Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова иконопись

Иконопись в словаре кроссвордиста

иконопись

Иконопись И́ко́нопись, иконописа́ние, писа́ние ико́н — вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон. Хотя в традиции восточного христианства греческое слово εἰκών, которое означает «изображение», «подобие», «образ», используется как общее наименование священных изображений, в качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на доске.

Википедия
иконопись

ж.Искусство писания икона I как особый жанр христианской - преимущественно православной - станковой культовой живописи.

Большой современный толковый словарь русского языка
иконопись

ж. Христианская станковая культовая живопись; искусство писания икон.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
иконопись

`иконопись, -и

Словарь русского языка Лопатина
иконопись

вид религиозной живописи - писание икон Древнерусская и.

Словарь русского языка Ожегова
иконопись

христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись - энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.

Современный толковый словарь, БСЭ
иконопись

иконопись ж. Христианская станковая культовая живопись; искусство писания икон.

Толковый словарь Ефремовой
иконопись

иконописи, мн. нет, ж. (книжн.). Отрасль религиозной живописи – писание икон.

Толковый словарь русского языка Ушакова
иконопись

писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи , Фреска ) и миниатюры , произведения И. - иконы - являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись ), мозаики, затем главным образом темперы , позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и др. Это сближает И. со станковой живописью (см. Станковое искусство ); однако иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, так как они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, например в ансамбле иконостаса . Термин 'И.' употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники И. происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэллинистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты ), создавались вначале 'портреты' - изображения святых, а затем и других персонажей христианских легенд. Позже (с 10-11 вв.) в И. появляются сюжетные композиции, имевшие главным образом символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Западной Европы, где в средневековом культовом искусстве преобладает скульптура, И. получила особенно широкое развитие в Византии . И. Византии оказала огромное влияние на искусство других стран - от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13-16 вв. она приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы И. В средние века роль И. никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В И. (в условной и отвлечённой форме, определённой её религиозным назначением и особенностями средневекового теологического мировоззрения), как и в других видах изобразительного искусства, отражался эстетический опыт народа, она была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика И., сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (8-9 вв.), требовала воплощения 'божественного', сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, так как красоту 'небесного', по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутренняя духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира. Поэтому в художественной практике И. была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко 'золотом') фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; главную роль в формировании образного строя произведений И. играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократическом искусстве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Но в И. были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествовательность, выразительная конкретность деталей были характерны главным образом для И. местных школ. Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображения, в И. тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием И. было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в искусство ряд нравственных и психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии , зафиксированной в так называемых подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетических принципов И. была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения . С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для живописи нового времени, И. сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.Лит.: Брук Я. В., Живое наследие, М., 1970; Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; Wulf О., Alpatoff М., Denkmaler der Ikonenmalerei in kunstgeschichtlichen Folge, Hellerau bei Dresden, 1925; Gerhard Н. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen, [1957]; Onasch K., Die Ikonenmalerei, Lpz.,

1968. Г. А. Недошивин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
иконопись

иконопись, -и

Полный орфографический словарь русского языка
иконопись

жанр христианской (преимущественно православной) станковой культовой живописи, писание икон

Викисловарь
Примеры употребления слова иконопись в тексте

Даже чужое, иноземное: христианство, архитектура, живопись (иконопись), письменность, язык - становится своим, ассимилируется, многими столетиями закрепляется Настолько своим, что и помыслить, будто когда-то было греческим, болгарским, флорентийским...

В этом особенно знаменит Киев, где теперь в продаже обращается иконопись невероятнейшего безобразия.

Ну, я всё-таки различил бы официальное изображение в Советском Союзе это вообще иконопись, это придуманное казённое изображение.

Нет ни малейшего сомнения в том, что эта иконопись выражает собою глубочайшее что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства.

Несомненно, это первый живой, правдоподобный его портрет в литературе, — первый потому что советскую иконопись или слащавые рассказики о чудо-мудреце и народном печальнике Ильиче в расчет принять нельзя.

Целый пласт русской национальной культуры, казалось навечно впечатанный камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразил мощный поток всей русской истории.

Расскажут о немцах и других иноземных человеках, отправленных суровым художником в ад на Страшном суде, скажут о трактовке перспективы, о происхождении форм орнамента, о многом будут говорить, но ничего о красоте живописной, о том, чем живо все остальное, чем иконопись будет важна для недалекого будущего, для лучших «открытий» искусства.

В киевской России зарождалась культура более высокая, чем в то время на Западе: уже в XIV веке в России была классически-совершенная иконопись и замечательное зодчество.

Таким образом возникает иконопись как церковное искусство, которое соединяет в себе все творческие задания искусства с церковным опытом [10].

Слова которые можно составить из слова иконопись
икинс ико икос икс иксион инки ино инок инь ион ионик ипс исин иск искони исно исо испокон кии кин кино кио кион кип кис киси книс кноп кнос кнп кон кони конио кониси конс конь кооп коп копи копо копь кос коси косно косо кси нии ник нис нись нок нокс ноо нос носик носки носок нпо нсо окип окись окн окно око окоп окс они оникс онис онко оно оон опии опинио описи опись опс опсо осико осио оски осн осок ось пик пики пикно пико пикон пино пинок пинос пинск пио пион писк поис поиск поиски покои покон покос пони понос поо пос посик посконь пси сии син синоп синь сион сип скио скип ско скоп скопин скп снип снк сно сноп снопик снопок сок соки сон сони сонь соп спи спик спин спо спокон ооп иньско кои соник пнс посон косон кпи коноп кинси сьон инк пои никс копис пск ньос ниип кни спок скин копси снп нко оос оськин понс кнооп кнс кисин ниски псни оск пкс нпи икп осокин пин кипнис соно ниско спк окп нико сопки опн инс опоки опон пии нки ксо сикион пиньос оськино коин пиос инсио пиносо исн пикси псн ониси осп косио поси кои ипи кини пинк кпн сиони соко иос опи понсо нпс пинки икси опсин онь оспин синьки косино сонк инкоо осин инскип инс пкиин сопин нисио осинки искин ики нкс поньо синио сонико кьонс пис сики ники оисо писко осино спинк иски ниси пини посо соин косонь онок пии иньо иско нсп сои исон спон кьо кось пникс коньо киино пон соко поконь сипоо икинь сопино окос пиньки соо кисо кпс нпк кисон косин соино осники ньо скон оксино коино осон синько инос осник искино пикино скопино скипино кипино окси носко окни ини онисько пьи сопкино пискони сико пок псо ипико опон посинь оки коньи пиньи спикин консо пикос пикин иньи оньи коно ниси иис оксон коо сипин окон ниопик пиньо опьо сик копин нип посио синьи осипкино исоо пьо испик сино икин онипко нио инои осип иосип осип опис писок кьин опсь псико сипи нисип кьини кпини иконопис пинкс пикс киис иник соип сонко иси пикн киос исни сопок соок сиик ниос иин окь пиин ноос оник писи пнко

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я