Значение слова ламаркизм
Ламаркизм в словаре кроссвордиста
ламаркизмламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате «Философия зоологии». Взгляды самого Ламарка достаточно сложны для понимания, поскольку базируются на ряде совершенно неинтерпретируемых в рамках современной науки концепций XVIII века (первично сотворённые Богом материя как пассивное начало и природа как порядок и энергия для его осуществления; концепция пяти элементов, из которых важнейшую роль играет эфир, в виде «тонких флюидов» циркулирующий в органических телах; постоянное самопроизвольное зарождение жизни, в том числе её сложных форм, из неорганической и органической материи; отрицание вымирания видов; отрицание наличия нервной системы и полового размножения у «низших животных» и т.
ламаркизмм.Эволюционная теория развития живой природы французского естествоиспытателя Ж.Б. Ламарка.
ламаркизмпервая концепция исторического развития органического мира, созданная французским ученым Ж. Б. Ламарком (1744-
1829). согласно которой виды животных в растений постоянно изменяются гл. обр. под прямым воздействием меняющихся условий жизни; л. основан на признании изначальной целесообразной реакции особи на внешние воздействия, чем коренным образом отличается от дарвинизма; л. содержал ряд ошибочных идеалистических и механистических положений.
ламаркизмм. Эволюционная теория развития живой природы французского естествоиспытателя Ж. Б. Ламарка.
ламаркизмпервая концепция исторического развития органического мира, созданная французским ученым ж. б. ланарком (1744-
1829). согласно которой виды животных в растений постоянно изменяются гл. обр. под прямым воздействием меняющихся условий жизни; л. основан на признании изначальной целесообразной реакции особи на внешние воздействия, чем коренным образом отличается от дарвинизма; л. содержал ряд ошибочных идеалистических и механистических положений.
ламаркизмламарк`изм, -а
ламаркизмпервая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж. Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. В дальнейшем ламаркизм подвергался резкой критике сторонниками дарвинизма, но вместе с тем находил поддержку в различных направлениях неоламаркизма.
ламаркизмламаркизм м. Эволюционная теория развития живой природы французского естествоиспытателя Ж. Б. Ламарка.
ламаркизм(j. в. p. a. de monet lamarck, 1744-1829, франц. естествоиспытатель) механистическое учение, рассматривающее эволюцию живой природы как результат наследования признаков, приобретенных отдельными особями в процессе индивидуального приспособления к изменениям среды.
ламаркизмпервое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены Ж. Б. Ламарком в 'Философии зоологии' (
1809). В основе Л. лежит представление о градации - внутреннем 'стремлении к совершенствованию', присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших до самых совершенных. Результат градации - одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ . Градация легко прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы, насажденной 'верховным творцом всего сущего', Ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой фактор эволюции, по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды - основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют 'способности постоянные', второму - 'способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств'. Внешняя среда на растения и низших животных, лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. Сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функционально-морфологические изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, ведущую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение формы - следствие изменения функции. Положения об упражнении и неупражнении органов и о наследовании приобретённых признаков были возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции. Несостоятельность обоих 'законов' была доказана экспериментально уже в конце 19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики . В позднейших трудах (1815,
1820) Ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования. Обосновывая своё учение, Ламарк опирался на следующие факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами; трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества 'сомнительных видов'; изменение видовых форм при переходе в иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одомашнении и растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии реальных границ между видами и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные систематические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого каких бы то ни было перерывов и скачков (так называемый плоский эволюционизм). Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существование самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку, эволюционные изменения обычно не удаётся непосредственно наблюдать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и несоизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни. Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение человека, хотя в условиях господствовавшего креационизма был вынужден маскировать свои убеждения. Он считал, что человек произошёл от обезьян. К числу факторов становления человека он относил переход к прямохождению и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявлениям жизнедеятельности - сознанию и психике человека, связывая их возникновение с эволюцией нервной системы и её высшего отдела - головного мозга. Не дав объяснения органической целесообразности и не вскрыв истинной причины эволюционного развития, Ламарк, однако, впервые провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы. Бросив смелый вызов господствовавшим в то время представлениям о постоянстве видов, он одним из первых сделал проблему эволюции предметом специального изучения, особым направлением биологических исследований. Вот почему Ламарк заслужил высокую оценку классиков марксизма. Л. не получил признания у современников и после смерти его создателя был предан забвению. Возрождение Л. в форме неоламаркизма произошло в последней трети 19 в. как реакция на распространение дарвинизма . Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 343-626; Поляков И. М., Ж.-Б. Ламарк и учение об эволюции органического мира, М., 1962; Packard A. S., Lamarck, the founder of evolution, N. Y. - [a. o.], 1901; Rostand J., Aux sources de la biologie, 4 #d., P.,
1958. см. также лит. при ст. Ламарк . В. И. Назаров.
ламаркизмламаркизм, -а
ламаркизмэволюционная теория французского естествоиспытателя Ж. Б. Ламарка
Возникло множество материалистических лжетеорий: в физике - редукционизм, то есть сведение поведения сложных систем к свойствам их более простых частей, в астрономии гипотезы о возникновении Солнечной системы, в геологии - совершенно произвольное датирование пластов в горных породах, в биологии концепция эволюции (ламаркизм и дарвинизм), в науках о человеке и обществе - социализм и фрейдизм.
В настоящее время и дарвинизм, и ламаркизм продолжают оказывать влияние на научные концепции, хотя и по-разному.
И тогда в противовес классическим точковым мутациям и естественному отбору в качестве альтернативных теорий выдвигаются сальтации (внезапное появление сильно измененных, но тем не менее хорошо приспособленных особей), горизонтальный перенос (обмен полезными генами между генотипами разных видов, в основном при посредстве вирусов) и даже откровенный ламаркизм.
В наши дни фактов стало больше, и на них тем более следует полагаться, так что мне совершенно непонятен ход мысли тех ученых, которые, услышав рассказ о результатах какого-нибудь эксперимента, заявляют: «Да вы хоть понимаете, что это чистейший ламаркизм?!» (дарвинизм, кладизм, полифилизм… нужное подчеркнуть).
Транслитерация: lamarkizm
Задом наперед читается как: мзикрамал
Ламаркизм состоит из 9 букв