Значение слова кукрыниксы
Кукрыниксы в словаре кроссвордиста
кукрыниксыкукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
кукрыниксы(псевд. по первым слогам фамилий), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903-
91), Крылов Порфирий Никитич (1902-
90), Соколов Николай Александрович (р.
1903). Действительные члены АХ СССР (
1947), народные художники СССР (
1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов - 1973, Крылов - 1972, Соколов -
1973). Острогротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-
57), агитационные, в т. ч. антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!",
1941), иллюстрации к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (
1939), А. П. Чехова (1940-
46), М. Горького (1933, 1948-
49), картины («Старые хозяева», 1936-1937; «Конец», 1947-
48). Работали методом коллективного творчества (индивидуально - над портретами и пейзажами). Ленинская премия (
1965), Государственная премия СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951,
1975).
кукрыниксы(псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(
21).
10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(
22).
8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(
21).
7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и
1929). Действительные члены АХ СССР (
1947), народные художники СССР (
1958). Как художники-сатирики К. заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, К. первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта К. оценил М. Горький, который при встрече с ними (
1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ('Правда', 'Крокодил' и др.), К. выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: 'Транспорт', тушь, 1933-34; 'О дряни', тушь, гуашь и др., 1959-
60). Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и 'Окна ТАСС', созданные К. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ('Беспощадно разгромим и уничтожим врага!',
1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира К., бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ('Поджидатели войны', тушь, 1953-
57). За политические карикатуры и плакаты К. удостоены Государственной премии СССР (
1942) и Ленинской премии (
1965). С начала содружества К. также много работают над шаржем. С 20-х гг. К. выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: '12 стульев' (тушь, 1933 и
1967) и 'Золотой телёнок' (тушь, цветная акварель,
1971) Ильфа и Петрова, 'Господа Головлёвы' и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь,
1939), 'Дама с собачкой' и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР,
1947), 'Жизнь Клима Самгина' (
1933), 'Фома Гордеев' (1948-49; Государственная премия СССР,
1950) и 'Мать' (1950; Государственная премия СССР,
1951) М. Горького, 'Дон Кихот' Сервантеса (1949-
52) - все чёрная акварель. В станковой живописи К. также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия 'Старые хозяева', 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ['Бегство фашистов из Новгорода', 1944-46, Русский музей, Ленинград; 'Конец', 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; 'Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)', 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ('Таня', 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод К.: мастера добиваются единого, 'кукрыниксовского' почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.Лит.: Горький М., Собр. соч., т, 26, М., 1953, с. 233-35; Демосфенова Г. Л., Кукрыниксы, М., 1960; Соколова Н. И., Кукрыниксы, М.,
1962.
Здесь вновь - и правда музыки Прокофьева, и правда прямого взгляда на русскую жизнь Тителя, и просто правда природы, от которой Толстому уйти никуда не удалось: мы-то знаем, что народный характер войны 1812года был разработан нашим высшим классом, что уже в то время свои "кукрыниксы" прилагали немалые силы к агитации и пропаганде, что господствующим сословием была поставлена задача рождения нации - и она была решена: после Отечественной войны Россия превратилась в государство русских.
Транслитерация: kukriniksi
Задом наперед читается как: ыскиныркук
Кукрыниксы состоит из 10 букв