Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова прокатка

Прокатка в словаре кроссвордиста

прокатка

Прокатка Прока́тка — процесс пластического деформирования тел на прокатном стане между вращающимися приводными валками (часть валков может быть неприводными). Энергия, необходимая для осуществления деформации, передаётся через валки, соединённые с двигателем прокатного стана.

Википедия
прокатка

ж.

1.действие по гл. прокатывать II

1., прокатать

2.Обжатие и вытяжка чего-либо давлением вращающихся валков.

3.Обработка металла обжатием между вращающимися валками особых машин.

4. разг.Прокатный цех.

Большой современный толковый словарь русского языка
прокатка

ж.
1) Действие по знач. глаг.: прокатывать (2*
1), прокатать.
2) Обжатие и вытяжка чего-л. давлением вращающихся валков.
3) Обработка металла обжатием между вращающимися валками особых машин.
4) разг. Прокатный цех.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
прокатка

прок`атка, -и

Словарь русского языка Лопатина
прокатка

горячая обработка металла путем давления, обжима его между вращающимися валками в особых станах для придания ему нужной формы, профиля П. рельсов.

Словарь русского языка Ожегова
прокатка

металлов , способ обработки металлов давлением - обжатие между вращающимися валками прокатных станов. Различают продольную, поперечную и винтовую (косую) прокатку, а также поперечно-винтовую и продольно-винтовую прокатку; в зависимости от степени нагрева обрабатываемого металла - горячую, холодную и теплую прокатку. Разновидность - бесслитковая прокатка.

Современный толковый словарь, БСЭ
прокатка

прокатка ж.
1) Действие по знач. глаг.: прокатывать (2*
1), прокатать.
2) Обжатие и вытяжка чего-л. давлением вращающихся валков.
3) Обработка металла обжатием между вращающимися валками особых машин.
4) разг. Прокатный цех.

Толковый словарь Ефремовой
прокатка

прокатки, мн. нет, ж. (тех.). Пропускание металлической болванки между двумя вращающимися валами для придания ей нужной формы. Прокатка рельс. Прокатка железа. Цех прокатки.

Толковый словарь русского языка Ушакова
прокатка

– выравнивание колесных дисков.

Словарь автомобильного жаргона
прокатка

металлов, способ обработки металлов и металлических сплавов давлением, состоящий в обжатии их между вращающимися валками прокатных станов . Валки имеют большей частью форму цилиндров, гладких или с нарезанными на них углублениями (ручьями), которые при совмещении двух валков образуют т. н. калибры (см. Валки прокатные , Калибровка прокатных валков, Профилировка валков ). Благодаря свойственной П. непрерывности рабочего процесса она является наиболее производительным методом придания изделиям требуемой формы. При П. металл, как правило, подвергается значительной пластической деформации сжатия, в связи с чем разрушается его первичная литая структура и вместо неё образуется структура, более плотная и мелкозернистая, что обусловливает повышение качества металла. Т. о., П. служит не только для изменения формы обрабатываемого металла, но и для улучшения его структуры и свойств. Как и др. способы обработки металлов давлением , П. основана на использовании пластичности металлов. Различают горячую, холодную и тёплую П. Основная часть проката (заготовка, сортовой и листовой металл, трубы, шары и т.д.) производится горячей П. при начальных температурах: стали 1000-1300 |С, меди 750-850 |С, латуни 600-800 |С, алюминия и его сплавов 350-400 |С, титана и его сплавов 950-1100|С, цинка около 150 |С. Холодная П. применяется главным образом для производства листов и ленты толщиной менее 1,5-6 мм , прецизионных сортовых профилей и труб; кроме того, холодной П. подвергают горячекатаный металл для получения более гладкой поверхности и лучших механических свойств, а также в связи с трудностью нагрева и быстрым остыванием изделий малой толщины. Теплая П. в отличие от холодной происходит при несколько повышенной температуре с целью снижения упрочнения (наклёпа) металла при его деформации. В особых случаях для предохранения поверхности прокатываемого изделия от окисления применяют П. в вакууме или в нейтральной атмосфере. Известны 3 основных способа П.: продольная, поперечная и винтовая (или косая). При продольной П. ( рис. 1 , а)деформация обрабатываемого изделия происходит между валками, вращающимися в противоположных направлениях и расположенными в большинстве случаев параллельно один другому. Силами трения, возникающими между поверхностью валков и прокатываемым металлом, он втягивается в межвалковое пространство, подвергаясь при этом пластической деформации. Продольная П. имеет значительно большее распространение, чем 2 др. способа. Поперечная П. ( рис. 1 , б)и винтовая (косая) П. ( рис. 1 , в) служат лишь для обработки тел вращения. При поперечной П. металлу придаётся вращательное движение относительно его оси и, следовательно, он обрабатывается в поперечном направлении. При винтовой П. вследствие косого расположения валков металлу, кроме вращательного, придаётся ещё поступательное движение в направлении его оси. Если поступательная скорость прокатываемого металла меньше окружной скорости вследствие его вращения, П. называется также поперечно-винтовой, а если больше - продольно-винтовой. Поперечная П. применяется для обработки зубьев шестерён и некоторых др. деталей, поперечно-винтовая - в производстве цельнокатаных труб, шаров, осей и др. тел вращения ( рис. 2 ). Продольно-винтовая П. находит применение при производстве свёрл. При продольной П., когда металл проходит между валками, высота его сечения уменьшается, а длина и ширина увеличиваются ( рис. 3 ). Разность высот сечения металла до и после прохода между валками наз. линейным (абсолютным) обжатием: D h h0 - h

1.Отношение этой величины к первоначальной высоте h0 , выраженное в процентах , называется относительным обжатием; за 1 проход оно обычно составляет 10-60%, а иногда и больше (до 90%). Увеличение длины прокатываемого металла характеризуется коэффициентом вытяжки l (отношение длины металла после его выхода из валков к первоначальной длине). Деформация прокатываемого металла в направлении ширины его сечения называется уширением (разность между шириной сечения до и после П.). Уширение возрастает с повышением обжатия, диаметра валков и коэффициента трения между металлом и поверхностью валков. Область (объём) между валками, в которой прокатываемый металл непосредственно с ними соприкасается, называется очагом деформации; здесь происходят обжатие металла. Небольшие участки, примыкающие с обеих сторон к очагу деформации, называются внеконтактными зонами деформации; в них металл деформируется лишь в незначительной степени. Очаг деформации состоит из двух основных участков: зоны отставания, в которой средняя скорость металла меньше горизонтальной составляющей окружной скорости валков, и зоны опережения, в которой скорость металла относительно выше. Поэтому скорость выхода прокатываемого металла из валков несколько больше (на 2-6%) их окружной скорости. Граница между этими зонами называется нейтральным сечением. Силы трения, действующие на прокатываемый материал от валков, в зоне отставания направлены по его движению, в зоне опережения - против. Захват металла валками и стабильность протекания процесса обусловливаются силами трения, возникающими на контактной поверхности металла с валками. Для захвата необходимо, чтобы тангенс угла захвата a, т. е. угла между радиусами, проведёнными от оси валков к точкам А и В (см. рис. 3 ), не превысил коэффициента трения: tga£ m. В тех случаях, когда к чистоте поверхности изделий не предъявляют высоких требований, для увеличения угла захвата (а следовательно, и обжатия) поверхности валков придаётся шероховатость путём насечки. Практически углы захвата находятся в следующих пределах: при горячей П. в гладких валках 20-26|, в насеченных - 27-34|; при холодной П. со смазкой - 3-6|. Усилие на валки при П. определяется как произведение контактной поверхности на среднее удельное усилие Р F × pcp (удельное усилие распределено по контактным поверхностям неравномерно: его максимум находится вблизи нейтрального сечения, а по направлению к входу и выходу металла из валков удельное усилие уменьшается). При П. полос прямоугольного сечения контактная поверхность рассчитывается по формуле , где r - радиус валка. При холодной П. полос действительная контактная поверхность больше из-за упругого сжатия валков в местах соприкосновения с прокатываемым металлом. Среднее удельное усилие, называется также нормальным контактным напряжением, зависит от большого числа факторов и может быть выражено формулой pcp n1 × n2 × n3 ×s, где n1 - коэффициент напряжённого состояния металла, зависящий главным образом от отношения длины дуги захвата, т. е. дуги между точками А и В на окружности сечения валка (см. рис. 3 ), к средней толщине прокатываемой полосы и её ширине, от коэффициента трения и от натяжения прокатываемого металла (натяжение широко применяется при холодной П.); n2 - коэффициент, учитывающий влияние скорости П.: n3 - коэффициент, учитывающий влияние величины наклёпа металла; s - предел текучести (сопротивление деформации) обрабатываемого металла при температуре прокатки. Наибольшее значение имеет коэффициент n1 , изменяющийся в зависимости от указанных выше факторов в широких пределах (0,8-
8); чем больше силы трения на контактных поверхностях и меньше толщина прокатываемого металла, тем выше этот коэффициент. В практических расчётах принимается при горячей П. n3 1, а при холодной n2

1. Для углеродистых сталей при горячей П. среднее удельное усилие находится в пределах 100-300 н / м2 (10-30 кгс / мм2 ), при холодной П. 800-1500 н / м2 (80-150 кгс / мм2 ). Равнодействующие усилия на валки при наиболее распространённых условиях П. направлены параллельно линии, соединяющей оси валков, т. е. вертикально ( рис. 4 ). Связь между усилием Р и моментом М, необходимым для вращения каждого валка, определяется формулой М Р ( а + r), где а - плечо силы Р, находящееся в пределах (0,35-0,
5), а r - радиус круга трения подшипников валков, равный произведению коэффициента трения подшипника на радиус его цапфы. Усилие на валок при П. стальной проволоки, узких стальных полос составляет около 200-1000 кн (20-100 тс ) , а при П. листов шириной 2-2,5 м доходит до 30- 60 Мн (3000-6000 тс ) . Момент, необходимый для вращения обоих валков при П. стальной проволоки и мелких сортовых профилей, составляет 40- 80 кн × м (4-8 тс × м ), а при П. слябов и широких листов достигает 6000-9000 кн×м (600-900 тс × м ). О П. различных стальных профилей и профилей из цветных металлов и сплавов см. в ст. Прокатное производство . Лит.: Целиков А. И., Основы теории прокатки, М., 1965; Смирнов В. С., Теория прокатки, М., 1967; Целиков А. И., Гришков А. И., Теория прокатки, М., 1970; Тетерин П. К., Теория поперечно-винтовой прокатки, М., 1971; Третьяков А. В., Зюзин В. И., Механические свойства металлов и сплавов при обработке давлением, М., 1973; Луговской В. М., Алгоритмы систем автоматизации листовых станов, М.,

1974. А. И. Целиков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
прокатка

прокатка, -и

Полный орфографический словарь русского языка
прокатка

обжатие и вытяжка чего-либо давлением вращающихся валков обработка металла обжатием между вращающимися валками особых машин прокатный цех

Викисловарь
Примеры употребления слова прокатка в тексте

Однажды, придя на завод, где производилась прокатка рельсов, он долго стоял, с восхищением наблюдая за слаженной работой прокатчиков.

Плавка, ковка, прокатка, литье, волоченье, также электронно-лучевая и термомагнитная обработка металлов.

Потом обработка — прокатка, сверление, сборка тракторов, комбайнов, машин и станков; а еще удобрения нужны и т. д.

Ковка и прокатка увеличивают крепость, между тем как закаливание и вообще продолжительное действие огня уменьшают эту крепость.

Слова которые можно составить из слова прокатка
акар акаро акка акр акт аорта апарт апк апо апорт апра апт ара арак арап арат арк арка аро арп арпа арт арто ата атк ато атп как кака какао какапо како каор кап капа капо капок капор капорка капот капра кар кара карат карк каро карота карп карпо карт карта кат ката катар като каток коа коата кок кока коп копа копка копр копра копт кор кора корат корк корка корт кот кота котар котка кра крап крат крата кратк кратка кратко крк кро кроат кроатка крока кроп крот крота кто ока окар окара окат окр опа опак опара опт орк орт орта отара отк отпарка пак пака пакор пакт пар пара парато парк парка парко парок парт парта пат пато патока пока покат пора порат порка порт порта пот пота потка пра про прок прокат прот птр рак рака рао рапа ратак ратка рка рок рока роп ропа ропак ропака ропата рот рота рта рто так такка тако тапа тапка тара тарка таро тка тко ток тока топ топа топар топка тор тора торак торк торп торпа тпк трак трап трок трока троп тропа тропка кпк апр аккра аак тар ктк ака прато трк оак актор апа пто отакар крка рпк така ктп рокка котака тарп рат акко токак окка окп ркп тарпа крп карпа аоа аар крт арока тарока опра отап апора кроата опака птк трп арта такора роа атрак ктр пор тао тарако акора крако окта покра тро арко траа рпа кпт ота кпа ортак атка аап ора ккп крак окта аоп отра проа птак акат акп токар пакк ако рата такко крак котра арао атак тпо катра отар рко токк атар опта крок паок акпаток парат катка корта птара какар капка пата атока кокар кпрт крака патра порак пакар акто паро прт рапат такао ктрк атакор тоар карако карто аккора аао орак пако прата орапа тапоа токпак тап октар пок акоп пакоа прат карао акроа раа каа аркот капарот топрак аркт окпара пкк акп ткк аткар рпо пакка копта каркат акра катоа аоа тарак прока рапта кокпар окра тапок крапка опат крпа карак артка карап картоп аат тапор атр корак копак токарка капотка патка капак таак краток кратак трака каар апаро апак апта капар окра рапка тапар тапор тарко арпат такор капар кропка пакора акк апат артпа тарап торап кракат паа оптаар апта опарка пта аапо паток патор патак таар партак карок катко ракка ркка

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я