Значение слова ламаизм
Ламаизм в словаре кроссвордиста
ламаизм
ламаизмм.Одно из течений буддизма, возникшее в VII в. в Тибете и во Внутренней Монголии, а в XVI - XVIII вв. получившее распространение в Монголии и России ( в Бурятии и Калмыкии ) .
ламаизм( тибет. ) одно из течений в буддизме, появившееся в Тибете в 7 в. и в 16-18 вв. получившее широкое распространение в Монголии.
ламаизмм. Форма буддизма, возникшая в Тибете в VII-VIII вв., а в XVI-XVIII вв. получившая распространение в Монголии.
ламаизм[тибет.]одно из течений в буддизме, появившееся в тибете в 7 в. и в 16-18 вв. получившее широкое распространение в монголии.
ламаизмлама`изм, -а
ламаизмразновидность буддизма, распространенная в Тибете, Монголии и некоторых других странах
ламаизмтибето-монгольская форма буддизма. Возник в Тибете в 8 в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии. В Российской Федерации имеет последователей, главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. С 1970-х гг. термин «ламаизм» выходит из употребления в европейской науке.
ламаизмламаизм м. Форма буддизма, возникшая в Тибете в VII-VIII вв., а в XVI-XVIII вв. получившая распространение в Монголии.
ламаизмламаизма, мн. нет, м. (религ.). Особый вид буддизма, возникший в Тибете и Монголии.
ламаизмодно из течений в буддизме ; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах. Процесс складывания Л. начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7-9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др. В конце 14 - начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357-
1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы . К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617-
82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам - вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16-17 вв. Л. стал господствующей религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в район Поволжья. В 16-17 вв. Л. распространился в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии. Теоретические основы Л. изложены в двух основных канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык. Кроме черт, присущих махаянистскому направлению буддизма в целом, Л. обладает рядом особенностей. Как религия Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придаётся бодхисатвам не только как наставникам на пути 'освобождения', но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара - 'милосердный', подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея - будда 'грядущего'. В Л. на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определённых лиц, называемых трулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Л. ограничивался комментированием переводных текстов. Экономическую основу господства Л. составляло крупное монастырское землевладение. Л. являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных районах распространения Л. утратило свои былые экономические и политические позиции.Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, СПБ. 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма - ламаизма, Улан-Удэ. 1960; Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; W addell L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism, Camb., 1934; Stein R. A., La civilisation tibеtaine, P.,
1962. В. А. Богословский.
ламаизмламаизм, -а
ламаизмодно из течений буддизма, возникшее в VII в. в Тибете и во Внутренней Монголии, а в XVI-XVIII вв. получившее распространение в Монголии и России (в Бурятии и Калмыкии)
Работа Мастера в этом направлении встретила в Тибете неизбежную реакцию, вследствие чего изначальный единый ламаизм раздробился на множество сект.
При монголах конфуцианская идеология пришла в упадок, в Китай проник ламаизм (оставшийся, впрочем, маргинальным вероучением), зато бурно развивалась народная литература, вобравшая в себя многочисленные мифологические и фольклорные сюжеты.
И потом: если земледельческая община не преследует своей главной целью успехи в земледелии, то это уже будет вместе Фихте и ламаизм.
Традиционной верой считается шаманизм; в XVII веке утвердился ламаизм, и на протяжении более чем трех веков обе религии прекрасно уживались на одной земле, дополняя друг друга.
Но в эпоху социализма шаманизм и ламаизм были практически уничтожены (староверы уцелели, и православные имели свою церквушку на окраине Кызыла).
И если в 70-80-е годы прошлого века ходили слухи, что в отдаленных районах есть шаманы, а в степи встречались оваа (ритуальные насыпи из камней), то ламаизм, казалось, совершенно стерся из народной памяти.
И тогда, было такое предложение - пригласить в Тибет такого человека, который смог бы с одной стороны умиротворить эти негативные силы, и тем самым дать распространиться этому позднему буддизму, который в дальнейшем стал называться, во всяком случае, в терминологии советских школ востоковедения как ламаизм.
Этому способствовал и ламаизм в сплетении с древними суевериями: лес и горы-опасный мир, населенный суровыми и сильными хозяевами; убивать зверей- предосудительно; употреблять в пищу птиц и рыб — недопустимо; косить траву-нельзя; копать землю, тревожить тело ее — грех.
Транслитерация: lamaizm
Задом наперед читается как: мзиамал
Ламаизм состоит из 7 букв