Значение слова национализм
Национализм в словаре кроссвордиста
национализм
национализмНационализм Национали́зм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
национализмм.
1.Идеология, политика и социально-психологическая установка, основа которых - национальная исключительность и национальное превосходство, трактовка нации как высшей формы общества. отт. Возведение эгоизма какой-либо нации в ранг государственной политики; шовинизм.
2.Защитный рефлекс и мощный инстинкт национального самосохранения на массовом уровне, когда нации угрожает опасность ( в начале XX в. в СССР и в начале XXI в. в России ) . отт. Любовь к своей нации и забота о ней на индивидуальном уровне.
национализм( фр. nationalists лат. ) реакционная, буржуазная или мелкобуржуазная, идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства. национализм выступает как в форме разжигания национальной розни между национальностями и народностями в пределах одной страны, так и в форме натравливания народа одной страны на народ другой. от национализма следует отличать справедливое и исторически-прогрессивное стремление к национальной независимости угнетенных и колониальных народов, борющихся за национальное освобождение и самоопределение. коммунистические партии ведут борьбу с буржуазным национализмом, воспитывая трудящиеся массы в духе дружбы народов, пролетарского интернационализма.
национализмм.
1) а) Идеология и политика, основа которых - идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества. б) Возведение в ранг государственной политики эгоизма какой-л. нации.
2) Национальное самосознание, которое в определенных социально-исторических условиях - в условиях национального угнетения - служит делу национального раскрепощения и национальной независимости.
национализм[фр. nationalistsреакционная, буржуазная или мелкобуржуазная, идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства. национализм выступает как в форме разжигания национальной розни между национальностями и народностями в пределах одной страны, так и в форме натравливания народа одной страны на народ другой. от национализма следует отличать справедливое и исторически-прогрессивное стремление к национальной независимости угнетенных и колониальных народов, борющихся за национальное освобождение и самоопределение. коммунистические партии ведут борьбу с буржуазным национализмом, воспитывая трудящиеся массы в духе дружбы народов, пролетарского интернационализма.
национализмнационал`изм, -а
национализмпроявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости национализм буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопостовления своей нации другим, подчиняющая классовые интересы трудящихся так наз. общенациональным интересам, а фактически - интересам эксплуататорских классов
национализмидеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
национализмнационализм м.
1) а) Идеология и политика, основа которых - идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества. б) Возведение в ранг государственной политики эгоизма какой-л. нации.
2) Национальное самосознание, которое в определенных социально-исторических условиях - в условиях национального угнетения - служит делу национального раскрепощения и национальной независимости.
национализмнационализма, мн. нет, м. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. Марксизм выдвигает на место всякого национализма – интернационализм... Ленин. Принцип буржуазного национализма – развитие национальности вообще, отсюда исключительность буржуазного национализма, отсюда безвыходная национальная грызня. Ленин. – Уклон к национализму есть приспособление интернационалистской политики рабочего класса к националистской политике буржуазии. Уклон к национализму отражает попытки "своей", "национальной" буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Сталин.
национализм(от лат. natio - нация, народ) - психология, идеология и политическое течение в национальном вопросе, основывающиеся на признании приоритета одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа. Националисты признают свою нацию образцовой, обладающей исключительными качествами, судьбой, предназначением.
национализмбуржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе . Н. трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общенационального рынка, установления своего господства в национальных рамках в борьбе против феодальных сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём порабощения других наций. Н. используется буржуазией с целью добиться 'классового мира' внутри нации, отвлечь пролетариат от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций национальную рознь, подорвать интернациональное единство революционного движения. Условия буржуазного общества ведут к распространению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропагандой. Буржуазные философы и социологи под 'национальным' понимают прежде всего, и почти исключительно, духовное. Понятие Н. толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, которой очень часто придаются мистические, а порой и патологические свойства. Например, американский профессор Б. Шейфер определяет Н. ('групповую лойяльность') следующим образом: '...
1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре,
2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже,
3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ...,
4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе,
5) доктрина, что данная нация... является или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия' ('Nationalism: myth and reality', N. Y., 1955, p.
6). Неопределённость и широта, приданные понятию Н. буржуазными теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного Н., затушевывания классовых сторон проблемы. Буржуазные идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления Н. и его неодинаковый характер в разных странах. В работах американских учёных середины 20 в. (Г. Кон, Л. Снайдер, Ф. Нортроп, Х. Моргентау, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или американскому Н. В то же время многие буржуазные социологи выступают с нападками на Н. в колониальных и зависимых странах. В ряде буржуазных теорий Н. служит основой для анализа исторического процесса. В них выдвигаются на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения и борьба между нациями, 'столкновения' национализмов. Г. Кон заявляет, что 'путеводной звездой' исторического развития в Европе после 1789 (а в 20 в. и повсюду) является Н. Он объявляет этот исторический период 'веком национализма', а современную эпоху 'веком паннационализма' (см. 'The age of the nationalism', N. Y., 1962, p. XVI). Некоторые идеологи империалистической буржуазии выдвигают шовинистические положения об 'особой' исторической роли 'избранных' наций, обусловленной якобы их характером и культурой. Марксизм-ленинизм показал экономические и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную общественную роль в зависимости от исторического этапа развития капитализма, от общественной роли буржуазии и характера её связей с народными массами, от положения данной нации в системе межнациональных отношений. В период формирования наций, например в Западной Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнёта, поднимая и народные массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определённое прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 131-
32). Характер Н. в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистических отношений и перерастания капитализма в империализм. Монополистический капитал выступает носителем самого грубого и жестокого национального и колониального гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалистической и колониальной политики и сближается с расизмом (например, гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В условиях существования двух мировых систем империалистическая буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистическую и антисоветскую направленность. Империализм делает ставку на оживление в социалистических странах националистических тенденций. Иной характер в современную эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, против империализма. В Н. в этих странах в ограниченной форме выражается идея национального освобождения и национальной независимости, и он часто служит знаменем национально-освободительного движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и протест против империалистического гнёта той части масс, которая ещё не поднялась до классового сознания. У значительных слоев крестьянства Н. выступает как первоначальная форма антиимпериалистического сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакционные черты, которые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике национальной буржуазии, с развёртыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс, с поправением некоторых мелкобуржуазных групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации общественного развития освободившихся стран идея 'надклассового' национального единства всё больше приходит в острое столкновение с потребностями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, которые выступают за капиталистический путь развития, стремятся помешать росту политического сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться - как во внутреннем, так и в международном плане - тенденции национального эгоизма, национального превосходства и исключительности. Всё это не означает, что Н. в бывшем колониальном и полуколониальном мире уже утратил прогрессивные стороны, исчерпал своё антиимпериалистическое содержание, хотя его развитие и идёт преимущественно в этом направлении. И на современном этапе это - Н. наций, которые во многих отношениях всё ещё остаются фактически угнетёнными и эксплуатируемыми, не достигли равноправного положения в своих связях с империалистическими державами, не завершили духовной 'деколонизации'. Это - Н. наций, которые, как правило, ещё складываются в ходе антиимпериалистической борьбы и преодоления феодальных и др. докапиталистических отношений. Пролетарское, коммунистическое мировоззрение несовместимо с любой националистической идеологией. 'Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе' (Ленин В. И., там же, с.
123). Н. служит тормозом в развёртывании освободительной борьбы рабочего класса и всех угнетённых и эксплуатируемых, так как условием её победы является интернациональное сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты подходят к Н. с принципиальных позиций и оценивают его конкретно-исторически, с точки зрения интересов революционной борьбы народов против империализма, интересов мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистический шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетённых наций опирается на положение В. И. Ленина (см. там же, т. 25, с. 275-
276), развитое в Программе КПСС: 'В национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки' (1973, с.
47). Особенно непримиримо коммунисты относятся к националистическим шатаниям в собственной среде, которые возникают в результате давления буржуазных и мелкобуржуазных сил, а также вследствие деятельности империалистической агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях национальной ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении национальных особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отдельных странах. Почву для преодоления Н. создаёт социализм, который уничтожает основы социальных и национальных антагонизмов, создаёт условия для национального равноправия и дружбы народов. Однако свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата не устраняет сразу проявлений буржуазного и мелкобуржуазного Н. Коренной поворот в национальном вопросе и преодоление Н. не достигаются автоматически, это сложный и длительный процесс. Он совершается в напряжённой и неослабевающей борьбе с национальной враждой и недоверием, с национальным эгоизмом и ограниченностью. Реализация возможностей для устранения Н., создаваемая ниспровержением капитализма, зависит, прежде всего, от действия субъективного фактора, т. е. от политики Коммунистической партии, осуществляющей руководство обществом. Националистические предрассудки, преувеличенное или извращённое проявление национальных чувств - явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, недостаточно зрелых в политическом отношении. К тому же националистические предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистического и коммунистического строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение национального равноправия, достижение фактического равенства в экономической, политической и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернациональное воспитание трудящихся - всё это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Исторический опыт показывает, что для преодоления Н., для упрочения братских отношений между народами социалистических стран необходима последовательная марксистско-ленинская политика коммунистических партий. В противным случае как это видно на примере Китая 60-х начала 70-х гг. 20 в., возможно возрождение и усиление Н., даже временное его превращение в основу государственной политики. Н. нашел наиболее концентрированное выражение в шовинистической и гегемонистской линии маоизма , Маоисты пытаются расколоть социалистическое содружество, подменить антиимпериалистическую солидарность народов Азии, Африки и Латинской Америки их обособлением, основанным на географических, националистических и расовых принципах, от социалистического содружества и рабочего движения развитых капиталистических стран, подорвать великий союз и солидарность национально-освободительного движения с международным рабочим классом и мировой социалистической системой, принизить ведущую роль пролетарских сил в мировом революционном процессе. Борьба с Н. в коммунистическом движении и его преодоление - важнейшая задача марксистов-ленинцев. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. о колониальной системе капитализма. [Сб.]; М., 1959; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб.], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, Москва 1969 г., М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брутенц К. И., Против идеологии современного колониализма, М., 1961, гл. 2-3; Shafer B. C. Faces of nationalism, N. Y., 1972; См также лит. при ст. Интернационализм , Нация . К. Н. Брутенц.
национализмнационализм, -а
национализмчувство превосходства своей нации над другими, проявление национального антагонизма и изоляционизма; идеология и политика, основанная на таком чувстве идея верности, преданности своей нации, развития чувства национального самосознания, делающая упор на главенстве национальных интересов и культуры; идеология, основанная на эксплуатации такого чувства
Мы же с вами будем разбирать важнейший механизм, который призван карать неугодных, а именно антиэкстремистские подразделения.Если задача государства в целом это сбавить интерес населения к национализму, то задача спецслужб состоит в том, чтобы не дать направить эти чаяния людей и не позволить им структурироваться, что неизбежно выведет национализм с кухонь и улиц на политический уровень.Поэтому помимо прямых репрессий, спецслужбы занимаются и информ войной с неугодными.Часто не видя целой картины, адепты различных националистических организаций и сообществ, с правильными целями, не понимая, что ими манипулируют, начинают бороться не за свои идеи и не за умы населения, а с другими объединениями националистов и их лидерами, тем самым выполняя задачу спецслужб по разобщению и дискредитации организованного национализма.Как мы говорили ранее, задача антиэкстремистских подразделений все же не воспитание всего общества, а борьба с уже созданными объединениями и пассионариями.
Макс Вебер называл национализмом стремление совместить границы государства с границами расселения этноса, однако этот гражданский национализм не мог бы существовать без национализма романтического, приписывающего нации немыслимые совершенства, да еще и объявляющего жалким и ничтожным существование человека, лишенного национального дома.
Сталин в беседе с руководителем Коммунистического Интернационала Георгием Димитровым сказал о необходимости «развивать идеи сочетания здорового, правильно понятого национализма с пролетарским интернационализмом», который «должен опираться на этот национализм».
В ней приводятся основные черты украинского национализма и качества, которые он отвергает: господство — сосуществование, агрессивность — оборона, догматизм — скептицизм, идеализм — материализм, нация — народ, инициативное меньшинство — масса, исключительность — терпимость, иррационализм — рационализм, воля — разум, национализм — интернационализм.
Еще раньше в знаменитой Уттарпарской речи (май 1909 г.) Шри Ауробиндо говорит об очень характерном изменении акцентов в его подходе к национализму: раньше он называл национализм религией, теперь же считает нужным говорить иначе, а именно «вечная религия (санатана дхарма) – вот что для нас национализм»[9] .
Упраздняется не национальность, а национализм. Озлобленное преследование и умерщвление Христа было делом не народности еврейской, для которой Христос (по человечеству) был ее высшим расцветом, а это было дело узкого и слепого национализма таких патриотов, как Каиафа. – И то, что было сказано выше о политике немцев и англичан, нисколько не служит к осуждению этих народностей. Мы различаем народность от национализма по плодам их. Плоды английской народности мы видим в Шекспире и Байроне, в Берклее и в Ньютоне; плоды же английского национализма суть всемирный грабеж, подвиги Варрен Гастингса и лорда Сеймура, разрушение и убийство.
И я анализирую этот бретонский национализм (его можно еще назвать «мелким национализмом») — это помогает мне разобраться в национализме как таковом: еврейском (израильском), русском, французском или каком угодно.
В статье «Два лика национализма» автором кратко излагается закон регрессии каст, анализируется современный национализм и делается вывод о возможности национализма, направленного не против традиционного порядка, как это имело место при зарождении европейских национальных государств, а, наоборот, стремящегося к возрождению новой аристократической иерархии.
Мой норвежский национализм перерос в пангерманский национализм (пангерманизм), и даже в панъевропейский национализм (в расовом смысле).
Сдвиг к ценностно-нейтpальному пpименению понятия "национализм" вовсе не устpанил оценку самого явления национализма с той или иной миpовоззpенческой позиции.
Украинский народ может получить самостоятельное государство только собственной борьбой и трудом.* Чистый незапятнанный лицемерием и компромиссами со злом украинский национализм выйдет победителем сложного, но величественного соревнования…, потому что в нем великая Правда украинской нации, согласно Божьим законам жизни народов и людей в свободе и справедливости.
Патриотизм воспитывается на любви ко всему окружающему, а национализм - на ненависти ко всем, кроме себя.
Всякий национализм — тупик.
Интернационализм предполагает национализм - не узкий, эгоистичный, жадный дух, который часто проходит под именем национализма, но национализм, который, в то время как он настаивает на своей свободе и росте, будет презирать достижение их за счет других наций (Мохандас Карамчанд Ганди)
Всякий национализм — тупик.
После августа 1991-го пробившиеся по всем окраинам к власти племенные вожди XX века повели себя по-хозяйски, будто сами развалили Союз. С бешеным энтузиазмом, не жалея сил и средств, они принялись обзаводиться всеми признаками государственности и старательно будили национализм своих подданных, дремавший в ментальных глубинах.
Современный националист достаточно сильно отличается от того, что принято называть этим словом. Особенно сильно он отличается от того, что называют русским националистом иностранные журналисты или какие-то наши замшелые либералы. Они скорее под этим понимают некоего бытового ксенофоба. То есть обычного гражданина, который всех обзывает «чурками», но которому на самом деле все по фигу, он не является никаким националистом, а просто естественным образом реагирует на внешний раздражитель. Националист — это настоящий патриот, который ставит интересы страны и нации выше своих интересов. Который не видит ничего ужасного, пугающего и табуированного в национальных темах. Это европейски ориентированный человек. Русский национализм — это идеология, близкая к европейскому мейнстриму куда больше, чем принято думать. Он ближе к нему, чем русского формата либерализм, все это правое дело. У него, может быть, есть какие-то изоляционистские позиции, но такие позиции есть у половины партий Великобритании или Швейцарии. В этом нет ничего пугающего.
Современный националист достаточно сильно отличается от того, что принято называть этим словом. Особенно сильно он отличается от того, что называют русским националистом иностранные журналисты или какие-то наши замшелые либералы. Они скорее под этим понимают некоего бытового ксенофоба. То есть обычного гражданина, который всех обзывает «чурками», но которому на самом деле все по фигу, он не является никаким националистом, а просто естественным образом реагирует на внешний раздражитель. Националист — это настоящий патриот, который ставит интересы страны и нации выше своих интересов. Который не видит ничего ужасного, пугающего и табуированного в национальных темах. Это европейски ориентированный человек. Русский национализм — это идеология, близкая к европейскому мейнстриму куда больше, чем принято думать. Он ближе к нему, чем русского формата либерализм, все это правое дело. У него, может быть, есть какие-то изоляционистские позиции, но такие позиции есть у половины партий Великобритании или Швейцарии. В этом нет ничего пугающего.
Транслитерация: nacionalizm
Задом наперед читается как: мзиланоицан
Национализм состоит из 11 букв