Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова сатира

Сатира в словаре кроссвордиста

сатира

Сатира Сати́ра (заимствование через из ) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Википедия
сатира

ж.

1.Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток ( в литературе классицизма ) .

2.Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности.

3.Злая насмешка, резкое обличение. отт. Смешное подобие чего-либо; карикатура, пародия.

Большой современный толковый словарь русского языка
сатира

( лат. satira satura (lanx) переполненное блюдо, мешанина)
1) стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки;
2) в литературе и искусстве - жестокое, бичующее, издевательское обличение людских пороков и недостатков общественной жизни, а также произведения, содержащие такое обличение.

Новый словарь иностранных слов
сатира

ж.
1) Произведение, осмеивающее какой-л. порок, недостаток (в литературе классицизма).
2) Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности.
3) а) Злая насмешка, резкое обличение. б) Смешное подобие чего-л.; карикатура, пародия.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
сатира

жен. сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сатирик, такой писатель.

Словарь Даля
сатира

[лат. satira

1. стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки;

2. в литературе и искусстве - жестокое, бичующее, издевательское обличение людских пороков и недостатков общественной жизни, а также произведения, содержащие такое обличение.

Словарь иностранных выражений
сатира

сат`ира, -ы

Словарь русского языка Лопатина
сатира

обличающее, бичующее осмеяние сатира художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности

Словарь русского языка Ожегова
сатира

(лат. satira),
1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной «смеховой» культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр и литературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.
2) В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).

Современный толковый словарь, БСЭ
сатира

сатира ж.
1) Произведение, осмеивающее какой-л. порок, недостаток (в литературе классицизма).
2) Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности.
3) а) Злая насмешка, резкое обличение. б) Смешное подобие чего-л.; карикатура, пародия.

Толковый словарь Ефремовой
сатира

сатиры, ж. (латин. satira).

1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира. Ювенала. бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира на взяточников. Сатира – плеть, ударом обожжет. Гончаров. Не любит узнавать никто себя в сатире. Крылов. Там (в театре) в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Пушкин.

2. перен., только ед. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Грибоедов.

Толковый словарь русского языка Ушакова
сатира

- (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина)
1) Вид комического (см. комическое ): способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдот ах, пословицах и т. д.
2) Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности (например, сатиры А.Д. Кантемира "На хулящих учение", "К уму своему", сатирические гимны В.В. Маяковского).

Словарь литературоведческих терминов
сатира

(лат. satira, от более раннего satura - сатура , буквально - смесь, всякая всячина), вид комического ; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, 'редуцированным'; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект). В отличие от прямого обличения, художественная С. как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в 'подтексте', в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и другие виды комического, используемые в сатирическом произведении: юмор и ирония ; но для собственно С. характерна негативная окрашенность обоих сюжетов - видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония - комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным. С. - насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие С. в этом качестве - переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем 'живучей' С., тем выше её способность к возрождению. Эстетическая 'сверхзадача' С. - возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая 'в царство теней все отжившее' (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно 'пристыжая' и очищая смеющегося, С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетическую категорию, '... в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности' ('О наивной и сентиментальной поэзии', см. Статьи по эстетике, М. - Л., 1935, с.
344). Но идеал сатирика выражен через 'антиидеал', т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения. Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность - присущий именно С. способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения, и '... силой субъективных выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности...' (Гегель, Эстетика, т. 2, М., 1969, с.
312). Субъективная окрашенность С. придаёт ей черты своеобразного негативного романтизма. Отчётливо осознавшая себя в древнеримской литературе в качестве обличительно-насмешливого жанра лирики, позже С., сохраняя черты лиризма, утратила жанровую определённость, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни , эпиграммы , бурлески , памфлета , фельетона , сатирического романа. Сатирик 'моделирует' свой объект, создавая образ, наделённый высокой степенью условности, достигаемой 'направленным искажением' реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска . 'Экспериментирующая' С. формирует произведение на основе фантастического допущения, позволяющего автору вести рационалистическое исследование объекта. Персонаж здесь - как бы олицетворённое логическое понятие (Органчик у Салтыкова-Щедрина), а сюжет - как бы система интеллектуальных выкладок, переведённых на 'художественный язык' ('Кандид' Вольтера, 'Путешествия Гулливера' Дж. Свифта). Распространённая фигура в рационалистической С. - герой-обозреватель, насмешливо 'коллекционирующий' улики. Иная разновидность - С., высмеивающая ущербную личность, исследующая в психологическом плане природу зла ('Господа Головлевы' Салтыкова-Щедрина, 'Ярмарка тщеславия' У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и 'жизнеподобие' внешних и характерологических деталей. 'Правдоподобное неправдоподобие' являет собою пародийно-ироническую С., изобилующая мотивами 'удвоения жизни': мистификациями, игровыми и театрализованными ситуациями, элементами композиционной симметрии, 'двойничества'. Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с другими разновидностями С. Зарождение сатирической образности в античности относится ко времени, когда искусство носило синкретический характер, выкристаллизовываясь из народных игр и культовых действ. На фольклорной основе формируется сатировская драма, древняя аттическая комедия и пародия на героический эпос ( 'Война мышей и лягушек' ); позже появляется жанр, название впоследствии 'менипповой сатирой' . Как конкретный литературный жанр С. возникает в Древнем Риме (обличения Луцилия Гая, моралистические сатиры Горация и гражданские - Ювенала). Осмеяние нравов получает яркое выражение в романе-мениппее ('Сатирикон' Петрония, 'Золотой осёл' Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъёмом средневековых городов связано развитие анекдота и фаблио , комического животного эпоса , площадного фарса . Возрождению сопутствует сатирический пересмотр идеологических норм средневековья (анонимная политическая С. во Франции - 'Мениппова сатира', 2-я часть 'Похвалы Глупости' Эразма Роттердамского). Сатирические эпизоды присутствуют в вершинных произведениях эпохи, воплотивших многоликую стихию комического ('Декамерон' Дж. Боккаччо, 'Гаргантюа и Пантагрюэль' Ф. Рабле, 'Дон Кихот' М. Сервантеса, комедии У. Шекспира); они способствуют ниспровержению идей, враждебных гуманизму. Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирические жанры (сатира, басня, максима, травестия). В 17-18 вв. набирает обличительную силу комический плутовской роман (особенно барочный - Ф. Кеведо-и-Вильегас, Х. Гриммельсхаузен и просветительский - А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Социально-сатирический смех Мольера и испанские комедии развивали комедии П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классические образцы С., философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Монтескье и особенно Дж. Свифт). Ярким выразителям романтической иронии (Дж. Байрону, Э. Т. А. Гофману, Г. Гейне) свойственно восприятие жизни как в универсально-юмористическом 'ключе', так и в социально-сатирическом. С развитием критического реализма чистая С. убывает, проникая во все прозаические жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей). В конце 19-20 вв. С. совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, которые обличают пороки современной, переживающей кризис, цивилизации, сохраняя веру в объективный идеал. В отличие от их С., С. модернизма , разрабатывая проблему 'отчуждения' человека в буржуазном и тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека С. вторгается в научную фантастику (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.). На Востоке сатирическое обличение (социальной несправедливости, власть имущих) присуще многим фольклорным произведениям далёкого прошлого ('Тысяча и одна ночь', 'Панчатантра', анекдоты о Насреддине, притча разных народов). Издревле существует книжная сатира (Дандин, Бхартрихари, Харибхадра Сури - индийская литература; Ван Вэй, Пу Сунлин - китайская литература; Сузани, Гургани, Убейд Закани - персидская литература). Типологически многие явления восточной С. соотносимы с европейской (например, обеим в ранний период присущ аллегорический схематизм). В русской литературе С. впервые отчётливо проявилась в сатирической повести конца 17 в. (см. Повести древнерусские ). Общественную обличительную С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирические стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художественном отношении прелюдией к расцвету С. 19 в. Сатирические типы, ставшие нарицательными, навечно-русскими, создаёт А. С. Грибоедов. Богато по эстетической тональности и национально по форме комическое наследие Гоголя, сатирически обозревшего 'с одного боку' русский социальный миропорядок ('Ревизор' и 'Мёртвые души'). Беспощадным обличителем общественных пороков 'сверху донизу' с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин ('Господа Головлёвы', 'История одного города' и др.). В преддверии советской С. стоит дореволюционное творчество М. Горького (например, сатирические сказки) и В. В. Маяковского (например, саркастические 'гимны'). В советской литературе сатирическое начало в чистом виде выразилось в разных жанрах: политические стихи (В. Маяковский), рассказы и повести (М. Зощенко, А. Платонов), комедия ('Клоп' и 'Баня' Маяковского, 'Тень' и 'Голый король' Е. Шварца), роман (И. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, научно-фантастический - братья А. и Б. Стругацкие), пародия и эпиграмма (А. Архангельский). Становление советской С. сопровождалось острыми дискуссиями о её природе и функциях. С. в зрелищных искусствах отражает развитие сатирической литературы. Наиболее значительные явления сатирической драматургии становятся общественным событием после их театральной постановки; это относится в равной мере к комедиям Аристофана, Мольера, Бомарше, А. В. Сухово-Кобылина, Маяковского. Жанр кинокомедии, сформировавшейся к началу 20-х гг., породил наряду с развлекательными произведениями и подлинно сатирические: 'Новые времена' и 'Диктатор' Ч. Чаплина, советские киноленты 'Праздник святого Иоргена', 'Добро пожаловать' и др. В изобразительном искусстве наиболее развитый сатирический жанр - карикатура (в узком смысле), в которой важную роль играет текст. Сатирическая графика представлена также и книжной иллюстрацией (рисунки П. М. Боклевского к 'Мёртвым душам', К. П. Ротова и Кукрыниксов - к 'Золотому телёнку'). Сатирические мотивы проникают и в живопись ('Сатурн' Ф. Гойи); однако здесь они обычно носят характер прямого (несмешного) обличения ('Сватовство майора' П. А. Федотова). Новые возможности открывает перед С. телевидение как искусство, обладающее безграничными репортажными потенциями.Лит.: Белинский В. Г., 'Горе от ума', Полное собрание соч., т. 3, М., 1953; его же, 'Похождения Чичикова, или Мертвые души', там же, т. 6, М., 1955; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле, М., 1965; Пинский Л. Е., Юмор, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; Aubouin Е., Les genres du risible, Marseille, 1948; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; Himmel Н., Satire, в кн.: Lexikon der Weltliteratur im 20 Jahrhundert, Bd 2, W.,

1961. см. также лит. при ст. Комическое . А. З. Вулис.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
сатира

Сатира

Полный орфографический словарь русского языка
сатира

сатира, -ы

Полный орфографический словарь русского языка
сатира

способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными произведение искусства (чаще — литературы), в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности язвительная, злая насмешка, резкое обличение

Викисловарь
Примеры употребления слова сатира в тексте

Писатели полагали, что «сатира» както связана с сатирами — наглыми полузверьми, которые в пьяном виде гоняются за нимфами, — и оттого считалось, что сатире положено быть грубой и вульгарной.

Больше, это - сатира и не просто сатира, а сатира политическая, ярко окрашенная и смелая для 1913 года.

Оно и естественно: сатира страстная, грозная, бешеная, вооруженная свитым из змей бичом, сатира в образе Немезиды, бросающей молнии из очей, с пеною у рта, такая сатира возможна только или у народа, который уже пережил самого себя, для которого уже нет ни выхода, ни будущего, или у народа, который еще полн свежих сил жизни, но уже сознал причины, которые удерживают его стремление на пути дальнейшего развития.

Бескомпромиссная сатира Ювенала не знает ни насмешливой улыбки, ни добродушной шутки, ни психологического проникновения и понимания сути явлений, как в сатирах Горация.

Его современник Ювенал тоже описывал жизнь, но существенная разница между этими поэтами, во-первых, в том, что Марциал описывает жизнь и нравы современного ему Рима, говоря о том, что он видит и слышит сегодня, а Ювенал в большинстве случаев язвит своими сатирами не то, что есть, а то, что было; во-вторых, у Ювенала «порождается стих возмущеньем» (сатира 1, 79), тогда как Марциала редко покидает веселый юмор, и даже то, что его возмущает, он изображает обычно без злобы, а с насмешкой, хотя и язвительной, и очень острой.

На нескольких фигурах пенис Стерльца находится в состоянии эрекции и имеет необычно большие размеры, что в греческой традиции указывает на принадлежность к сатирам.Гугинус начинает свои записи о Стрельце с упоминания, что некоторые люди вообще не считают его кентавром, указывая на то, что тот часто изображается с хвостом сатира, а не лошади.

Отрицательное отношение к жизни, сатира и юмор легли в основание русской литературы: история нашей словесности (после Петра, разумеется; трудно назвать «литературою» деятельность слова предшествовавших столетий) начинается сатирами Кантемира.

Тут же был представлен (в первый раз вне Испании) портрет Гойи, в его собственном наброске, и две из числа самых едких его сатир: 1) «Осел, рассматривающий свою родословную», — осел, одетый по-человечьи, перед огромной книгой, где представлено бесчисленное множество таких же, как и он сам, ослов (сатира на герцога Годоя, князя Мира), 2) «Колдуны и черти, стригущие друг другу когти» (сатира на испанское духовенство).

«Эгоист» — сатира, это бесспорно, но сатира единственная в своем роде: она не показывает вам сучок в чужом глазу, но печется лишь о том, чтобы вы заметили бревно в своем собственном.

Действие некоторых рассказов разворачивается в Светлопиве (среди них «Пистолет Сири», знакомящий с ужасным миром Тэффи Атома), а другие происходят вообще черт знает где; «Токсикология» — по большей части сатира с добавленными к ней редкими светлыми вставками (в том числе сатира на «Грозную Славу» Вудхауза).

Слова которые можно составить из слова сатира
аир аист аита ара арат арис арс арса арт асти астра ата атаи атас атри атс иат ира истр истра итр раи раит раитс рас раса раст расти рати рис рист рита рта саар сар сара сараи сари сарта сарти сат сати сатир сиа сир сита ситар ста стар таи таир тара тари тарс тиара тиас тир тира тирас тирс тирса тис тиса трас три триас иса тарас таис тар аст аса риа аит итс асир рат сиат ист атис риас ритас артас раис сира аси арти ариас аиса ариса исар риаса аар арас иарас исара асари аср атис сиара ари арта раиса аис аса стра траа астар сарати рст асри аср ита рса саари арати арсита риа саи ати рата атиа аари сатра ариста ист иср атар ирста арси ираса тарса таса иста трис аст тиаа атиас ситра стаи араи сарат артс ирса атира стари сират тиа саат асар арита итса сти раа асаи тиар сарт траси атари ааст рти стир тарсиа сарита риса траса аста таас тас аас аат атр сиата атса иара аира асиа асит аста исат раас раста сата сит тас аира саа аисат аиста ариа асиат асират асра исрат истара раисат саират сарит таиса таира таасир саарт саа сата астр ситр ирс таар раста
Цитаты со словом сатира

Когда у общества есть надежды на будущее, его кумирами становятся поэты, а когда надежд нет — сатирики. Потому что сатира учит тому, что не надо любить, а поэзия — тому, что любить надо.

Этот безумный, безумный, безумный мир… (Задорнов)

Самая злая сатира все же лучше действительности. Леонид Леонидов

Действительность

Всё становится более утончённым: музыка когда-то была шумом, сатира — пасквилем, и там, где сегодня говорят «будьте любезны», некогда давали затрещину.

Георг Кристоф Лихтенберг

Юмор — это дар попадать в яблочко. Сатира — искусство за него брать

Леонид Семёнович Сухоруков

Юмор — это наша зарплата. Сатира — попытки на неё прожить.

Леонид Семёнович Сухоруков

Всё становится более утончённым: музыка когда-то была шумом, сатира — пасквилем, и там, где сегодня говорят «будьте любезны», некогда давали затрещину. — (Георг Кристоф Лихтенберг)

Сатира

Всё это вызывает в памяти воспоминания о немного смешно. Это был фашизм, который хорошо вeл. Фашизм был запрет сатира, что в цивилизованной и демократической страны должны быть абсолютно свободны от политического контроля, потому что сатира не имеет ничего общего с политикой, даже если он насмехается над политикой, но вы знаете, что это сатира . И каждый демократический режим серьезно и принять сатиру, как мы принимаем карикатуры. Это был Муссолини, которые не терпят. И вот они думают, что «почистить сарай», «Мы сделаем начисто». Но этот язык, г-н Фини, который вдохновил его? Это напоминает нам, что мы хотели забыть. Это неправильно, это дубинкой. Итальянцы не знают, как идти на право без попадания в клуб. … На RAI сделает начисто, они уже объявлены. Но как вы определяете, что демократическая партия заявляет: «Когда мы будем у власти, мы сделаем начисто»? Но это язык худшем отрядов, они не знают, что это было, но я помню это. Это язык, на котором фашистов пришел к власти.

Индро Монтанелли

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я