Значение слова летописи
Летописи в словаре кроссвордиста
летописи
летописиисторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.
летописив России, исторические произведения 11-17 вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. обычно начинался словами: 'в лето' - отсюда название - летопись. Слова 'летопись' и 'летописец' равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Л. - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в Л. излагалась русская история от её начала; иногда Л. открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Л. играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Л. содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. пародами и странами. Характерной чертой Л. является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые Л. составлялись обычно как своды предшествующих Л. и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в Л. в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в Л. материалы, он стремился создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.). Однако наряду с официальной идеологией в Л. отображались взгляды их непосредственных составителей, иногда весьма демократически прогрессивно настроенных. В целом Л. свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в 11-17 вв. Составлению Л. придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования достигло в Л. высокого совершенства. Списков Л. дошло не менее
1500. В составе Л. сохранились многие произведения древнерусской литературы: Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Мамаевом побоище, Хожение за три моря Афанасия Никитина и др. Древние Л. 11-12 вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список Л. с датой - краткий летописец константинопольского патриарха Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280 [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1 и 'Археографический ежегодник за 1963 г.', 1964]. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - 'Повесть временных лет' . Её создателем считают Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около
1113. Феодальная раздробленность 12-14 вв. отражена и в летописании: своды этого времени выражают местные политические интересы. В Киеве в 12 в. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в 13 в. (см. Галицко-Волынская летопись ) сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи , которая состоит из 'Повести временных лет', продолженной в основном киевскими известиями (кончая
1200), и Галицко-Волынской Л. (кончая 1289-
92) (ПСРЛ, т. 2, Л. по Ипатьевскому списку). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись , которая начинается 'Повестью временных лет', продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 (ПСРЛ, т. 1, Л. по Лаврентьевскому списку), а также Летописец Переяславля-Суздальского (издание
1851) и Радзивилловская летопись , украшенная большим количеством рисунков (см. Лицевые летописи ) . Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В 14-15 вв. оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких Л. слабо. Новгородское летописание 12-15 вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой Л. старшего и младшего изводов (см. Новгородские летописи ) . Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке 13-14 вв.; младший извод дошёл в списках 15 в. (Новгородская Первая Л. старшего и младшего изводов, ПСРЛ, т.
3). В Пскове (см. Псковские летописи ) летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы (ПСРЛ, т. 4-5; Псковские летописи, в. 1-2, 1941-
55). В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нём дают Тверской сборник (ПСРЛ, т.
15) и Рогожский летописец (ПСРЛ, т. 15, в.
1). В Ростове летописание велось при дворе епископов, и Л., созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в том числе в Ермолинской летописи кон. 15 в. (ПСРЛ, т.
23). Новые явления в летописании отмечаются в 15 в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла своё отражение в общерусских летописных сводах . О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись начала 15 в. (исчезла при московском пожаре
1812) и Симеоновская летопись в списке 16 в. (ПСРЛ, т.
18). Троицкая Л. кончается 1409 (М. Д. Приселков, 'Троицкая летопись. Реконструкция текста',
1950). Для составления её были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой Л. подчёркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в конце 15 в., была так называемая Летопись Авраамки ; др. сводом является Суздальская летопись (конец 15 в.). Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, 'Софийский временник', появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в конце 15 - начале 16 вв. Особенно известна Воскресенская летопись (ПСРЛ, т. 7-
8), кончающаяся на 1541 (составление основной части Л. относится к 1534-
37). В неё включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись (ПСРЛ, т.
20), включившую в свой состав ' Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича', до
1560. При дворе Ивана Грозного в 40-60-х гг. 16 в. был создан Лицевой летописный свод , т. е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании 'Хронографа' и др. произведений), следующие 7 томов - русской истории с 1114 по
1567. Последний том лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название 'Царственной книги' . Текст лицевого свода основан на более ранней - Никоновской летописи (ПСРЛ, т. 9-
13), представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В 16 в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись (ПСРЛ, т.
26). Л. велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В 16 в. появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, - 'Книга степенная царского родословия' (ПСРЛ, т.
21) и 'История о Казанском царстве' (см. 'Казанский летописец' , ПСРЛ, т.
19). В 17 в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные Л., из которых наиболее интересны Сибирские летописи . Начало их составления относится к 1-й половине 17 в. Из них более известны Строгановская летопись и Есиповская Л. В конце 17 в. тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым была составлена 'История Сибирская' ('Сибирские летописи',
1907). В 17 в. летописные известия включаются в состав степенных книг и хронографов . Слово 'Л.' продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Л. прежнего времени. Таким является Новый летописец (ПСРЛ, т.
14), повествующий о событиях конца 16 - начала 17 вв. (польско-шведская интервенция и крестьянская война), и 'Летопись о многих мятежах' .Летописание, получившее значительное развитие в России, в меньшей степени было развито в Белоруссии (см. Летописи белорусско-литовские ) и на Украине, входивших в состав Великого княжества Литовского. Наиболее интересным произведением этого летописания начала 16 в. является 'Краткая Киевская летопись' (см. Супрасльская рукопись ) , содержащая Новгородскую и Киевскую сокращенную Л. (
1836). Древняя история Руси представлена в этой Л. на основании более ранних летописных сводов, а события конца 15 - начала 16 вв. описаны современником. Летописание развивалось также в Смоленске и Полоцке в 15-16 вв. Белорусские и смоленские Л. легли в основу некоторых Л. по истории Литвы (ПСРЛ, т.
17). Иногда Л. называют и некоторые украинские исторические произведения 17 в. (Летопись Самовидца и др.). Летописание велось также в Молдавии, Сибири (см. Бурятские летописи , Сибирские летописи ) , Башкирии (см. Шажере ) .Л. служат основным источником для изучения истории Киевской Руси, а также России, Украины, Белоруссии в 13-17 вв., хотя они и отражали в основном классовые интересы феодалов. Только в Л. сохранились такие источники, как договоры Руси с греками 10 в., Русская правда в краткой редакции и т.п. Громадное значение имеют Л. для изучения русской письменности, языка и литературы. Л. содержат также ценный материал по истории др. народов СССР. Изучение и публикация Л. в России и СССР ведётся более двухсот лет: в 1767 в 'Библиотеке Российской исторической, содержащей древние летописи и всякие записки' был опубликован летописный текст, а с 1841 до 1973 выходит Полное собрание русских летописей (т. 1-
31). В. Н. Татищев и М. М. Щербатов положили начало изучению Л. Сорок лет посвятил исследованию 'Повести временных лет' А. Л. Шлецер , очищая летопись от ошибок и описок, объясняя 'тёмные' места. П. М. Строев рассматривал летописи как сборники или 'своды' предшествующего материала. Используя методику Шлецера и Строева, М. П. Погодин и И. И. Срезневский обогатили науку множеством фактов, которые облегчили изучение истории русской Л. И. Д. Беляев классифицировал Л. на государственные, фамильные, монастырские и летописные сборники и указал, что позиция летописца определялась его территориальным и сословным положением. М. И. Сухомлинов в книге 'О древней русской летописи как памятнике литературном' (
1856) попытался установить литературные источники начальной русской летописи. К. Н. Бестужев-Рюмин в работе 'О составе русских летописей до конца XIV в.' (
1868) впервые разложил летописный текст на годовые записи и сказания. Подлинный переворот в изучении Л. был произведён акад. А. А. Шахматовым . Он применял сличение различных списков, тонко и глубоко анализируя материал, и сделал этот метод основным в своей работе над исследованием Л. Шахматов придавал большое значение выяснению всех обстоятельств создания Л., каждого списка и свода, обращал внимание на изучение различных хронологических указаний, встречающихся в Л., уточняя время их составления и исправляя фактические неточности. Много данных извлекал Шахматов из анализа описок, погрешностей языка, диалектизмов. Он впервые воссоздал цельную картину рус. летописания, представив его как генеалогию почти всех списков и вместе с тем как историю русского общественного самосознания (см. Шахматов А. А., 'Общерусские летописные своды XIV и XV вв.', 1901; его же, 'Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв.',
1938). Метод Шахматова получил развитие в трудах М. Д. Приселкова , усилившего его историческую сторону (см. Приселков М. Д., 'История русского летописания XI-XV вв.',
1940). Значительный вклад в изучение русской Л. внесли последователи Шахматова - Н. Ф. Лавров, А. Н. Насонов , Л. В. Черепнин , Д. С. Лихачёв , С. В. Бахрушин , А. И. Андреев , М. Н. Тихомиров , Н. К. Никольский, В. М. Истрин и др. Изучение истории летописания составляет один из самых сложных разделов источниковедения и филологической науки. Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии . Лит.: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1-31, СПБ. М. - Л., 1841-1968; Шахматов А. А., Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв., М. - Л., 1938; Насонов А. Н., История русского летописания XI - нач. XVIII вв., М., 1969; Лихачёв Д. С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М. - Л., 1947; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М.,
1955. М. Н. Тихомиров.
Это известия (тверские), содержащиеся в Тверском сборнике и так называемом Музейском фрагменте, отдельные записи Никоновской36 и Воскресенской37 летописей, Устюжской летописи38, Новгородской летописи^убровского и Архивской, или так называемой Ростовской летописи (две последние восходят к общему протографу — своду 1539 г.).
Так возникла вторая редакция «Повести временных лет», известная нам по Лаврентьевской летописи 1377 г., Радзивилловской летописи и Московско-Академической летописи (обе XV в.), а также по восходящим к ним (точнее – к их протографам) более поздним летописным сводам.
Это хорошо видно из отрывка древнерусской летописи «Киевский синопсис», написанной монахами Киево-Печерской лавры, который был приведён в предыдущем параграфе, а также из полного названия этой летописи: «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славенороссийского народа и первоначальных князьях богоспасаемого града Киева, о житии Святого Благоверного Великого князя Киевского и всея России первейшего самодержца Владимира и о наследниках благочестивой державы его Российския». Приведу пример из другой летописи – «Хроники с летописцев стародавних», написанной игуменом киевского Михайловского монастыря Феодосием Сафоновичем: «По смерти князя киевского и всея Русии Игоря Рюриковича жена Игорева, княгиня Ольга, с сыном своим единым Святославом Киевское, Великого Новгорода и всея Росии княжение обрела».
«Тяжек становится для историка его труд в XIII и XIV веках, когда он остается с одною Северною летописью; появление грамот, число которых все более и более увеличивается, дает ему новый богатый материал, но все не восполняет того, о чем молчат летописи, а летописи молчат о самом главном, о причинах событий, не дают видеть связи явлений.
Хотя в разных летописях слово это пишется по-разному: в Ипатьевской летописи, к примеру, написание этнонима лается через «о» — норци[7] (это же написание повторяется и в Львовской летописи).
в которых сильнейшие доказательства приведены в опровержение, склоняюсь более верить, что видаемая нам выписка из летописи Иоакина подвержена сомнению[15]; однакож видя развалины Славянска, не нахожу причины сомневаться в его существовании, имея несомненные свидетельства, пережившие летописи и предания, и удостоверяющие в вероятности сказания о владычестве Славен на севере; не могу согласиться, чтобы повествование северных писателей и Новгородского летописца было совершенно вымышленное; не могу верить, чтобы оно не имело основанием каких-нибудь летописей, или записок, или по крайней мере устных преданий, хотя в песнях и народных сказках сохранявшихся.
Нет более живой драматической формы рассказа, к какой историк привык в Южной летописи; в Северной летописи действующие лица действуют молча; воюют, мирятся: ни они сами не скажут, ни летописец от себя не прибавит, за что они воюют, вследствие чего мирятся; в городе, на дворе княжеском ничего не слышно, все тихо; все сидят запершись и думают думу про себя; отворяются двери, выходят люди на сцену, делают что-нибудь, но делают молча.
Девятый сын Ярослава Василий родился в 1241 г.9 А известие о рождении первенца в семье Ярослава и Ростиславы заключает в Лаврентьевской летописи статью 6727 года: «Того же лета родися Ярославу сынъ и нарекоша имя ему Феодоръ».10 6727 год летописи, вычисленный от т.
В основание ее легли все прежние летописи, «Софийский временник» и иные, так что фактов в этой летописи действительно много, но скреплены они чисто механически.
Прибыв в Венецию в 1816 году, на меня, как, вероятно, и на всех других путешественников, произвела большое впечатление община св. Лазаря, которая, кажется, соединяет в себе все преимущества монастырского учреждения, не обладая ни одним из его пороков. Чистота, комфорт, кротость, непритворное благочестие, таланты и добродетели братьев ордена способны внушить светскому человеку убеждение, что существует другой, лучший мир даже в этой жизни. Эти люди — духовные лица порабощенной, но благодарной нации, которая подверглась изгнанию и гнету наравне с евреями и греками, но не вынесла из него ни озлобленности первых, ни раболепия вторых. Эта нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве без интриг… Трудно было бы, быть может, найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летопись армян, добродетели которых были мирные, а пороки - следствие притеснений. Но какова ни была бы их судьба, а она печальна, что бы не ожидало их в будущем — их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре; и уже самый их язык, быть может, требует только большего изучения, чтобы получать все больше привлекательности… Если писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила также дорого, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве того, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода после потопа и вылетел голубь. Но почти что с исчезновением рая начались и несчастия страны, потому что хоть она долгое время была могущественным царством — она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению того края, где бог создал человека по своему образу и подобию. — Джордж Байрон
В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку о татарских зверствах в Курской и Воронежской волости под 1263 годом:И начаша бесурмене вязати головы боярскые к тороко(м), а рукы вкладоша в судно, вставиша на сани Чернысе Русину и поидоша от Ворогла…
Транслитерация: letopisi
Задом наперед читается как: исипотел
Летописи состоит из 8 букв