Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова летописи

Летописи в словаре кроссвордиста

летописи

исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.

Современный толковый словарь, БСЭ
летописи

в России, исторические произведения 11-17 вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. обычно начинался словами: 'в лето' - отсюда название - летопись. Слова 'летопись' и 'летописец' равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Л. - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в Л. излагалась русская история от её начала; иногда Л. открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Л. играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Л. содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. пародами и странами. Характерной чертой Л. является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые Л. составлялись обычно как своды предшествующих Л. и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в Л. в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в Л. материалы, он стремился создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.). Однако наряду с официальной идеологией в Л. отображались взгляды их непосредственных составителей, иногда весьма демократически прогрессивно настроенных. В целом Л. свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в 11-17 вв. Составлению Л. придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования достигло в Л. высокого совершенства. Списков Л. дошло не менее

1500. В составе Л. сохранились многие произведения древнерусской литературы: Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Мамаевом побоище, Хожение за три моря Афанасия Никитина и др. Древние Л. 11-12 вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список Л. с датой - краткий летописец константинопольского патриарха Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280 [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1 и 'Археографический ежегодник за 1963 г.', 1964]. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - 'Повесть временных лет' . Её создателем считают Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около

1113. Феодальная раздробленность 12-14 вв. отражена и в летописании: своды этого времени выражают местные политические интересы. В Киеве в 12 в. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в 13 в. (см. Галицко-Волынская летопись ) сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи , которая состоит из 'Повести временных лет', продолженной в основном киевскими известиями (кончая
1200), и Галицко-Волынской Л. (кончая 1289-
92) (ПСРЛ, т. 2, Л. по Ипатьевскому списку). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись , которая начинается 'Повестью временных лет', продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 (ПСРЛ, т. 1, Л. по Лаврентьевскому списку), а также Летописец Переяславля-Суздальского (издание
1851) и Радзивилловская летопись , украшенная большим количеством рисунков (см. Лицевые летописи ) . Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В 14-15 вв. оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких Л. слабо. Новгородское летописание 12-15 вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой Л. старшего и младшего изводов (см. Новгородские летописи ) . Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке 13-14 вв.; младший извод дошёл в списках 15 в. (Новгородская Первая Л. старшего и младшего изводов, ПСРЛ, т.
3). В Пскове (см. Псковские летописи ) летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы (ПСРЛ, т. 4-5; Псковские летописи, в. 1-2, 1941-
55). В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нём дают Тверской сборник (ПСРЛ, т.
15) и Рогожский летописец (ПСРЛ, т. 15, в.
1). В Ростове летописание велось при дворе епископов, и Л., созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в том числе в Ермолинской летописи кон. 15 в. (ПСРЛ, т.
23). Новые явления в летописании отмечаются в 15 в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла своё отражение в общерусских летописных сводах . О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись начала 15 в. (исчезла при московском пожаре
1812) и Симеоновская летопись в списке 16 в. (ПСРЛ, т.
18). Троицкая Л. кончается 1409 (М. Д. Приселков, 'Троицкая летопись. Реконструкция текста',
1950). Для составления её были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой Л. подчёркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в конце 15 в., была так называемая Летопись Авраамки ; др. сводом является Суздальская летопись (конец 15 в.). Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, 'Софийский временник', появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в конце 15 - начале 16 вв. Особенно известна Воскресенская летопись (ПСРЛ, т. 7-
8), кончающаяся на 1541 (составление основной части Л. относится к 1534-
37). В неё включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись (ПСРЛ, т.
20), включившую в свой состав ' Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича', до

1560. При дворе Ивана Грозного в 40-60-х гг. 16 в. был создан Лицевой летописный свод , т. е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании 'Хронографа' и др. произведений), следующие 7 томов - русской истории с 1114 по

1567. Последний том лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название 'Царственной книги' . Текст лицевого свода основан на более ранней - Никоновской летописи (ПСРЛ, т. 9-
13), представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В 16 в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись (ПСРЛ, т.
26). Л. велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В 16 в. появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, - 'Книга степенная царского родословия' (ПСРЛ, т.
21) и 'История о Казанском царстве' (см. 'Казанский летописец' , ПСРЛ, т.
19). В 17 в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные Л., из которых наиболее интересны Сибирские летописи . Начало их составления относится к 1-й половине 17 в. Из них более известны Строгановская летопись и Есиповская Л. В конце 17 в. тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым была составлена 'История Сибирская' ('Сибирские летописи',
1907). В 17 в. летописные известия включаются в состав степенных книг и хронографов . Слово 'Л.' продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Л. прежнего времени. Таким является Новый летописец (ПСРЛ, т.
14), повествующий о событиях конца 16 - начала 17 вв. (польско-шведская интервенция и крестьянская война), и 'Летопись о многих мятежах' .Летописание, получившее значительное развитие в России, в меньшей степени было развито в Белоруссии (см. Летописи белорусско-литовские ) и на Украине, входивших в состав Великого княжества Литовского. Наиболее интересным произведением этого летописания начала 16 в. является 'Краткая Киевская летопись' (см. Супрасльская рукопись ) , содержащая Новгородскую и Киевскую сокращенную Л. (
1836). Древняя история Руси представлена в этой Л. на основании более ранних летописных сводов, а события конца 15 - начала 16 вв. описаны современником. Летописание развивалось также в Смоленске и Полоцке в 15-16 вв. Белорусские и смоленские Л. легли в основу некоторых Л. по истории Литвы (ПСРЛ, т.
17). Иногда Л. называют и некоторые украинские исторические произведения 17 в. (Летопись Самовидца и др.). Летописание велось также в Молдавии, Сибири (см. Бурятские летописи , Сибирские летописи ) , Башкирии (см. Шажере ) .Л. служат основным источником для изучения истории Киевской Руси, а также России, Украины, Белоруссии в 13-17 вв., хотя они и отражали в основном классовые интересы феодалов. Только в Л. сохранились такие источники, как договоры Руси с греками 10 в., Русская правда в краткой редакции и т.п. Громадное значение имеют Л. для изучения русской письменности, языка и литературы. Л. содержат также ценный материал по истории др. народов СССР. Изучение и публикация Л. в России и СССР ведётся более двухсот лет: в 1767 в 'Библиотеке Российской исторической, содержащей древние летописи и всякие записки' был опубликован летописный текст, а с 1841 до 1973 выходит Полное собрание русских летописей (т. 1-
31). В. Н. Татищев и М. М. Щербатов положили начало изучению Л. Сорок лет посвятил исследованию 'Повести временных лет' А. Л. Шлецер , очищая летопись от ошибок и описок, объясняя 'тёмные' места. П. М. Строев рассматривал летописи как сборники или 'своды' предшествующего материала. Используя методику Шлецера и Строева, М. П. Погодин и И. И. Срезневский обогатили науку множеством фактов, которые облегчили изучение истории русской Л. И. Д. Беляев классифицировал Л. на государственные, фамильные, монастырские и летописные сборники и указал, что позиция летописца определялась его территориальным и сословным положением. М. И. Сухомлинов в книге 'О древней русской летописи как памятнике литературном' (
1856) попытался установить литературные источники начальной русской летописи. К. Н. Бестужев-Рюмин в работе 'О составе русских летописей до конца XIV в.' (
1868) впервые разложил летописный текст на годовые записи и сказания. Подлинный переворот в изучении Л. был произведён акад. А. А. Шахматовым . Он применял сличение различных списков, тонко и глубоко анализируя материал, и сделал этот метод основным в своей работе над исследованием Л. Шахматов придавал большое значение выяснению всех обстоятельств создания Л., каждого списка и свода, обращал внимание на изучение различных хронологических указаний, встречающихся в Л., уточняя время их составления и исправляя фактические неточности. Много данных извлекал Шахматов из анализа описок, погрешностей языка, диалектизмов. Он впервые воссоздал цельную картину рус. летописания, представив его как генеалогию почти всех списков и вместе с тем как историю русского общественного самосознания (см. Шахматов А. А., 'Общерусские летописные своды XIV и XV вв.', 1901; его же, 'Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв.',
1938). Метод Шахматова получил развитие в трудах М. Д. Приселкова , усилившего его историческую сторону (см. Приселков М. Д., 'История русского летописания XI-XV вв.',
1940). Значительный вклад в изучение русской Л. внесли последователи Шахматова - Н. Ф. Лавров, А. Н. Насонов , Л. В. Черепнин , Д. С. Лихачёв , С. В. Бахрушин , А. И. Андреев , М. Н. Тихомиров , Н. К. Никольский, В. М. Истрин и др. Изучение истории летописания составляет один из самых сложных разделов источниковедения и филологической науки. Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии . Лит.: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1-31, СПБ. М. - Л., 1841-1968; Шахматов А. А., Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв., М. - Л., 1938; Насонов А. Н., История русского летописания XI - нач. XVIII вв., М., 1969; Лихачёв Д. С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М. - Л., 1947; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М.,

1955. М. Н. Тихомиров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
Примеры употребления слова летописи в тексте

Это известия (тверские), содержащиеся в Тверском сборнике и так называемом Музейском фрагменте, отдельные записи Никоновской36 и Воскресенской37 летописей, Устюжской летописи38, Новгородской летописи^убровского и Архивской, или так называемой Ростовской летописи (две последние восходят к общему протографу — своду 1539 г.).

Так возникла вторая редакция «Повести временных лет», известная нам по Лаврентьевской летописи 1377 г., Радзивилловской летописи и Московско-Академической летописи (обе XV в.), а также по восходящим к ним (точнее – к их протографам) более поздним летописным сводам.

Это хорошо видно из отрывка древнерусской летописи «Киевский синопсис», написанной монахами Киево-Печерской лавры, который был приведён в предыдущем параграфе, а также из полного названия этой летописи: «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славенороссийского народа и первоначальных князьях богоспасаемого града Киева, о житии Святого Благоверного Великого князя Киевского и всея России первейшего самодержца Владимира и о наследниках благочестивой державы его Российския». Приведу пример из другой летописи – «Хроники с летописцев стародавних», написанной игуменом киевского Михайловского монастыря Феодосием Сафоновичем: «По смерти князя киевского и всея Русии Игоря Рюриковича жена Игорева, княгиня Ольга, с сыном своим единым Святославом Киевское, Великого Новгорода и всея Росии княжение обрела».

«Тяжек становится для историка его труд в XIII и XIV веках, когда он остается с одною Северною летописью; появление грамот, число которых все более и более увеличивается, дает ему новый богатый материал, но все не восполняет того, о чем молчат летописи, а летописи молчат о самом главном, о причинах событий, не дают видеть связи явлений.

Хотя в разных летописях слово это пишется по-разному: в Ипатьевской летописи, к примеру, написание этнонима лается через «о» — норци[7] (это же написание повторяется и в Львовской летописи).

в которых сильнейшие доказательства приведены в опровержение, склоняюсь более верить, что видаемая нам выписка из летописи Иоакина подвержена сомнению[15]; однакож видя развалины Славянска, не нахожу причины сомневаться в его существовании, имея несомненные свидетельства, пережившие летописи и предания, и удостоверяющие в вероятности сказания о владычестве Славен на севере; не могу согласиться, чтобы повествование северных писателей и Новгородского летописца было совершенно вымышленное; не могу верить, чтобы оно не имело основанием каких-нибудь летописей, или записок, или по крайней мере устных преданий, хотя в песнях и народных сказках сохранявшихся.

Нет более живой драматической формы рассказа, к какой историк привык в Южной летописи; в Северной летописи действующие лица действуют молча; воюют, мирятся: ни они сами не скажут, ни летописец от себя не прибавит, за что они воюют, вследствие чего мирятся; в городе, на дворе княжеском ничего не слышно, все тихо; все сидят запершись и думают думу про себя; отворяются двери, выходят люди на сцену, делают что-нибудь, но делают молча.

Девятый сын Ярослава Василий родился в 1241 г.9 А известие о рождении первенца в семье Ярослава и Ростиславы заключает в Лаврентьевской летописи статью 6727 года: «Того же лета родися Ярославу сынъ и нарекоша имя ему Феодоръ».10 6727 год летописи, вычисленный от т.

В основание ее легли все прежние летописи, «Софийский временник» и иные, так что фактов в этой летописи действительно много, но скреплены они чисто механически.

Слова которые можно составить из слова летописи
или илот иол иолит иот ипс исо испол исто ито лио липо липси лис лист лит лито лост лот лоти лотси лпи лтп оли олии олт опии описи опс опт осил ост отс пиит пилос пилот пио пист пити пито пли плис плот поис пол поли полис полит пос пост пот поти пси псоит пти птс сии сило сип сипло сити сито слип слоп сол соли соп сопли сот соти спи спил спилит сплит спо спот стило сто стол столп стоп тип типи типо типс тис тисо тли тло тол топ пит лисп литопс итис тпи илс тиси пои пто тос тоси пили псили лоси отис пил сили итс ослип ист спл слот лоп итп пии пилоти лиси тило топи сли ило пиос полтис осп спт отил поси ипи стил тпс иос тилос опи тил солт сполии тсп писто илис ити стп стио силопи тсл лпс пис оти топси тпо ист типос тоиси пии толп сои пилис липс тлос толи тисио тосп литис лопи тлиси сиполи сиот политис тои псо пло пст сти оити тии лсп лос иис истли пило пиот плит тсо тисли пилс лопис лспо литос топли лип осип иосип осип сил лити опис опит олти сипи опсит сит соип тио иси исли оситл олс поит испит тиол исил псил отлип писи
Цитаты со словом летописи

Прибыв в Венецию в 1816 году, на меня, как, вероятно, и на всех других путешественников, произвела большое впечатление община св. Лазаря, которая, кажется, соединяет в себе все преимущества монастырского учреждения, не обладая ни одним из его пороков. Чистота, комфорт, кротость, непритворное благочестие, таланты и добродетели братьев ордена способны внушить светскому человеку убеждение, что существует другой, лучший мир даже в этой жизни. Эти люди — духовные лица порабощенной, но благодарной нации, которая подверглась изгнанию и гнету наравне с евреями и греками, но не вынесла из него ни озлобленности первых, ни раболепия вторых. Эта нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве без интриг… Трудно было бы, быть может, найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летопись армян, добродетели которых были мирные, а пороки - следствие притеснений. Но какова ни была бы их судьба, а она печальна, что бы не ожидало их в будущем — их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре; и уже самый их язык, быть может, требует только большего изучения, чтобы получать все больше привлекательности… Если писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила также дорого, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве того, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода после потопа и вылетел голубь. Но почти что с исчезновением рая начались и несчастия страны, потому что хоть она долгое время была могущественным царством — она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению того края, где бог создал человека по своему образу и подобию. — Джордж Байрон

Армения

В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку о татарских зверствах в Курской и Воронежской волости под 1263 годом:И начаша бесурмене вязати головы боярскые к тороко(м), а рукы вкладоша в судно, вставиша на сани Чернысе Русину и поидоша от Ворогла…

Русин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я