Значение слова нефтепровод
Нефтепровод в словаре кроссвордиста
нефтепровод
нефтепроводНефтепровод Нефтепрово́д — инженерно-техническое сооружение трубопроводного транспорта, предназначенное для транспортировки нефти потребителю. Различают магистральные и промысловые нефтепроводы.
нефтепроводм.Трубопровод для перекачки нефти или продуктов ее переработки на расстояние.
нефтепроводм. Трубопровод для перекачки нефти на расстояние.
нефтепроводнефтепров`од, -а
нефтепроводтрубопровод для передачи на расстояние сырой нефти
нефтепроводсооружение для транспортировки нефти или нефтепродуктов. В состав нефтепровода входят трубопровод, перекачивающие насосные станции, хранилища.
нефтепроводнефтепровод м. Трубопровод для перекачки нефти на расстояние.
нефтепроводнефтепровода, м. (тех.). Трубопровод для перекачки нефти и нефтепродуктов.
нефтепроводкомплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на ж.-д. либо водный транспорт. В состав Н. входят подземные и подводные трубопроводы, линейная арматура, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции, нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения. По магистральным Н. нефть и нефтепродукты транспортируются на значительные расстояния, нередко до 2000 км и более. Диаметр магистрального Н. от 200 до 1220 мм, давление, как правило, 5-6 Мн/см2 (50-60 кгс/см2 ) . Подводящие Н. предназначаются для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных Н. и нефтепродуктопроводов с нефтеперерабатывающих заводов на головные сооружения магистральных нефтепродуктопроводов: они имеют протяжённость до нескольких десятков км. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек. Основные параметры магистрального Н.: протяжённость, производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые два параметра задаются, остальные определяются расчётом. Для сооружения Н. применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные, с продольным и спиральным швами. При расчёте магистрального Н. большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов. Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют антикоррозийную изоляцию и электрохимические методы защиты: катодную защиту, электрополяризованные протекторы, электродренаж. По всей длине Н. устанавливаются линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекачечных станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных Н. окупается в относительно короткие сроки (обычно 2-3 года). Первый Н. длиной 6 км сооружен в США в
1865. Н. большей длины начали строить в США в
1875. Первый Н. в России проложен в 1878 в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897-1907 был построен по проекту В. Г. Шухова самый большой в то время в мире по протяжённости магистральный продуктопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км с 16 перекачечными станциями, который продолжает эксплуатироваться. Развитие нефтепроводного транспорта в СССР связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирской АССР Татарской АССР и Куйбышевской области РСФСР. К 1941 в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7,9 млн. т. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяжённость магистральных Н. к 1956 возросла до 11,5 тыс. км, а в 1966 достигла 29 тыс. км. Действующая сеть магистральных Н. развивалась в 3 основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км (Н. и продуктопроводов); северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлением на Рязань и Москву) длиной более 1700 км; юго-западное (от Альметьевска до Куйбышева и далее Н. 'Дружба' с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяжённостью более 3500 км. С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены уникальные Н.: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной 1500 км для перекачки высоковязкой и высокозастывающей мангышлакской нефти с путевым подогревом ('горячий' Н.); Усть-Балык - Омск диаметром 1020 мм, длиной 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяжённостью 840 км, Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяжённостью 1844 км, второй трубопровод 'Дружба' (см. карту ). Общая протяжённость Н. в СССР составляет 42,9 тыс. км (
1973). Характерная особенность развития нефтепроводного транспорта в СССР - увеличение удельного веса Н. большого диаметра (на 1 июня
1973): Н. развитых капиталистических и развивающихся стран представляют мощный вид транспорта нефти и нефтепродуктов. Первое место занимают США, где сеть магистральных Н. составляет около 70% протяжённости трубопроводов капиталистических стран мира. Из общей длины Н. США трубы диаметром 100-500 мм составляют более 50%, трубы 900 -мм и выше - всего 10-12%. В 1968 в США был построен первый магистральный Н. диаметром 1000 мм от Нового Орлеана (Сент-Джеймс) до Патоки протяжённостью 1012 км. Начато (
1974) строительство трубопровода диаметром 1220 мм на расстояние 1260 км для транспортировки нефти от месторождений залива Прадхо на побережье Аляски (открытых в
1968) до г. Валдиз. Главные действующие магистральные Н. и трубопроводы США принадлежат крупнейшим нефтяным монополиям, охватывающим около 90% трубопроводов по протяжённости и 70% по объёму перекачки нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные системы Н. построены в США. Значительно позже, чем в США, началось строительство Н. в др. капиталистических странах. В Западной Европе в 1952 был построен Н. Вадо-Лигуре - Трехате длиной 152 км, в 1953 - Гавр - Париж (243 км ) , в 1963 - Лавера - Карлсруэ (780 км ) , в 1964 - Генуя - Ингольштадт (536 км ) . Наибольшая протяжённость Н. (в тыс. км ) в странах Северной Америки - 270, в странах Южной Америки (включая район Карибского моря) она составляет 23,59, в Западной Европе - 17,82, в странах Ближнего и Среднего Востока - 22,8, в Африке -15,34, на Дальнем Востоке и в Океании - 8,
87. Протяжённость Н. в развитых капиталистических и развивающихся странах (
1972) приведена ниже. Протяжённость крупных систем нефтепроводов в США, тыс. км'Сервис пайп лайн'22,68 'Хамбл пайп лайн'18,9 'Колониал'4,68 'Магнолия пайп лайн'19,5 'Бакай пайп лайн'12,8 'Синклер пайп лайн' 15,3 Протяжённость нефтепроводов в развитых капиталистических (кроме США) и развивающихся странах. тыс. км Северная Америка Канада20,6 Мексика9,5 Южная Америка Аргентина6,55 Боливия3,49 Бразилия2,37 Венесуэла4,97 Колумбия4,45 Западная Европа Австрия0,64 Великобритания2,36 Испания2,07 Италия 4,06 Нидерланды1,25 Франция3,86 ФРГ3,13 Ближний и Средний Восток Бахрейн0,2 Израиль0,78 Ирак5,65 Иран3,53 Катар0,42 Кувейт 0,85 Нейтральная зона0,22 Саудовская Аравия3,85 Сирия1,18 Турция 2,24 Африка Алжир4,69 АРЕ0,43 Ливия3,05 Нигерия0,83 Тунис0,74 ЮАР2,24 Южная Родезия и Мозамбик0,83 Юго-Восточная Азия, Австралия и Дальний Восток Австралия1,28 Бирма0,48 Индия3,93 Индонезия1,86 Япония0,86 Совершенствование Н. осуществляется благодаря увеличению диаметра труб и улучшению их качества. Наиболее экономичными считаются трубы диаметром 900-1000 мм и выше. Основное внимание при эксплуатации Н. уделяется повышению их пропускной способности путём ввода новых промежуточных перекачечных станций, расширения и реконструкции действующих объектов. Кроме того, действующие системы расширяются путём прокладки вторых ниток и увеличения мощности насосных станций.Лит.: Яблонский В. С., Белоусов В. Д., Проектирование нефтегазопроводов, М., 1959; Попов С. С., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., М.,
1960. В. П. Ефремов.
нефтепроводнефтепровод, -а
нефтепроводинженерно-техническое сооружение трубопроводного транспорта, предназначенное для транспорта нефти потребителю
Вверху, на синем, пронзительно чистом небе не было видно ни облачка - только раскаленный шар солнца, да клубы черного дыма над побережьем, где уже вторые сутки полыхал нефтепровод.
О чем писали газеты? Война за нефть, конфликт обостряется, воля народа, нефть коренному населению, флот без нефти, попытка взорвать нефтепровод, буровые вышки под военной охраной, шахиншах женится, интриги вокруг Павлиньего трона, нити ведут к русским, авианосцы в Персидском заливе.
Магистральный нефтепровод, по которому перекачивалась нефть с ближайшего промысла, имел два метра в диаметре, и от него отходило множество трубопроводов, что вели к отдельным скважинам.
Полезных ископаемых нет, ни одной завалящей алмазной трубки, нефтепровод Мурмыл - Андерлехт прошел мимо, вместо калийных удобрений третий год подряд присылают фосфорные, которые и так девать некуда, и черт его знает, где взять стройматериалы для давно обещанного широкого жилищного строительства.
Подсчитано, что мощность передаваемой по такому тракту энергии будет превосходить мощность от потока нефти через проектируемый гигантский нефтепровод Аляска - США.
Это будет настоящая катастрофа, потому что нам надо успеть построить нефтепровод до зимы, а она наступит в августе.
Достаточно было только перерезать нефтепровод, по которому нефть перекачивалась в средиземноморские порты, и остановились бы все английские моторы.
Например, такой: во время обострения взаимного недоверия поляки вскрыли нефтепровод «Дружба», идущий из России в Польшу, чтобы проверить, в какую сторону нефть течет на самом деле.
Просто сваи одна за другой начали тонуть в земле, а заодно с ними утонул и нефтепровод вместе с вышкой.
Транслитерация: nefteprovod
Задом наперед читается как: доворпетфен
Нефтепровод состоит из 11 букв