Значение слова психоанализ
Психоанализ в словаре кроссвордиста
психоанализПсихоанализ Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
психоанализм.
1.Учение и основанный на нем метод лечения неврозов, заключающийся в изучении заболевания и комплекса обстоятельств, его вызвавших ( включая отношения больного с внешним миром, людьми ) , и в выработке у больного правильных установок по отношению к окружающему его миру.
2.Комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
психоанализ( см. психо... + анализ) метод лечения неврозов, состоящий в изучении заболевания, окружающей больного среды с обсуждением с больным сложившихся у него отношений с внешним миром с целью выявления источника невротического состояния, по возможности его устранения, исправления неправильных установок больного по отношению к окружающему; психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; начало психоанализу положил австрийский психиатр
3) Фрейд ( см. Фрейдизм ).
психоанализм.
1) Учение и основанный на нем метод лечения неврозов, заключающийся в изучении заболевания и комплекса обстоятельств, его вызвавших (включая отношения больного с внешним миром, людьми), и в выработке у больного правильных установок по отношению к окружающему его миру.
2) Комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
психоанализ[см. психо... + анализ]метод лечения неврозов, состоящий в изучении заболевания, окружающей больного среды с обсуждением с больным сложившихся у него отношений с внешним миром с целью выявления источника невротического состояния, по возможности его устранения, исправления неправильных установок больного по отношению к окружающему; психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; начало психоанализу положил австрийский психиатр
3. фрейд (см. фрейдизм).
психоанализпсихоан`ализ, -а
психоанализ(от психо … и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.
психоанализпсихоанализ м.
1) Учение и основанный на нем метод лечения неврозов, заключающийся в изучении заболевания и комплекса обстоятельств, его вызвавших (включая отношения больного с внешним миром, людьми), и в выработке у больного правильных установок по отношению к окружающему его миру.
2) Комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
психоанализпсихоанализа, мн. нет, м. (от греч. psyche – душа и слова анализ) (мед.). Метод исследования психики и лечения психических заболеваний, основанный на анализе скрытых, подавленных душевных переживаний человека, неправильно используемый сторонниками идеалистической философии и основателем этого метода Фрейдом для объяснения социальных явлений.
психоанализ(психо- + анализ) разработанный З. Фрейдом умозрительный метод изучения неосознаваемых психических процессов путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, конфликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессознательное и являющихся, по мнению автора, причиной психических расстройств.
психоанализСм. Фрейда теория , Неофрейдизм .
психоанализ(от психо... и анализ ),метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 - начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом . От П. как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм , возводящий положения П. в ранг философско-антропологических принципов. Отдельные положения П. можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и 'отреагировать' забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники П. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению - активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, 'зашифрованной' форме в виде невротических симптомов. Последние рассматриваются в П. как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней 'цензурой', представляющей собой механизм защиты сознательного 'Я' против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования П. усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других П. обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее. С точки зрения П. каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией П. вводит понятие о квантуме психической энергии, её 'зарядах' - катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном. На первом этапе развития П. (конец 90-х - начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях ( либидо ). Учение о психической структуре возникло в П. позднее (З. Фрейд, 'Я' и 'Оно',
1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование 'Оно'. Это резервуар психической энергии, 'кипящий котёл' влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура - сознательное 'Я' формируется как 'оттиск' внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования 'Я' особую роль П. придаёт идентификации . 'Я' - посредник между внешним миром и 'Оно', влечением и удовлетворением. 'Я' руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы 'Оно' с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция ; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость - как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия - влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. Третья психическая структура - 'Сверх-Я' формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. 'Сверх-Я' функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования 'Сверх-Я' весь психический аппарат начинает функционировать как целое. Распространение П. в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал 'Imago', с 1913 - 'Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse') и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-
18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 П. подвергается запрету в Германии, с 1938 - в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие П. в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов П., приходится около 3/4 всей публикуемой литературы по П. П. послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии . Внутренние противоречия концепции П. у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений - индивидуальной психологии А. Адлера , аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного 'Я'. После 2-й мировой войны 1939-45 развитие П. в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма , феноменологии , неотомизма , в США - неофрейдизма . Попытки применения метода П. характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы 'потока сознания' , сюрреализма и др. Советская психология, отмечая, что П. ввёл в научное рассмотрение целый ряд важных явлений человеческой психики (бессознательные процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование характера и его патологической деформации и др.), критикует его за сведение разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, за универсализацию психоаналитических понятий и механическое перенесение их в сферу социальных явлений, ведущее к психологизации человеческого общества, личности и культуры.Лит.: Фрейд З., Лекции по введению в психоанализ, [т. 1 -2], М. - П., 1922; его же, Основные психологические теории в психоанализе, М. - П., 1923; Психоанализ детского возраста. [Сб. ст. М., 1924; Бассин Ф. В., Проблема 'бессознательного', М., 1968; Grinstein A., The index of psychoanalytic writings, v. 1-10, N. Y., 1956-72; Pumpian-Mindlin Е., Psychoanalysis as science, [2 ed.], N. Y., [1956]; Art and psychoanalysis, N. Y, 1963; Psychoanalysis and current biological thought, Madison - Milwaukee, 1965; Encyclopedia of psychoanalysis, N, Y. - L.,
1968. См. также лит. при ст. Глубинная психология . Д. Н. Ляликов. П. в литературоведении - способ трактовки литературных произведений с точки зрения психологического учения о бессознательном . П. рассматривает художественное творчество как сублимированное (см. Сублимация ) символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений (сексуальных и инфантильных в своей основе), отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии. П. выявляет в истории литературы ряд устойчивых сюжетных схем, в которых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих подсознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального и нравственного запрета (так, в 'Царе Эдипе' Софокла, 'Гамлете' Шекспира и 'Братьях Карамазовых' Ф. М. Достоевского варьируется, согласно П., один мотив отцеубийства, связанный с вытесненным 'эдиповым комплексом'). Первые образцы применения П. к литературе и искусству дал З. Фрейд ('Поэт и фантазия', 'Достоевский и отцеубийство'), предупреждавший, однако, против смешения задач П. и литературоведения: П. подходит к литературе только как к сюжетно-иллюстративному материалу и сам по себе не способен объяснить разницу между шедевром и его пересказом или репродукцией, между великим писателем и рядовым невротиком или сновидцем. Наиболее адекватно П. приложим к изучению продуктов мифологии и 'массовой культуры' , где сознательное 'Я' личности растворяется в бессознательном 'Оно' и устраняются собственно эстетические критерии. В 20-30-е гг. наряду с вульгарным П., разоблачавшим художество как иллюзию и сводившим его к биологическим инстинктам, имеют место серьёзные попытки использовать положения П. в борьбе против формалистической и вульгарно-социологической методологии [Л. Выготский, В. Волошинов (М. Бахтин)], осмыслить с его помощью практику новейших течений ( дадаизм , сюрреализм , экспрессионизм , 'мифологизм'), найти объяснение загадочным литературным феноменам прошлого (этюды С. Цвейга о Достоевском, Г. фон Клейсте, М. Бонапарт об Э. По, В. В. Брукса о М. Твене), соединить П. сучением о художественной форме и об общественной роли литературы (Х. Рид, Р. Фрай, К. Бёрк, К. Кодуэлл). В послевоенное время на Западе наиболее распространены две версии П.: экзистенциальный П. (Ж. П. Сартр, А. Мальро, С. Дубровский и др.) ищет в литературе свидетельства о подлинном человеческом бытии, укоренённом не в биологической природе, но в этической свободе и достигающем полного личностного самораскрытия в мире художественного вымысла, где духовная 'самость' преодолевает гнёт исторической судьбы и выбирает себя; структуральный П. (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида) подчёркивает зависимость художника от сверхиндивидуальных механизмов культуры (языка и др. знаковых систем), действующих в сфере бессознательного и обусловливающих структуру произведения безотносительно к его 'сознательному' замыслу и смыслу. П. в западном литературоведении подвергается критике со стороны марксистов; причём имманентно-статическим структурам подсознания противопоставляется динамика социально-исторической жизни как источник творческого процесса. Доктрину П. оспаривают также последователи культурно-исторической школы и приверженцы математических и кибернетических методов.Лит.: Фрейд З., Поэт и фантазия, в кн.: Совр. книга по эстетике, М., 1957 (есть лит.); Выготский Л., Психология искусства, М., 1968: Кодуэлл К., Иллюзия и действительность, М., 1969; Morrison С. С., Freud and the critic, Chapel Hill., 1968; Matt P. von, Literaturwissenschaft und Psychoanalyse, Freib.,
1972. М. Н. Эпштейн.
психоанализпсихоанализ, -а
психоанализтеоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З. Фрейда, а также метод изучения и лечения истерических неврозов лежащий в её основе
При делении логического объема понятия в первом случае («философия психоанализа», «философский психоанализ») родовую принадлежность выражает слово «психоанализ», во втором же («психоаналитическая философия») «философия» выступает как род, а «психоанализ» – как вид.
Психоанализ, разумеется, признает, что эмоциональное развитие индивида обусловлено в большей или меньшей степени его конституцией; это положение - основная посылка психоанализа, но сам психоанализ занимается исключительно исследованием влияния жизненной ситуации индивида на его эмоциональное развитие.
Особо я выделял тогда психоанализ – не столько потому, что его брал и Мераб Константинович, сколько потому, что – как мне представлялось – именно в случае психоанализа, классического фрейдовского психоанализа, план самой психотерапевтической практики представлен для анализа в наиболее эксплицированном и артикулированном виде, а также и потому, что разбор психоанализа – казалось мне – может дать ключ и задать парадигму для анализа всего остального.
Безусловно, поверхностное отрицание терапевтических успехов, достигнутых психоанализом, гораздо больше свидетельствует о трудностях модных авторов в осмыслении сложных вещей, которыми оперирует психоанализ, чем о самом психоанализе.
ЭрихФромм0d52e4b8-2a82-102a-9ae1-2dfe723fe7c7Кризис психоанализа«Кризис психоанализа» – одна из знаковых работ великого германского философа-гуманиста и социального психолога Эриха Фромма – ученого, революционизировавшего психоанализ и создавшего новую теорию, противоположную фрейдистской.
Сам Фрейд в своей работе «Сопротивление психоанализу» отмечал, что психоанализ — это нечто среднее между психологией и медициной.
Поэтому сам Адлер называет свою психологию не «психоанализом», а «индивидуальной психологией», тогда как я предпочитаю выражение «аналитическая психология», имея в виду новое понятие, которое включает в себя «психоанализ», «индивидуальную психологию» и другие направления в области комплексной психологии.
получил возможность говорить публично о психоанализе с кафедры одного американского университета[1], взволнованный значением этого момента для распространения моих идей, я объявил, что психоанализ – вовсе не мое детище.
Конечно, это происходит только тогда, когда критики считают возможным признать в психоанализе кое-что достойным внимания; в том же случае, если их отрицание не знает никаких пределов, то психоанализ признается моим созданием.
Есть люди, которые подвергались психоанализу десять, пятнадцать, двадцать лет, но нет ни одного человеческого существа, которое обрело какое-нибудь прозрение через психоанализ или какую-нибудь целостность, глубину, вершину.
Транслитерация: psihoanaliz
Задом наперед читается как: зиланаохисп
Психоанализ состоит из 11 букв