Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова маньеризм

Маньеризм в словаре кроссвордиста

маньеризм

Маньеризм Маньери́зм (от итальянского "maniera", "манера") — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.

Википедия
маньеризм

I м.Направление в европейском искусстве XVII - XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п. II м.Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.

Большой современный толковый словарь русского языка
маньеризм

ит. manierismo букв. вычурность, манерничанье) течение в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты творчества маньеристов - субъективизм, усложненность, напряженность, порой вычурность образов, манерная изощренность формы.

Новый словарь иностранных слов
маньеризм



1. м. Направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п.

2. м. Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
маньеризм

[ит. manierismo букв. вычурность, манерничанье]течение в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты творчества маньеристов - субъективизм, усложненность, напряженность, порой вычурность образов, манерная изощренность формы.

Словарь иностранных выражений
маньеризм

маньер`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
маньеризм

(итал. manierismo, от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

Современный толковый словарь, БСЭ
маньеризм

маньеризм

1. м. Направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п.

2. м. Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.

Толковый словарь Ефремовой
маньеризм

маньеризма, мн. нет, м. (фр. maniйrisme) (искус.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-н. большого мастера или определенной художественной школы.

Толковый словарь русского языка Ушакова
маньеризм

(итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения . Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная 'внутренняя идея' художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, 'академичной' официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы , с другой - Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение барокко . В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия 'М.', к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., М., 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [М., 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L-architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England),

1972. М. Н. Соколов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
маньеризм

маньеризм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
маньеризм

западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века

Викисловарь
Примеры употребления слова маньеризм в тексте

Выпустив множество стихотворных и прозаических сборников, а также авторских книг, кавалеры Ордена распространили влияние куртуазного маньеризма не только на литературу, театр, цирк, искусство икебаны, вязание, выпиливание и выжигание по дереву - куртуазный маньеризм стал образом жизни для сотен тысяч достойнейших людей.

Скажем, слово "возрождение" (rinascimento) применительно к итальянскому Ренессансу употребил впервые Джорджо Вазари в 1550 году, когда сам Ренессанс уже несколько десятилетий агонизировал, перерождаясь в маньеризм и барокко.

В его стилизованной, слегка фетишистской трактовке "полицейского фильма" и его составляющих постоянно чувствуется сознание им своего слишком поздного появления - когда совершенство жанровых форм уже достигнуто, и это обрекает его стилистику на маньеризм.

То, что бездумно употреблялось мною как маньеризм, стилистический трюк или просто ради красного словца, только задним счетом оказалось осознанным как основа для интуитивной классификации персонажей по признаку имени.

Согласно манифесту Ордена, «куртуазный маньеризм ставит своей целью выразить торжествующий гедонизм в изощрённейших образцах словесности» с тем, чтобы искусство поэзии было «возведено до высот восхитительной светской болтовни, каковой она была в салонах времён царствования Людовика-Солнце и позже, вплоть до печально знаменитой эпохи «вдовы» Робеспьера».

В статьях, моих в том числе, стал проявляться некий маньеризм, и функция их тоже несколько изменилась.

Такое, например, направление, как маньеризм, пронизывает собою весь XVI век, и даже имело место еще раньше.

В остальном же следует заметить, что маньеризм «затронутости» также воспроизводит недостатки своего забытого перво­источника.

Слова которые можно составить из слова маньеризм
аир аминь амми ани арзни арним арь заир зам замин зан зари зарин зима зина изар изм имам иман имн инам инар инза инмар инь ира иран ирзань маз мазь маин мамин ман мани манизм мар мари марин марь мзма миаз миан мим мин мина минь мир мира мирза мнр мраз мразь назимь наи нам нами нар низ низь ним раз рази разин разнь разь раи рамзин рами ран рани рань риан риза рим риман армин имз ммз зим миазм марз имрам амн ирам риа амир анри маньи зимар низам рамин зин арни иам раим амз имр мань рзиа рам рамзи низьма риз ниа зим низа мнм ари ирман мазин марьин ина наз маир зира имза ирм нрм зраим аин нра мрз зар нари марни мми мамрин нмз иан мма риа миз амри ами мам арн замир имм марз иза ирма рамм нзима азми назим ньима азм мирна аим азин нарм марм инра има мрин аньи арми азим рма арм иань марньи амр ань манир миа мимар наим манр арньи зиа низар ази изра маи мираз имар имран амзин нази рза амин ирз нимр рина миран зрм рми нирза измар азь анз нир арз зарни аьрзи рима зиан изь нима назир зами зна имма мази маиз мами миза мизам мима мрза рамиз мизан миназ азни арзи марзи марим намр рамз зман мариз аммин мизан амь назм изн анр аньр римма имра назир ираз нир

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я