Значение слова экраноплан
Экраноплан в словаре кроссвордиста
экранопланЭкраноплан Экранопла́н (от "экран" + ["аэро"]"план"; в официальной советской классификации судно на динамической воздушной подушке) — высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.
экранопланм.Летательно-плавающий аппарат на подводных крыльях, совмещающий характеристики самолета и судна, использующий для полета эффект экрана [ экран I
1.] от близости к земле или к воде, заключающийся в образовании воздушной подушки, повышающей аэродинамическую силу; экранолет.
экраноплан( фр. ecran - экран + лат. planus - плоский, ровный) - воен. боевой низколетающий аппарат морской авиации большой грузоподъемности и с мощной ракетной установкой.
экранопланэкспериментальный летательный аппарат типа самолета, для полета которого используется эффект близости поверхности Земли или воды (экрана), заключающийся в образовании воздушной подушки, повышающей аэродинамическое качество экраноплана (отношение аэродинамической подъемной силы к аэродинамическому сопротивлению).
экраноплан(от франц. ecran - экран, щит и planer - парить, планировать), экранолёт, летательный аппарат, предназначенный для полёта вблизи поверхности Земли (обычно на высотах, равных 0,1-0,2 ширины крыла). По характеру образования аэродинамических сил Э. отличается от самолёта использованием близости опорной поверхности (т. н. 'эффекта экрана'), а от судна на воздушной подушке (СВП) - набегающего потока воздуха (скоростного напора), а не давления воздуха, подаваемого специальным нагнетателем под днище СВП. Основные конструктивные особенности Э.: низкорасположенное крыло для увеличения влияния эффекта экрана; малое удлинение крыла (редко превышающее 1,5-
2) - для обеспечения безопасности полёта; концевые шайбы (или поплавки), расположенные с нижней стороны на концах крыльев, - для уменьшения перетекания воздуха из-под крыла (из зоны повышенного давления) наверх через концы крыла; высоко расположенное горизонтальное оперение, вынесенное за пределы влияния экрана и потока воздуха, отбрасываемого крылом,- для обеспечения продольной устойчивости Э.; стартовые устройства для снижения аэрогидродинамического сопротивления при разгоне Э. по воде или сопротивления трения опорных поверхностей при передвижении его по суше (щитки, закрылки, поворотные заслонки, гидролыжи, поддувные двигатели и др.). Основное достоинство Э. - высокое аэродинамическое качество, достигающее 20-25, что на 25-50% выше, чем у современных транспортных самолётов. Это позволяет увеличить полезный груз или уменьшить тягу двигателя, а следовательно, и расход топлива. Почти все построенные Э. рассчитаны на взлёт с воды (и посадку на воду); известны Э., предназначены для эксплуатации только над сушей и не обладающие необходимой плавучестью. Некоторые из созданных Э. могут летать за пределами влияния опорной поверхности (т. е. на высоте более 0,8-1 ширины крыла). Первый Э. был построен в 1935 финским инженером Т. Карио. К 1978 в Финляндии, Швеции, США, Японии, ФРГ, Великобритании и СССР построено около 30 небольших опытных Э. Их лётно-технические характеристики, как правило, невысоки: масса 0,3-4,3 т , суммарная мощность 1-2 двигателей 16-520 л. с. , скорость полёта 22-250 км/ч , число пассажиров 1-
6. Четыре из этих Э. - ЭСКА-1 (СССР), Х-112 (США), Х-113 и Х-114 (ФРГ) - способны летать за пределами влияния Земли (например, Х-113 на высоте до 800 м ) . Лит.: Белавин Н. И., Экранопланы, Л.,
1977. Н. И. Белавин.
экранопланэкраноплан, -а
экраноплансудно на динамической воздушной подушке
Однажды Крис садится в экраноплан и отправляется по делам в Хардсон-сити, а Стив летит ему навстречу.
Самым тяжелым из них является экраноплан «Лунь» (взлетная масса 380 т), спроектированный в ЦКБ по СПК в Нижнем Новгороде и находящийся на этапе заводских испытаний.
Такая судьба постигла ракетоносец фирмы Грумман, противолодочный экраноплан RAMI, десантный RAM2 и многие другие проекты.
Впервые демонстрировали свои возможности легкий 8-местный самолет-амфибия ЛА-8 разработки самарского НПО «АэроВолга» (несмотря на имевшие место технические проблемы, устраненные прямо в ходе работы выставки, он совершил несколько демонстрационных полетов) и экраноплан «Акваглайд-5», созданный компанией АТТК (на фото внизу).
К примеру, неплохо бы возвратить первый советский авианосец «Киев», проданный за бесценок в Китай для парка аттракционов; в Каспийске отремонтировать и установить на постамент единственный в мире экраноплан «Лунь», вооруженный комплексом противокорабельных ракет; в Петербурге создать музей на первой в СССР атомной подлодке К-3…
В связи с тем что транспортно-десантный экраноплан для ВМФ не предполагалось использовать в полетах вне влияния экрана, а мореходность его должна была быть доведена до 4 баллов, аэрогидродинамическая компоновка и некоторые системы и конструктивные элементы по сравнению с ВТЭ были пересмотрены.
После выпуска закрылков и щитков за счет повышенного давления под крылом экраноплан приподнимался из воды.
Транслитерация: ekranoplan
Задом наперед читается как: налпонаркэ
Экраноплан состоит из 10 букв