и т.п.

2. м. устар. Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
гротеск

муж. живописное украшенье, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр. В арабесках и моресках нет людей, ни животных, ни живых, ни сказочных. | В музыке и мимике гротеском назыв. все странное, дикообразное и притом забавное.

Словарь Даля
гротеск

[

1. орнамент в виде переплетающихся изображений животных, растений и др., наиболее древние образцы которого были обнаружены в развалинах древнеримских построек, называвшихся в народе (см. грот
1), откуда он и получил свое название;

2. изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе;

3. вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без подсечек.

Словарь иностранных выражений
гротеск

грот`еск, -а

Словарь русского языка Лопатина
гротеск

В искусстве: изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях

Словарь русского языка Ожегова
гротеск

(франц. grotesque, букв. - причудливый; комичный),
1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).
2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.). - устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв.

Современный толковый словарь, БСЭ
гротеск

гротеск

1. м.
1) а) Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. б) Произведение литературы, живописи и т.п., созданное на основе такого приема.
2) Орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок и т.п.

2. м. устар. Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов.

Толковый словарь Ефремовой
гротеск

гротеска, м. (ит. grottesco).

1. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле (искус.; первонач. Название стенной живописи в римских гротах).

2. в знач. неизмен. прил. То же, что гротескный (искус.). Стиль гротеск.

3. Название одного из типографских шрифтов (тип.). Набрать заглавие гротеском.

Толковый словарь русского языка Ушакова
гротеск

- (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарс у. Отличается от прочих разновидностей комического ( юмор а, иронии, сатиры и т. п.(см. ирония , сатира )) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

Словарь литературоведческих терминов
гротеск

(франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот),
1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений ('гротов') 'Золотого дома' Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля).
2) Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает 'формы самой жизни', создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории ) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает 'противоречивое единство' разнородного, разрушает общепринятые предрассудки. Г. - древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры 'химер' на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока - в драме). Став характерной формой народной культуры (особенно - карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого 'гротескного реализма' - литература, живопись и театр Ренессанса (например, 'Похвала глупости' Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итальянская комедия дель арте , живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно - 'Гаргантюа и Пантагрюэль' Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г. - отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и - одновременно - насмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной 'неготовности' бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом. Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы - 'Человек, который смеется'). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире 'добро' и 'зло', разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии и сарказма ('Крошка Цахес' и 'Повелитель блох' Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художественное открытие - душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю 'бесконечность' личности. Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя - художников с весомым романтическим наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический Г. - 'История одного города' М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г. В 20 в. Г. становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением ( экспрессионизм , сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит 'оно' - непостижимая и бесчеловечная сила, 'безусловная необходимость', превращающая человека в марионетку; Г. пронизан 'страхом жизни' и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму ('Превращение' и 'Процесс' Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую 'стихию' и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы 'гротескного реализма' и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского ('Клоп', 'Баня'), пьесы-сказки Е. Л. Шварца ('Дракон', 'Голый король'), опера-сказка 'Любовь к трём апельсинам' С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда. Как элемент стиля заострённый комический приём Г. характерен для ряда комический жанров - карикатуры , памфлета , фарса , буффонады , клоунады , эксцентрики и др.Лит.: Луначарский А., О смехе, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. Б., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана 'Шинель' Гоголя, в его кн.: О прозе, Л., 1969; Kayser W.. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Hamb., 1960: Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, B.,

1962. Н. П. Разин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
гротеск

гротеск, -а

Полный орфографический словарь русского языка
гротеск

художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов; также произведение литературы или искусства, использующее этот приём орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок разновидность шрифта с равномерной толщиной штрихов

Викисловарь
Примеры употребления слова гротеск в тексте

Роман о трагической любви в эпоху жесткого тоталитаризма; мистический роман о дьяволе; сатирическое произведение о сталинской Москве 30-х; философский гротеск; трагический гротеск; лирико-философская поэма; роман «духовно-религиозных вопросов» и нравственных поисков; роман исторический; роман-мистерия; эзотерический роман; астральный роман; роман гностический, поднимающий глубинные вопросы бытия – это все не о разных произведениях, это об одном.

Она гнездится не в причудах, путанице или гротеске, она обитает в вещах, им противоположных: ведь гротеск, будучи преувеличением, не пугает.

Тех, кто ценит гротеск и юмор, пусть жестокий, почти «висельный», рассказы и романы Бегбедера чаще всего приводят в восторг.

Четвертый этап: снова пора недовольства, генетическое диссидентство, проявляющееся в анализе Америки и западного мира, сатира и гротеск -- теперь на эмигрантском и американском материале.

Неверно полагать ''смеховую культуру'' эпохи тотального христианства (ключевые слова: праздник, гротеск, карнавал) идентичной античной комедийной культуре.

Марк подошел ко мне и шепнул, что Вильницкий - председатель комиссии, балдеет на новаторстве, любит гротеск.

И естественно, что в застойные годы травле подвергалась именно та фантастика, которая, используя богатейший арсенал мирового искусства (гротеск, аллегорию, притчу, иносказание), говорила правду.

А такое извлечение, в свою очередь, сдвигает повествование в гротеск, резко сближая мир искусства и фантазии с грубой реальностью, принуждая их как-то соотноситься, конфликтовать друг с другом, вступать в сложные и непредсказуемые взаимодействия.

Этот лабиринт представляет собой архитектурный гротеск сводчатых галерей, тупиков и мостиков, украшенных дымящимися кувшинами, стражниками, магическими зеркалами и падающими решетками.

Цитаты со словом гротеск

Михаил Булгаков — «М.» — среднего уровня сатирический роман, гротеск с оглядкой на Ильфа и Петрова. Помесь Ренана или Штрауса с Ильфом и Петровым. Булгаков — никакой философ.

Записные книжки (Шаламов)

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я