Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова анимизм

Анимизм в словаре кроссвордиста

анимизм

Анимизм Аними́зм (от ,  — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.

Википедия
анимизм

м.Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.

Большой современный толковый словарь русского языка
анимизм

( лат. anima душа) система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала - души; а. является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований.

Новый словарь иностранных слов
анимизм

м. Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
анимизм

[система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала - души; а. является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований.

Словарь иностранных выражений
анимизм

аним`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
анимизм

религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях - также у каждой вещи)

Словарь русского языка Ожегова
анимизм

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

Современный толковый словарь, БСЭ
анимизм

анимизм м. Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.

Толковый словарь Ефремовой
анимизм

анимизма, мн. нет, м. (от латин. anima – душа) (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.

Толковый словарь русского языка Ушакова
анимизм

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Впервые термин 'А.' ввёл немецкий учёный Г. Шталь, назвавший (в сочинении 'Theoria medica',
1708) А. своё учение о безличном жизненном начале - душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся 'ваятельницей тела'. В 19 в. в совершенно ином смысле был применен этот термин Э. Тайлором ,Г. Спенсером и другими представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Тайлор придавал термину 'А.' ('Первобытная культура',
1871) двоякое значение:
1) вера в души и духов;
2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал в А. 'минимум религии' т. е. зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии. Как теория происхождения религии А. не выдержал испытания научной критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духоверием. Во-вторых, огромный фактический материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, священное и повседневное, запрещенное (см. Табу ) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. Эти факты породили ряд направлений, объединяемых названием преанимизма, или доанимизма, согласно которым А. предшествовал век магии (Дж. Фрейзер и др.), аниматизм, т. е. оживотворение всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии австралийцев, огнеземельцев и других отсталых народностей - это двойники реальных существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального мира. Все они обладают плотью, все они рождаются, едят, охотятся, даже умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам. Мифы и обряды убедительно доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестественный мир душами и духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти души и духи. Например, до того как дикарь дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. е. его труп. Процесс спиритуализации, т. е. разделения природы и человека на живую, но нематериальную душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов, а само представление о душе как о нематериальном существе - явление очень позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения и в языке, и в ритуале. Таким образом, А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни хронологически не может быть признан минимумом или зародышем религии. А. не только не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор усматривал в А. 'естественную религию', 'детскую философию' человечества, возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, которое измыслило души и духов и поверило в их существование в результате психологической иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений, галлюцинаций, эха и т. п. Духи, по Тайлору, - это лишь 'олицетворённые причины' указанных выше явлений. Современное научное исследование показало, что корни анимистических представлений, как и всех первобытных религиозных верований, надо искать не в отдельных заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой и обусловленном этим бессилием невежестве. Самый же главный порок анимистической теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной психологии, упуская из виду, что религия есть факт общественного сознания. Если как теория происхождения религии А. оказался несостоятельным и представляет лишь исторический интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым и существ, составным элементом всех религий, известных истории и этнографии, он признаётся современной наукой. Некоторые идеалистически и фидеистически (см. Фидеизм ) настроенные буржуазные учёные, так же как и богословы, стремятся отмежевать современный идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются доказать, что между теизмом в виде 'мировых религий' и идеализмом, с одной стороны, и А. - с другой, нет ничего общего. Другие, так называемые прамонотеисты, главой которых был патер В. Шмидт , пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях самых отсталых народов наряду с А. представления о едином божестве, чтобы доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь 'загрязнены' верой в духов и колдовство. Разумеется, А. подвергался и подвергается разнообразным модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике и в ритуале самых подновленных современных религий, в учениях теософов (см. Теософия ) об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном порыве и т. п., в столоверчении и 'фотографировании' духов у спиритов лежит в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых обществ. Термин 'А.' получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные обитатели Африки, Южной Америки, Океании - приверженцы местных традиционных религий - зачисляются в общую рубрику 'анимистов'. Это обозначение происходит от тайлоровского понимания А. как самой ранней 'дикарской' религии. Но ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру, и религии у них разные, иногда весьма развитые; они анимисты в той же мере, как и христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное применение термина 'А.' в научном отношении неправомерно.Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923; Плеханов Г. В.,О религии и церкви. [Сб. статей], М., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике анимистической теории, 'Вопросы философии', 1956, |2; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М.,

1965. Б. И. Шаревская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
анимизм

анимизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
анимизм

, форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу

Викисловарь
анимизм

анимизм

Викисловарь
анимизм

анимизм

Викисловарь
анимизм

анимизм

Викисловарь
анимизм

анимизм

Викисловарь
анимизм

анимизм

Викисловарь
анимизм

анимизм

Викисловарь
Примеры употребления слова анимизм в тексте

Основной особенностью китайской религиозности де Гроот полагает `универсалистский анимизм`, где универсализм свидетельствует общая парадигма народных верований, обрядов и ритуалов и ритуально-обрядовой стороны государственного культа императорского Китая, а анимизм распространяется вплоть до аниматизма.

Авторы в своих рассуждениях настолько увлекаются, что, впадая в своеобразный "анимизм", готовы даже одухотворять корабли.

Разница в том, что в мифологии такие исторические этапы развития человеческого мышления как анимизм и фетишизм представлены наглядно, тогда как современный язык, в частности, /башкордский, иранский, английский/ отражает уже более поздние формы мышления - символизм и абстракцию.

Основную часть древней мифологии составляют природные мифы, отличительный признак которых - вера в одушевленность всей природы, олицетворение природных сил и явлений (первобытный анимизм от латинского "ацимус" - дух).

Религия, по мнению одних из этих людей, произошла от одухотворения всех явлений природы (анимизм), по мнению других, - из представления о возможности отношений с умершими предками, по мнению третьих, - из страха перед силами природы.

И говорить вообще, о всей этой классической схеме, которую предложил когда-то Эдвард Тэйлор и которая вошла в сознание наших составителей школьных учебников – сначала был анимизм, потом политеизм, потом монотеизм.

Борис Александрович Рыбаков Язычество древних славян Книга pаскpывает истоки наpодного миpовоззpения pyсских, yкpаинцев и белоpyсов, пpослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анимизм (кyльт вампиpов и беpегинь), кyльт божеств плодоpодия (Рода и pожаниц), дpyжинный кyльт Пеpyна, сменяемый хpистианством.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я