Значение слова индивидуализм
Индивидуализм в словаре кроссвордиста
индивидуализмИндивидуализм Индивидуали́зм (, от — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка.
индивидуализмм.
1.Нравственный принцип, тип мировоззрения, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума [ индивидуум II], противопоставляются интересам коллектива, общества.
2.Стремление к выражению своей индивидуальности, к противопоставлению себя коллективу.
3.Поведение, выражающее стремление к выражению своей индивидуальности, к противопоставлению себя коллективу.
индивидуализм
1) противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества, предпочтение личных интересов общественным; и. - один из основных принципов частнособственнической идеологии;
2) стремление к выражению своей индивидуальности, своей личности в противопоставлении себя коллективу.
индивидуализмм.
1) Нравственный принцип, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума, противопоставляются интересам коллектива, общества.
2) Стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.
3) Поведение, выражающее стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.
индивидуализм
1. противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества, предпочтение личных интересов общественным; и. - один из основных принципов частнособственнической идеологии;
2. стремление к выражению своей индивидуальности, своей личности в противопоставлении себя коллективу.
индивидуализминдивидуал`изм, -а
индивидуализмнравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества индивидуализм стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности, к противопоставлению себя другим
индивидуализмтип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций - от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.
индивидуализминдивидуализм м.
1) Нравственный принцип, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума, противопоставляются интересам коллектива, общества.
2) Стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.
3) Поведение, выражающее стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.
индивидуализминдивидуализма, мн. нет, м. (книжн.). Философское направление, считающее, что целью и содержанием исторического процесса является всестороннее развитие индивидуальной личности и освобождение ее от принудительных общественных связей (филос.). || стремление к яркому выражению личности, независимому от подчинения воле коллектива; поведение, воплощающее это стремление.
индивидуализм(франц. individualisme, от лат. individuum - неделимое), тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции - в моральном поведении, так и в различных концепциях - этической, философской, идеологической, политической и т. п. Концепции И. изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм , Анархизм ). И. не характерен для примитивных, архаических обществ, где индивиды ещё настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные его частицы; там индивиды не доросли даже и до И. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с.
18). И. возникает и упрочивается лишь в развитых классово-антагонистических формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой - их культурно-исторические силы получают отчуждённую и безличную форму существования, в противовес их непосредственному бытию (см. Отчуждение ). Таковы частнособственнические, особенно буржуазные, отношения, которые Маркс называл 'чисто атомистическими' (см. там же, т. 23, с.
103); они порождают точку зрения изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого, что на деле является результатом длительного общественно-исторического процесса. Коренное противоречие И. состоит в том, что он для самоутверждения индивида предполагает индивидуализацию общественно выработанных культурных богатств, но одновременно не признаёт общественного источника, характера и направленности самой этой индивидуализации. Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в античном обществе ( киники , киренская школа ). Для эпохи Возрождения характерен культ индивидуальности, переходящий в И. Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого буржуазного общества формируются концепции более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец М. Штирнер ('Единственный и его достояние', рус. пер.
1906) провозгласил отречение 'Я' от всего того, что не дано как 'Мое ' (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.
3). Поскольку И. выносит всякую логику общественного процесса за пределы человеческой сущности, это создаёт возможность иррационалистического осмысления его позиции. Такую возможность наиболее полно реализовал экзистенциализм . В условиях монополистического капитализма преобладают следующие тенденции:
1) на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и И. приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со стороны буржуазных социальных институтов, с утверждением 'человека организации';
2) усиливается утилитаристское отношение к культуре, уход человека от широких проблем общественной жизни и борьбы в потребительство. На почве анархистской и нигилистической ультралевой 'революционности' бунтовщический И. сочетается с примитивнейшим антииндивидуализмом ( маоизм , гошизм), враждебным социализму и мировому коммунистическому движению. Марксизм объяснил природу, историческую роль И. и показал пути его преодоления. Критикуя И., марксизм не противопоставляет ему безличные общественные формы, оторванные от индивидов, а ориентирует на практическое устранение социальной почвы И. и полное освоение индивидами сложного и противоречивого содержания их общественной жизни. Целостное развитие самостоятельной личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью и через неё, следовательно, лишь с изживанием всех 'суррогатов коллективности' (см. там же, с.
75). В борьбе за коммунизм условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида (см. там же, т. 4, с.
447). Эта идея стала программным положением коммунистической партии: 'Всё для человека'. Коммунистическое воспитание, вся идеологическая деятельность коммунистической партии направлены на полное преодоление пережитков И. (стяжательство, высокомерие, противопоставление коллективу, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой личности, исполненной идейности , глубокой ответственности, нравственной активности, творческого отношения ко всем аспектам социальной жизни. Г. С. Батищев.
индивидуализминдивидуализм, -а
индивидуализммировоззрение, подчёркивающее приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества
В то время как елизаветинцам приходилось балансировать между средневековым корпоративным опытом и современным индивидуализмом, мы видим, что электрическая технология перевернула это соотношение, лишив почвы и жизненности индивидуализм и возведя в норму корпоративную взаимозависимость.
Но что бы еще ни обозначалось термином «индивидуализм» помимо этих идеалов, есть две веские причины для закрепления его за теми воззрениями, что я намерен отстаивать: во-первых, эти воззрения всегда были известны под таким названием, пусть временами оно приобретало к тому же и какие-то иные значения; во-вторых, оно примечательно тем, что именно с целью выразить идею, противоположную индивидуализму, было придумано слово «социализм»[1]. Именно систему, альтернативную социализму, я и предполагаю рассмотреть.
Поэтому в сознании русского народа сохранился еще действовавший в течение многих столетий в основной массе населения дух коллективизма, взаимопомощи, сочувствия ближнему, подкрепленный еще и тем, что при советской власти индивидуализм никоим образом не поощрялся, тогда как в развитых странах мира этот дух давно исчез, сменившись индивидуализмом частного собственника, думающего только о себе.
Марло, воспевший титанический индивидуализм в своих ранних трагедиях "Тамерлан Великий" (первая часть - 1587) и "Трагическая история доктора Фауста" (1588-1589), уже в "Мальтийском еврее" (1592) показал обратную сторону этого индивидуализма.
По причинам, которые мы вскоре изложим, этот рационалистический индивидуализм всегда имел тенденцию перерождаться в противоположность индивидуализма — в социализм или коллективизм.
Именно потому, что индивидуализм первого типа внутренне последователен, я утверждаю за ним название истинного индивидуализма, тогда как вторую его разновидность следует, вероятно, считать таким же значимым источником современного социализма, как и собственно коллективистские теории[3].
Несомненно все же, что как Бёрк, так и Токвиль в самом главном стоят близко к Адаму Смиту, а уж ему-то никто не откажет в звании индивидуалиста; верно и то, что «индивидуализм», которому они противостоят, есть нечто совершенно отличное от индивидуализма Адама Смита.
Права, одни только права, всегда вели и неизбежно ведут к развитию индивидуализма, а индивидуализм при низком нравственном уровне неизбежно вырождается в эгоизм.
Эпоха Возрождения характеризовалась исключительным развитием индивидуализма, но число индивидов, которые могли позволять себе индивидуализм, было ограничено и часто сводилось к одному лицу.
Действительность мира, как кажется, была задумана, чтобы сеять эгоизм, индивидуализм и дегуманизацию человека.
Транслитерация: individualizm
Задом наперед читается как: мзилаудивидни
Индивидуализм состоит из 13 букв