Значение слова маньеризм
Маньеризм в словаре кроссвордиста
маньеризмМаньеризм Маньери́зм (от итальянского "maniera", "манера") — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.
маньеризмI м.Направление в европейском искусстве XVII - XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п. II м.Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.
маньеризмит. manierismo букв. вычурность, манерничанье) течение в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты творчества маньеристов - субъективизм, усложненность, напряженность, порой вычурность образов, манерная изощренность формы.
маньеризм
1. м. Направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п.
2. м. Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.
маньеризм[ит. manierismo букв. вычурность, манерничанье]течение в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты творчества маньеристов - субъективизм, усложненность, напряженность, порой вычурность образов, манерная изощренность формы.
маньеризмманьер`изм, -а
маньеризм(итал. manierismo, от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).
маньеризмманьеризм
1. м. Направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п.
2. м. Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.
маньеризмманьеризма, мн. нет, м. (фр. maniйrisme) (искус.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-н. большого мастера или определенной художественной школы.
маньеризм(итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения . Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная 'внутренняя идея' художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, 'академичной' официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы , с другой - Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение барокко . В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия 'М.', к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., М., 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [М., 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L-architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England),
1972. М. Н. Соколов.
маньеризмманьеризм, -а
маньеризмзападноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века
Выпустив множество стихотворных и прозаических сборников, а также авторских книг, кавалеры Ордена распространили влияние куртуазного маньеризма не только на литературу, театр, цирк, искусство икебаны, вязание, выпиливание и выжигание по дереву - куртуазный маньеризм стал образом жизни для сотен тысяч достойнейших людей.
Скажем, слово "возрождение" (rinascimento) применительно к итальянскому Ренессансу употребил впервые Джорджо Вазари в 1550 году, когда сам Ренессанс уже несколько десятилетий агонизировал, перерождаясь в маньеризм и барокко.
В его стилизованной, слегка фетишистской трактовке "полицейского фильма" и его составляющих постоянно чувствуется сознание им своего слишком поздного появления - когда совершенство жанровых форм уже достигнуто, и это обрекает его стилистику на маньеризм.
То, что бездумно употреблялось мною как маньеризм, стилистический трюк или просто ради красного словца, только задним счетом оказалось осознанным как основа для интуитивной классификации персонажей по признаку имени.
Согласно манифесту Ордена, «куртуазный маньеризм ставит своей целью выразить торжествующий гедонизм в изощрённейших образцах словесности» с тем, чтобы искусство поэзии было «возведено до высот восхитительной светской болтовни, каковой она была в салонах времён царствования Людовика-Солнце и позже, вплоть до печально знаменитой эпохи «вдовы» Робеспьера».
В статьях, моих в том числе, стал проявляться некий маньеризм, и функция их тоже несколько изменилась.
Такое, например, направление, как маньеризм, пронизывает собою весь XVI век, и даже имело место еще раньше.
В остальном же следует заметить, что маньеризм «затронутости» также воспроизводит недостатки своего забытого первоисточника.
Транслитерация: manerizm
Задом наперед читается как: мзиреьнам
Маньеризм состоит из 9 букв