Значение слова самонаблюдение
Самонаблюдение в словаре кроссвордиста
самонаблюдениеср.Наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами и т.п.
самонаблюдениеср. Наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами и т.п.
самонаблюдениесамонаблюд`ение, -я
самонаблюдение(интроспекция) , наблюдение, объект которого - психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.).
самонаблюдениесамонаблюдение ср. Наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами и т.п.
самонаблюдениесамонаблюдения, ср. (книжн., псих.). Анализ собственной душевной жизни, непосредственное наблюдение состояний своего сознания, то же, что интроспекция. Методу самонаблюдения в психологии не придают теперь такого значения, как прежде.
самонаблюдениенаблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер. Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции 'аналитической интроспекции' В. Вундта -Э . Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено 'внутреннему восприятию', протекающему в естественных условиях (В. Вундт,
1888); с др. стороны, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой 'психологической' установке ('интроспекция' в узком смысле, Титченер,
1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как 'ошибка стимула' (Титченер). Кризис 'аналитической интроспекции' наметился уже после работ вюрцбургской школы . Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии , утверждавшей, что целое не складывается из суммы 'элементов', которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер,
1912), и, следовательно, те 'первоэлементы', к которым сводилось в 'аналитической интроспекции' наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные 'части' как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую 'аналитическую' установку наблюдателя на естественную, 'феноменологическую', предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю 'сырой' эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.Лит.: Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Коффка К., Самонаблюдение и метод психологии, в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. - Л., 1927; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164-184; Eisler R., Worterbuch der philosophishen Begriffe, 4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener E. В., The schema of introspection, 'The American Journal of Psychology', 1912, v. 23, | 4; Boring E. G., A history of introspection, 'Psychological Bulletin', 1953, v. 50, | 3 . А. А. Пузырей.
самонаблюдениесамонаблюдение, -я
самонаблюдениенаблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.)
Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль, так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.
Мы - взрослые и цивилизованные люди - заключаем о всеобщности и необходимости идеи пространства, как формы созерцания, на основании самонаблюдения, но самонаблюдение недостаточно для того, чтобы признать пространство необходимой формой всякого сознания, а не только сознания на известной ступени его развития.
Утверждать, что основной метод психологии есть самонаблюдение – значит, в сущности, высказывать самоочевидную истину, между тем многие исследователи отрицали всякое значение у самонаблюдения, как научного метода, и нельзя сказать, чтобы основания, которые они приводили в пользу своего отрицания, не имели значения.
Без самонаблюдения психология невозможна, но она была бы столь же невозможной, если бы самонаблюдение было единственным методом ее и не могло подлежать проверке других, более надежных способов приобретения достоверного знания.
Медитация же скорее пассивна, так как она охватывает рефлексию (отражение) и интроспекцию (самонаблюдение).
Это упражнение, которое должно было действительно выполняться все время, во время любой физической работы, называлось "самонаблюдение" или "противопоставление я ему" - "Я" - существо (возможность) сознания, "оно" - тело, инструмент.
Эта работа намеревается включить много аспектов человеческого функционирования; она включает широкий круг деятельности, содержащий в себе интеллектуальное изучение, самонаблюдение, ежедневную медитацию, священные танцы или движения, совместные усилия и очень часто -- физическую работу, выполняемую в особых условиях.
Действительно, вскоре у больного начинает всплывать ряд идей, за которыми следуют новые идеи; однако больной, производящий самонаблюдение, при этом обыкновенно заявляет, что выплывающие у него идеи бессмысленны или не важны, не относятся к делу и пришли ему в голову совершенно случайно, без всякой связи с данной задачей.
Во многих философских и мистических учениях, у Сократа, Гурджиева, Кришнамурти, буддистов и Лао-дзы, подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути к просветлению и развитию.
Транслитерация: samonablyudenie
Задом наперед читается как: еинедюлбаномас
Самонаблюдение состоит из 14 букв