Значение слова номинализм
Номинализм в словаре кроссвордиста
номинализмНоминализм Номинали́зм ( — относящийся к именам, именной, от "nomen" — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а "общие имена" ("универсалии"), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.
номинализмм.Направление в философии эпохи Средневековья, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов ( т.е. признается первичность вещей и вторичность понятий ) .
номинализм( лат. nomlna названия, имена) направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов; признавая первичность вещей в вторичность понятий, борясь против схоластического реализма ( см. реализм
3), н. был первым выражением материализма (Маркс) в Средние Века; однако н. не в состоянии был дать правильное объяснение взаимоотношения между вещью и понятием, между общим и единичным.
номинализмм. Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов (т.е. признается первичность вещей и вторичность понятий).
номинализм[направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов; признавая первичность вещей в вторичность понятий, борясь против схоластического реализма (см. реализм
3), н. был первым выражением материализма> (маркс) в средние века; однако н. не в состоянии был дать правильное объяснение взаимоотношения между вещью и понятием, между общим и единичным.
номинализмноминал`изм, -а
номинализмнаправление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого «умеренного номинализма» - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).
номинализмноминализм м. Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов (т.е. признается первичность вещей и вторичность понятий).
номинализмноминализма, мн. нет, м. (от латин. nomen – имя) (филос.). Средневековое философское схоластическое учение, противоположное средневековому "реализму", считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием.
номинализм(лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя), философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных 'сущностей' - реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени 'человек' - имена 'Петр', 'Павел', 'Анна', 'Мария' и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей 'как целому', а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе универсалиями . Универсалии, согласно Н., - это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма ) или понятия (как для концептуализма ): '...если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень - универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т.д.) - универсалии, т. е. имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей' (Гоббс Т., Избр. произведения, т. 1, М., 1964, с.
66). Истоки Н. восходят к античности . Его первые представители в ранней античности - Антисфен и Диоген Синопский , противники 'мира идей' Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики; в поздней - Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику. В раннее средневековье Н. (тогда, собственно, и появились термины 'Н.' и 'номиналисты') выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином ) вызвала недовольство церкви - Н. был осужден Суассонским собором (
1092). Однако это не остановило филиации номиналистических идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А. де Серешаль), логики (Петр Испанский, У. Оккам , Ж. Буридан ). Тогда же Н. начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем). По словам В. И. Ленина, в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с.
37). В эпоху Возрождения с её обращением к опыту, в противовес схоластическим абстракциям, Н. находит многих сторонников (Л. Валла , Х. Вивес , Низолий). В новое время он переходит преимущественно уже в форме сенсуализма: Т. Гоббс , Дж. Локк и французские материалисты - с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм - с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного Н.: значение абстракции не является контекстно свободным; на абстракции следует смотреть как на 'символические фикции' - термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирической модели (см. Верификация ). Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического Н. - особой точки зрения на основания математики , возникшей в начала 20 в. в Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. странах в ответ на известное возрождение платонизма в концепциях множеств теории , в особенности на ничем не ограниченное введение абстракций как сущностей (см. Абстракции принцип ), которое ведёт к парадоксам. Математические номиналисты предприняли ряд попыток построить математику без парадоксов, основываясь на идее использования формальных систем (формальных языков), в терминах которых удаётся выразить многие абстракции математики и таким образом исключить их, заменив соответствующей 'языковой моделью'. Логика, лежащая в основе этих систем, понимается при этом в духе номиналистической традиции: существуют ('первично', 'сами по себе', вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена или дескрипции ) могут быть значениями предметных переменных логического языка, образуя истинный 'универсум рассуждения' (предметную область) любой научной теории. Поэтому единственной приемлемой с точки зрения Н. логикой является узкое исчисление предикатов (см. Логика предикатов ). Номиналистическая программа в известной мере обосновывается теоремой Крейга об устранимости абстрактных терминов из языка любой научной теории (см. Craig W., On axiomatizability wihin a system, 'The Journal of Symbolic Logic', 1953, v.
18), однако полная практическая реализация этой программы представляется неосуществимой.Лит.: История философии, т. 1, М., 1957; Рвачёв Л. А., Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики, К., 1966; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.: Проблема знака и значения, М., 1969; Ледников Е. Е., Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике, К., 1973; Beth Е. W., L'existence en mathematiques, P. - Louvain, 1956; Carre М., Realists and nominalists, Oxf., 1961; Philosophy of mathematics, Oxf.,
1964. М. М. Новосёлов.
номинализмноминализм, -а
Английский номинализм XIV века ожил в педантичном английском номинализме века восемнадцатого, и экономная формула Оккама «entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem» [5] уже предполагает (или предсказывает) столь же категоричное «esse est percipi» [6].
Выражаясь языком современной денежной теории, можно сказать, что Аристотель стоял на позициях «номинализма» (номинализм - теория, согласно которой деньги не должны обладать «внутренней» стоимостью, т.е.
Евразийцы восстанавливают историософическую теорию Данилевского и усваивают себе его натурализм номинализм.
Таким образом, желая утвердить то, что необходимо и следовательно (хотя часто и против своей воли) разрушали номинализм и эмпиризм - убеждение в абсолютной объективности, необходимости и всеобщности ratio - Декарт (а вслед за ним и весь последующий рационализм) вынужден был отказаться от посылки, что представление, а затем и мысль (понятие) есть результат воздействия вне мысли существующей вещи, предмета.
Обособление науки от христианства началось в Западной Европе в XI-XIV веках, когда номинализм, объявляющий подлинно существующими только отдельные индивидуальные объекты, одержал победу над реализмом, признающим существование чувственно воспринимаемых вещей лишь как отпечатков предшествующих им
Некогда новинка, объединявшая скромное число неофитов, номинализм теперь разделяется абсолютно всеми.
Суть проблемы заключается в том, что появляется раньше – общие понятия, вытекающие из нашего разума (рационализм), или единичные, фактические предметы (номинализм).
Единственной формой оппозиции этому взгляду был средневековый номинализм, учивший, что единичное есть единственная реальность, которой всеобщее противостоит только в виде слова, названия.
Взаимные пререкания и опровержения, к которым сводится вся долгая и довольно бесславная история неопозитивизма — этой запоздалой попытки реставрировать номинализм со всей его метафизикой (с толкованием предмета мышления как бескрайнего моря «атомарных фактов»), отрицающей (а на [6] каком основании — неизвестно) объективную реальность общего и всеобщего, — достаточно наглядно доказали, что выхода на этом пути искать нечего.
Транслитерация: nominalizm
Задом наперед читается как: мзиланимон
Номинализм состоит из 10 букв