Значение слова грамотность
Грамотность в словаре кроссвордиста
грамотностьГрамотность Гра́мотность (от «учение о словесности» ← «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.
грамотностьж.
1.Умение читать и писать.
2.Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3.Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. отт. Образованность, просвещенность.
грамотностьж.
1) Умение читать и писать.
2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность.
грамотностьгр`амотность, -и
грамотностьопределенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).
грамотностьграмотность ж.
1) Умение читать и писать.
2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность.
грамотностьграмотности, мн. нет, ж. (книжн.).
1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране.
2. Отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.
грамотность(от греч. grammata - чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия 'Г.' меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах - лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия 'Г.', его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж,
1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования , а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира. В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет - 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии - 5 и 6% ). Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке - по желанию. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты , широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение ). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926-
1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2 . Табл. 1 . - Процент грамотных в возрасте 9-49 летНаселение Годы переписи1897 1926 1939 1959 1970 Городское:мужчины 66,1 88,0 97,1 99,5 99,9 женщины 45,7 73,9 90,7 98,1 99,8 Всего 57,0 80,9 9 3,8 98,7 99,8 Сельское:мужчины 35,5 67,3 91,6 99,1 99,6 женщины 12,5 35,4 76,8 97,5 99,4 Всего 23,8 50,6 84,0 98,2 99,5 Городское и сельское:мужчины 40,3 71,5 93,5 99,3 99,8 женщины 16,6 42,7 81,6 97,8 99,7 Всего 28,4 56,6 87,4 98,5 99,7Табл. 2 . - Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9-49 лет (по переписи
1970)Союзные республики Городское население Сельское население Городское 11 сельское населениемужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины РСФСР 99,6 98,2 99,1 97,1 99,3 97,7 Украинская ССР 99,7 98,7 99,5 98,9 99,6
98.8 Белорусская ССР 99,6 98,7 99,4 98,6 99,5 98,6 Узбекская ССР 99,0 97,1 98,9 97,5 99,0 97,3 Казахская ССР 98,9 95,2 98,7 95,0 98,8 95,1 Грузинская ССР 99,5 98,5 99,3 98,7 99,4 98,6 Азербайджанская ССР 99,0 95,8 98,7 96,1 98,8 96,0 Литовская ССР
99.3 98,5 98,6 97,9 98,9
98.1 Молдавская ССР 98,6 95,5 99,3 97,0 99,1 96,8 Латвийская ССР 99,6 99,2 99,0 98,1 99,4 98,8 Киргизская ССР 99,1 96,8 99,0 97,2 99,0 97,0 Таджикская ССР 97,9 93,7 98,0 95,1 98,0 94,6 Армянская ССР 99,2 97,6 99,3 97,6 99,2 97,6 Туркменская ССР 98,1 93,5 97,3 93,2 97,7 93,4 Эстонская ССР 99,8 99,6 99,4 99,4 99,7 99,5 Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.). Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (
1962), в Африке - около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) - около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах - около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50-60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных - ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран,
1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября). Термин 'Г.' обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.). М. П. Кашин.
грамотностьграмотность, -и
грамотностьумение читать и писать отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области
... международной практике принято представление о финансовой грамотности (ФГ) как о способности физических лиц ... и долгосрочные финансовые решения.Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав ... квалифицированные, продуманные решения» [6] .Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают ... Financial Services Authority – FSA), финансовая грамотность (компетенция) предполагает способность людей жить ... продукты и разбираться в финансовых вопросах [8] ....Финансово грамотное население: ежемесячно ведет учет расходов ... США создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию (Financial Literacy and Education ... [9] , а также Консультативный совет по финансовой грамотности при президенте США.
Одни совершенно справедливо нападают на грамотность, как на отдельно привитую способность читать и писать, без всяких других знаний (что и делает до сих пор большая часть школ, ибо выученное наизусть забывается, остается одна грамотность); другие защищают грамотность, подразумевая под нею первую степень образования, и не правы только в неверном понимании грамотности.
Я не обязан распространять ни грамотность, ни малограмотность, ни даже безграмотность; ни полезных сведений, ни бесполезных.
Визуальную грамотность можно определить как способность делать все то, что ассоциируется с традиционной грамотностью, используя при этом визуальный язык и наглядные пособия.
Сомневаясь в разумности этой попытки, согласен все же с тем, что компьютерная грамотность стала ныне грамотностью номер два.
Они пестовали нас должным образом, так как понимали, что обязательно должны дать нам элементарную профессиональную грамотность (не талант - он или есть, или его нет, а именно грамотность).
Техническая грамотность" 50-х годов вызывала восхищение и беспокойство - но "техническая грамотность" 80-х годов вызывала экстаз и ужас.
помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах.Тестирование проходит в трёх направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.По её словам, в 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства.
Как и любая другая грамотность, грамотность цифровая дает преимущества на всю жизнь и при этом не требует специальных программ или дорогостоящего оборудования.
Грамотность человека позволяет ему читать книги, а грамотность души позволяет прочитывать ситуации жизни.
Транслитерация: gramotnost
Задом наперед читается как: ьтсонтомарг
Грамотность состоит из 11 букв