Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова шопенгауэр

Шопенгауэр в словаре кроссвордиста

шопенгауэр

(Schopenhauer) Артур (1788-
1860) , немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-й пол. 19 в. - (Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788 , Данциг, ныне Гданьск - 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-иррационалист (см. Иррационализм). В его основном произведении «Мир как воля и представление» (1819-
44) сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни».Детство и юностьАртур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-
1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-
1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-
31). В детстве будущий философ не получил систематического образования. Его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения «одних только слов», но и в благотворности знакомства «с самими вещами». В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера - по истории философии, Фихте - по философии; докторскую диссертацию «О четверояком корне закона достаточного оcнования» защитил в Йенском университете в

1813.Зрелость. Главный трудВ 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат «О зрении и цвете» (
1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (
1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля.С 1831 философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы («Парерга и паралипомена»,
1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.«Мир как воля и представление«Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой «воли». Как «вещь в себе» воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как «представлении» она проявляется в бесконечном множестве «объективаций». Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - «адекватных объективаций воли». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех»; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание - «наказание» за «первородный грех», вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -«незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии.Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. Влияние его испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России - Л. Толстой, А. Фет и др.Сочинения:Полн. собр. соч. М., 1900-

10. Т. 1-

5.Собр. соч. М.,

1992. Т.

1.Соч. М.,

1993. Т. 1-

2.Samtliche Werke.

3. Aufl. Wiesbaden,

1972. Bd. 1-

7.Der handschriftliche Nachlass. Frankfurt am Main, 1966-

75. Bd. 1-

5.Литература:Фишер К. Артур Шопенгауэр: Пер. с нем. М.,

1896.Фолькельт И. Артур Шопенгауэр, его личность и учение: Пер. с нем. СПб.,

1902.Грузенберг С. О. Артур Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание. СПб.,

1912.Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М.,

1975.Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М.,

1990.Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель: Пер. с нем. // Избр. произведения. М.,

1993.Simmel G. Schopenhauer und Nietzsche. Leipzig,

1907.Mann Th. Schopenhauer. Stockholm,

1938.Abendroth W. Arthur Schopenhauer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Leck; Schleswig,

1967.Hubscher A. Denker gegen der Strom. Schopenhauer: gestern - heute - morgen. Bonn,

1973.Pisa K. Schopenhauer. Kronzeuge der unheilen Welt. Wien; Berlin,

1977.Weimer W. Schopenhauer. Darmstadt,

1982.Schirmacher W. Schopenhauer bei neuren Philosophen. Frankfurt am Main,

1988.А. А. Чанышев

Современный толковый словарь, БСЭ
Слова которые можно составить из слова шопенгауэр
агор агро агу ано ану аншпуг аон апн апноэ апо апрош арго аргон аргун арно аро арон арп ару ауэ ауэр ашуг аэр аэро аэрон ган гап гапон гаро гарпун гаур гаушо гашу гну гоа гоар гон гоп гор гора горн гоуэн гош гпу гра гран гро грон грона грош гру груна груша гуано гуна гуно гур гура гуран гуро гурон гуэ гэнро нагпур напор напору напрошу напру нар наш ноа нога ногуш нор нора ноша ношпа ношу нпо нуг нуга нур нура нураг нуэр нэп нэш оаг огпу она онагр онар опа опг опруга опэн оран орг орган орун орша оун оуэн оша паг пагон пагур пан пано пар парно парун пашу пнр погар погашу погран пона понур пора порану пору порш поу поуг пра праг про прошу пру пуга пуго пуна пуно пунш пур пурга пурш пуша пушан пэн пэр рагу ран ранг рано рао рау раш рга рнга рог рога рогун рона роп ропа роу рош роша роэ рпга руа руан руга руна руно руо руоп рэнга рэп рэу угар угарно угон угор угра уна уноша уош упа упор ура уран урга урна уро урон урош ушан ушр уэп шаг шан шар шароун шарп шнур шогра шон шона шонгауэр шоп шопа шор шора шорган шоу шпон шпона шпор шпора шпур шуг шуга шуп шур шура шурга шурпа шэн эго энг энгр эог эон эоп эпона эпр эпрон эра эрг эрн эру эур эшарп апр агон шарон шоа нпр эно пуэр ропша гарун гар эро пгу эгп ауг ргу ошун нуэ уар нао ашур гау уга унп нпу эрго нау гуан гару огу унг апшоу арну аун горан эган агуэро нпа агно рауэн шонгау эшау гауэрн рагун шауэн горау гашурн гароуэ эагр рошпан пэо грп рауш опн наэ ушна эуа оуэ эрш парош гаон панург гауэр гоу агрон гуаро пруна ануэ пау унга понга пэна грау гпо эшпаргу пауш эга ранш опра гуапо пуа ушоа горун нгпу эна ноуа гуп роа рпн нао шнп рон шапон уно руп пор грапо наро пранг гао рпа шуэ нуар аур роуэн аэн норуа пруа шуэн нэо энш груа шуан пога прон нра напо ора роан ога оур рашну огп агрэ ранго аоп нга проа орн понура рашо ангу ушо грауно пунга эшп энга гнупа паршу нгау гнур гунарош онгар аргу шагур уэно энгару наго паш нго уша апшур пауэр арн ноэ пго гна огау гарпон шорн огун гаш аруэ пуро шуо шуа ушпа упша порга ураш поша ошап шорна гуар унгор уго руша гоша оанг пон пау анор оунэ рэа эура ронгаш пангур руш пша уроп ронга нуора эпг паро ашо поршна анго пруно гашун поруш эоган пэун гронау оруэ гуэн шуро шап шапо ругон рунг шуран шранг гропа арош эноа рошу раон анг пуронга рогна погр горна гуон пашур пура арун огура ору шонгар ушэн руано эрна орга пну пуан уанго уашо огур шао шауэр эгр энао эрп апшон шонга пран парг гэн шаро рун эран шраг гарш рупа порша нашру рауэ пугэ опан пауэ огэ шпаро раун шорга уан
Цитаты со словом шопенгауэр

Без женщин начало нашей жизни было бы лишено поддержки, середина — удовольствий и конец — утешения. (Артур Шопенгауэр даёт эту фразу эпиграфом в своём труде «О женщинах», ссылаясь на авторство французского писателя Виктора де Жуи)

Себастьян-Рош Николя де Шамфор

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я