Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова монада

Монада в словаре кроссвордиста

монада

Монада Мона́да (, от  — единица, простая сущность, от  — один) — согласно пифагорейцам, обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое». Позднее — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности, в психологии и эзотерике.

Википедия
монада

ж.Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания ( в философии Г.В. Лейбница ) .

Большой современный толковый словарь русского языка
монада

( гр. monas (monados) единица, неделимое)
1) название единицы у древних греков;
2) в идеалистической философии Лейбница (1646-
1716) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие якобы основу мироздания.

Новый словарь иностранных слов
монада

ж. Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
монада

жен. единица, как начало исхода счета, силы и пр. | Стихия, начало, неразлагаемое тело. | Неделимая единица или существо, в царстве животном, как атом в телах вообще. | Самый простор наливнячек, шариком.

Словарь Даля
монада

[

1. название единицы у древних греков;

2. в идеалистической философии лейбница (1646-
1716) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие якобы основу мироздания.

Словарь иностранных выражений
монада

мон`ада, -ы (филос.)

Словарь русского языка Лопатина
монада

(от греч. monas, род. п. monados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир («Монада - зеркало Вселенной»).

Современный толковый словарь, БСЭ
монада

монада ж. Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).

Толковый словарь Ефремовой
монада

монады, ж. (греч. monas, букв. единство).

1. У древних математиков – единица.

2. У древних философов, напр. пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). – В идеалистической философии Лейбница – одна из непротяженных, неделимых духовных единиц, как бы одушевленных атомов, из к-рых состоит мироздание (филос.).

3. Низший организм, переходный от растений к простейшим животным (зоол. устар.).

Толковый словарь русского языка Ушакова
монада

(от греч. monas, родительный падеж monаdos - единица, единое), понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено пифагореизмом , видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог 'Филеб'), а от Платона - в неоплатонизм , где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации .В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно . У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница , разработавшего специальное учение о М. - 'монадологию'. По определению Лейбница, М. - это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии . Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, 'монадология' Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа . В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта , Г. Лотце и др., в 20 в. - в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия - США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67-76; Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. - Munch.,

1965. Г. Г. Майоров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
монада

монада, -ы (филос.)

Полный орфографический словарь русского языка
монада

в философии Лейбница — первичная, неделимая, бессмертная духовная единица, элемент, который — вместе с другими подобными — составляет основу мироздания клетка, имеющая жгуты

Викисловарь
монада

монада

Викисловарь
Примеры употребления слова монада в тексте

У Лейбница, как известно, монада является не просто мельчайшей, элементарной и неделимой первочастицей всего сущего: от природы до человека; каждая монада обладает индивидуальностью (отсюда многообразие мира) и даже способностью к восприятию и памяти.

Как лейбницевская монада / Лечу, и что-то там жужжу…» – его представления о монадах довольно существенно отличаются от первоисточника.

Неуничтожимые и элементарные лейбницевские «простые субстанции», они же – монады, плотно изолированы друг от друга: «Нет также средств объяснить, как может монада претерпеть изменение в своем внутреннем существе от какого-либо другого творения, так как в ней ничего нельзя переместить и нельзя представить в ней какое-либо внутреннее движение, которое могло бы быть вызываемо, направляемо, увеличиваемо или уменьшаемо внутри монады, как это возможно в сложных субстанциях, где существуют изменения в отношениях между частями.

Так, Жиль Делёз в своей книге о Лейбнице писал о том, что эта категория оказывается чрезвычайно продуктивной для понимания минималистского и концептуального искусства: «Каждая монада… выражает целый мир, но смутно и темно, поскольку она конечна, а мир бесконечен… Вне монад мир не существует, монады суть малые перцепции без объектов, галлюцинаторные микроперцепции.

Уже и слова не скажу Как лейбницевская монада Лечу и что-то там жужжу Какой-нибудь другой монаде Она ж в ответ мне: Бога ради Не жужжи

В результате этого процесса монада как бы переходит в сознание этого человека, а кропотливая духовная работа, в свою очередь, незаметно переходит в тело монады.

Из изложенного представляется ясным, что сознаваемое Я по отношению к монаде находится в таком же состоянии, как монада по отношению к Божеству.

Примером такого мировоззрения может служить философия Лейбница, согласно которой весь мир состоит из монад и каждая монада есть действительная или потенциальная личность.

В этом состоянии душа не отличается заметным образом от простой монады; но так как это состояние непродолжительно и душа освобождается от него, то она есть нечто большее, чем простая монада.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я