Значение слова монада
Монада в словаре кроссвордиста
монадаМонада Мона́да (, от — единица, простая сущность, от — один) — согласно пифагорейцам, обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое». Позднее — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности, в психологии и эзотерике.
монадаж.Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания ( в философии Г.В. Лейбница ) .
монада( гр. monas (monados) единица, неделимое)
1) название единицы у древних греков;
2) в идеалистической философии Лейбница (1646-
1716) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие якобы основу мироздания.
монадаж. Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).
монадажен. единица, как начало исхода счета, силы и пр. | Стихия, начало, неразлагаемое тело. | Неделимая единица или существо, в царстве животном, как атом в телах вообще. | Самый простор наливнячек, шариком.
монада[
1. название единицы у древних греков;
2. в идеалистической философии лейбница (1646-
1716) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие якобы основу мироздания.
монадамон`ада, -ы (филос.)
монада(от греч. monas, род. п. monados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир («Монада - зеркало Вселенной»).
монадамонада ж. Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).
монадамонады, ж. (греч. monas, букв. единство).
1. У древних математиков – единица.
2. У древних философов, напр. пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). – В идеалистической философии Лейбница – одна из непротяженных, неделимых духовных единиц, как бы одушевленных атомов, из к-рых состоит мироздание (филос.).
3. Низший организм, переходный от растений к простейшим животным (зоол. устар.).
монада(от греч. monas, родительный падеж monаdos - единица, единое), понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено пифагореизмом , видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог 'Филеб'), а от Платона - в неоплатонизм , где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации .В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно . У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница , разработавшего специальное учение о М. - 'монадологию'. По определению Лейбница, М. - это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии . Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, 'монадология' Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа . В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта , Г. Лотце и др., в 20 в. - в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия - США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67-76; Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. - Munch.,
1965. Г. Г. Майоров.
монадамонада, -ы (филос.)
монадав философии Лейбница — первичная, неделимая, бессмертная духовная единица, элемент, который — вместе с другими подобными — составляет основу мироздания клетка, имеющая жгуты
монадамонада
У Лейбница, как известно, монада является не просто мельчайшей, элементарной и неделимой первочастицей всего сущего: от природы до человека; каждая монада обладает индивидуальностью (отсюда многообразие мира) и даже способностью к восприятию и памяти.
Как лейбницевская монада / Лечу, и что-то там жужжу…» – его представления о монадах довольно существенно отличаются от первоисточника.
Неуничтожимые и элементарные лейбницевские «простые субстанции», они же – монады, плотно изолированы друг от друга: «Нет также средств объяснить, как может монада претерпеть изменение в своем внутреннем существе от какого-либо другого творения, так как в ней ничего нельзя переместить и нельзя представить в ней какое-либо внутреннее движение, которое могло бы быть вызываемо, направляемо, увеличиваемо или уменьшаемо внутри монады, как это возможно в сложных субстанциях, где существуют изменения в отношениях между частями.
Так, Жиль Делёз в своей книге о Лейбнице писал о том, что эта категория оказывается чрезвычайно продуктивной для понимания минималистского и концептуального искусства: «Каждая монада… выражает целый мир, но смутно и темно, поскольку она конечна, а мир бесконечен… Вне монад мир не существует, монады суть малые перцепции без объектов, галлюцинаторные микроперцепции.
Уже и слова не скажу Как лейбницевская монада Лечу и что-то там жужжу Какой-нибудь другой монаде Она ж в ответ мне: Бога ради Не жужжи
В результате этого процесса монада как бы переходит в сознание этого человека, а кропотливая духовная работа, в свою очередь, незаметно переходит в тело монады.
Из изложенного представляется ясным, что сознаваемое Я по отношению к монаде находится в таком же состоянии, как монада по отношению к Божеству.
Примером такого мировоззрения может служить философия Лейбница, согласно которой весь мир состоит из монад и каждая монада есть действительная или потенциальная личность.
В этом состоянии душа не отличается заметным образом от простой монады; но так как это состояние непродолжительно и душа освобождается от него, то она есть нечто большее, чем простая монада.
Транслитерация: monada
Задом наперед читается как: аданом
Монада состоит из 6 букв