Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова духовенство

Духовенство в словаре кроссвордиста

духовенство

Духовенство Духове́нство — собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.

Википедия
духовенство

ср.Служители культа в монотеистических религиях.

Большой современный толковый словарь русского языка
духовенство

ср. Служители религиозного культа.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
духовенство

духов`енство, -а

Словарь русского языка Лопатина
духовенство

В монотеистических религиях: лица, отправляющие религиозные, церковные обряды служители культа Д. православное, католическое, мусульманское. Черное д. (монашествующее). Белое д. (не монашествующее).

Словарь русского языка Ожегова
духовенство

служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).

Современный толковый словарь, БСЭ
духовенство

духовенство ср. Служители религиозного культа.

Толковый словарь Ефремовой
духовенство

духовенства, мн. нет, ср., собир. Служители религиозного культа.

Толковый словарь русского языка Ушакова
духовенство

в современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерархической корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. делится на высшее и низшее. В некоторых религиях представители высшего Д. почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий Д. разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в том числе уход 'из мира') и белое (живущее 'в миру'). В буддизме монашество охватывает всё Д. В антагонистическом классовом обществе Д. в своей массе являлось и является опорой господствующих эксплуататорских классов. 'Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать революционную решимость' (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с.
237). Общепринято связывать Д. с монотеистическими религиями. Непосредственным его предшественником являлось жречество , типичное для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального различия между Д. и жречеством не существует. Одной из основных функций жречества государств древнего мира являлось отправление религиозного культа; жречество представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господствующего класса. Процесс формирования Д., начало складывания церковной иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христианских общинах, организованных демократически, Д. ещё не существовало. С ростом числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство) и мирян. Приблизительно с середины 2 в. руководство в общинах постепенно перешло к епископам, которым были подчинены священнослужители, а в начале 4 в. возникло монашество . Позже епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами, а на основе римского епископата образовалось папство (5 в.). В феодальных государствах Д. составляло особое привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феодальную эксплуатацию народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Д., будучи в средние века '... единственным образованным классом' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.
495), и способствовало некоторому распространению грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги, составляло хроники и т.п.), но в то же время оно препятствовало развитию науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование, подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отдельные представители Д., поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной мысли (Дж. Бруно ), подвергались преследованиям. Низшее Д., вербовавшееся из среды бюргерства, крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к народным массам. Выходцы из его рядов нередко были участниками или руководителями народных движений (Дж. Болл , Дольчино , Ян Гус и др.), порой выступали с критикой религии, церкви и общественных порядков (Ж. Мелье , Ж. Ру ). При капитализме прежние политические и экономические связи высшего Д. с землевладельческой аристократией постепенно вытесняются связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы которых Д. (в своём большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности, оправдывая классовое деление общества и осуждая революционную классовую борьбу. В эпоху империализма Д. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистического рабочего движения. После победы Великой Октябрьской революции, встреченной Д. и в России, и за рубежом, как правило, враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов в общественной и религиозной деятельности большей части Д. (особенно высшего) капиталистических стран. Большое место в деятельности Д. буржуазных государств занимает пропаганда религиозных доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные политические партии и организации. Усиление мировой социалистической системы, успехи национально-освободительного движения и популярность идей социализма привели многих представителей Д. различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания капитализма. Часть Д. стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. В социалистических странах укрепление социалистического строя побудило Д. в своей основной массе занять лояльную позицию по отношению к социалистическому государству. Д. остаётся проповедником антинаучной идеалистической идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности Д. стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является, например, организация католической церковью так называемого светского апостолата - создание из мирян помощников Д. Представители Д. в целях укрепления позиций религии, поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать научные открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Д. выдаёт себя за блюстителя национальной самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории. М. М. Шейнман.Д. в России. На территории Русского государства, а позднее Российской империи существовало много религиозных культов и вероисповеданий. Главнейшими из них были: в христианской религии - русская православная церковь, армянская апостольская церковь, грузинская православная церковь, католическая церковь, лютеранские церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм, последователи которого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество сект - молокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Д. - это замкнутое сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит следующим образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ); пресвитер (протопресвитер, протоиерей, священник), а в монашестве - архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон, диакон), а в монашестве - архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви белокриницкого и беглопоповского согласия - архиепископ (глава церкви), епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой церкви беспоповского согласия - наставник. В католической церкви - архиепископ, епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских религиях, не имеющих церковной иерархии, Д. избирается верующими и имеет: в лютеранской церкви - архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов, пасторов. В религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров, проповедников, диаконов. В иудейской религии - раввинов; в буддийской религии - хамбо-лам, лам; в религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, диаконов, пресвитеров, проповедников. Во главе русской православной церкви стоит патриарх, во главе армянской апостольской церкви - верховный патриарх-католикос всех армян, грузинской православной церкви - патриарх-католикос. Лютеране отрицают сложную церковную иерархию и монашество. Эстонская и латвийскаялютеранские церкви возглавляются каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой церковной общины стоит приглашаемый ею пастор, который рассматривается не как посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания. В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных текстов и руководителей религиозной общины играют раввины. В мусульманстве над рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских буддистов стоит бандидо хамбо-лама. Господствующей церковью в России была русская православная церковь. В 1897 из 126368 тыс. чел. около 80 млн. населения России были православными. Оба вида духовенства - чёрное (монахи) и белое (священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) - появились на Руси после принятия христианства (988-
989). Так как христианство было заимствовано из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были греки. Тогда же создалась церковная иерархия. Глава русской церкви - митрополит, назначался константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий (церковных округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного Д. митрополитом и собором русских епископов при значительном участии светской власти (князей). С 1448 русская церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь ). Митрополит избирался собором русских епископов, а в 1589 главе русской церкви был присвоен титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри получали от князей земельные пожалования, которые росли за счёт вкладов 'на помин души', покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феодальными привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее Д., таким образом, составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому народные антифеодальные движения, будучи направленными и против духовных феодалов, и против церкви, освящавшей феодальный строй, часто принимали форму ересей . Нередко активными участниками еретических движений были представители низшего белого Д., ряды которого пополнялись выходцами из крестьянского и посадского населения. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т.к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником официальной церковной идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие, в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С конца 17 в. установился наследственный порядок занятия свободных священнических мест, что способствовало превращению белого Д. в замкнутое сословие, которое в 18 в. постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718-
27) в России значилось 97413 душ мужского пола, относящихся к православному Д. Белое Д. всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр I ликвидировал патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду во главе с государственным чиновником - обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви государственной власти, превращение её в часть государственного аппарата. Самодержавие выделяло на содержание Д. огромные средства. К концу 19 в. только Синод отпускал на содержание православного Д. 7 млн. руб. в год, а государственное казначейство - 18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Д., доходов от церковных земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католическое Д. получало содержание из казны, Д. др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Д. верно служило самодержавию. На него были возложены некоторые обязанности административного и полицейского характера: запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязательном порядке преподавался закон божий, значительная часть начальных школ находилась в руках Синода. Церковь имела свои учебные заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные академии. К началу 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий, в которых обучалось 19900 чел. для занятия церковных должностей в русской православной церкви. Подобные учебные заведения имело и Д. др. вероисповеданий. К 1917 в Российской империи было 6 католических семинарий, 6 семинарий армянской апостольской церкви и др. Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми общественными идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революционным движением. В годы Революции 1905-1907 Д. участвовало в организации обществ типа 'Союза русского народа' или 'Союза Михаила Архангела' , сеяло национальную вражду, было вдохновителем еврейских погромов. Церковные учреждения владели землями, торговыми заведениями, промышленными предприятиями; многие монастыри были миллионерами. В 1912 в русской православной церкви насчитывалось 110434 чел. белого и 91654 чёрного Д. Подавляющее большинство Д. враждебно встретило Октябрьскую социалистическую революцию

1917. Всероссийский поместный собор православной церкви (август 1917 - сентябрь
1918) восстановил патриаршество. Патриархия и Д. стали одной из сил, борющихся против Советской власти и социалистических преобразований. Враждебную позицию по отношению к Октябрьской революции занимало Д. всех др. вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и т.д. В обстановке упрочения Советской власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Д. осознала опасность оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы осудили антисоветскую деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении к Советской власти. Они стояли также за некоторые нововведения в церковном устройстве и в быту Д., не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определённую роль в пересмотре церковью её отношения к Советской власти. Церковь прекратила открытую борьбу с Советской властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисоветскую деятельность. Лишь победа социализма вынудила православное Д., как и Д. других вероисповеданий, встать на путь лояльного отношения к Советской власти. См. также статьи: Союз Советских Социалистических Республик , раздел Религия и церковь, Армянская апостольская церковь , Баптисты , Грузинская православная церковь , Ислам , Православная церковь , Старообрядчество , Церковь .Лит.: Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Грекулов Е. Ф., Православная инквизиция в России, М., 1964; Самсонов А. М., Антифеодальные народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистические произведения, М., 1959; Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.), М., 1967; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Шишкин А. А., Сущность и критическая оценка 'обновленческого' раскола русской православной церкви, Казань,

1970. В. С. Шульгин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
духовенство

духовенство, -а

Полный орфографический словарь русского языка
духовенство

служители культа (в монотеистических религиях)

Викисловарь
Примеры употребления слова духовенство в тексте

Был даже такой случай, что «когда Терлецкий, отстаивая свои права над подвластным ему духовенством, упрекал жаловавшегося священника в порочной жизни, то духовенство само от этого отбивалось, а староста в присутствии суда публично заявил, что он знает немало грехов за самим епископом».

Посланные приглашались воеводами и духовенством на обед; после обеда духовенство благословляло их образами, а воеводы одаривали посланных по возможности.

Это духовенство не только допустило, что громадное большинство народа исповедует другую религию – буддизм, а теперь и христианство, имеет для этого храмы и отдельное духовенство, но не показывало этому духовенству даже и тени ревности.

Католическое духовенство, руководимое своими епископами, поголовно восстало, и начались страшные гонения реформаторов и подозреваемых в ереси; духовенство задалось целью искоренить ее в самом начале и не допускать, чтобы реформа перешла границы.

Фанариоты — это цареградские греки, духовенство и миряне (в особенности духовенство), это люди, которых даже прямые, личные интересы теснее, чем у кого-либо другого, связаны на Востоке со строгостью православной дисциплины, со строгостью православных преданий, православных уставов, православных чувств.

Собор необходим потому, что духовенство оторвалось от паствы, чёрное духовенство поработило белое, Синод поработил епископов, интеллигенция порывает с Церковью, новые мучительно жизненные вопросы остаются без всякого авторитетного церковного ответа, обособленность, разрозненность, враждебность отдельных членов Церкви разрывает на части её немощное тело, поражённое веками развивавшейся болезнью[2].

Молдавское духовенство особое духовенство, отключившее в своем сознании опцию аскезы, живущее опцией излишеств по умолчанию.

Положим, Вы не знаете, что католическое духовенство было чем-то, между тем как православное духовенство никогда, ничем и нигде не было, кроме как слугою и рабом светской власти.

Вот что говорил по этому поводу в 1906 году на Предсоборном Присутствии епископ Антоний Волынский, позже митрополит Киевский и Галицкий: «…насильственная противоканоническая реформа Петра обезличила и затмила религиозное сознание русского народа, оторвала духовенство от народа, превратила духовенство в касту.

Хотя мне и известно было, что он – автор наделавшей одно время шуму брошюры «В защиту белого духовенства» (против Елагина «Белое духовенство и его интересы»), но ввиду моложавости его я было усомнился в этом, так как эта полемика с Елагиным относится еще к 1883 году.– Скажите пожалуйста, это Вы – автор книги «В защиту белого духовенства»? – спросил я.– Да, эта брошюра стоила мне вражды со стороны Конст.

Слова которые можно составить из слова духовенство
ввод ввс вдв вдох внос вод водо вон вос восход вот вснх всход вто вуд вудс вундт вут вход дву двух дно дон донос дону доон досто дот доу доув доусон дсо дун дунст дуо дуст дутов дух духов духовно ндс нов ново ноо нос носов нот ното нсо нсу нтв нто нуво нус нут ово овод одно одон ондо оно оон осв освод осн осов осот ост остов отвод отдух относ ото отс отход отхон оун оус оутс свод свону сдув снв сно снову сноу снх сов сод сон сот сох сто стод стон стоун стоход студ сувон суд судно судо судов сун суто сухо сухов сход сходно тнвд тово тон тондо тоно тонс тонус тоо тосно тсу тун тусон увд увод унос унт уотс уотсон усов устно уто ухо уход хвост хвостов ход ходун хон хондо хонсу хост хот хотон хоу худо хунд хуст хусто отон нод хдс нух тод двс твд всд овд хов снов утс худ ств внд сото хус тос новус нтс нсвт оос одо суон хну ховд вото ходос хут соно хтон дост донт носу стоу уво суо оду вту сдв онтос хотов свн охос отос тоус днс хтс сухово увт сохо усово всо удо ухов уно сово тохо дос увс сдо нту снд сву онхо свт всу усо вутон водсон тсн тус духо дст внус тоу сунд внс тхо дохно нст соуд втв вус суно дуно хун удон хоут тоуо твс сху тоон тосу хнов втс досо отв тду онут хонос духново онот онтох ноухо соту стох одт овон вонд дво соо тох осун вдт оуд хонт дов ходов хоутон уст нутово воут дсту довсун осон тодос одн водос усох дуново духово судово худов вудсон водно дус охус свх уос хоус совон нохо сво ухово ундово хосо нтд удс онд охо одс одос удов нухов доос хоусон тосун ону тудон суво ходсон ходус хоун хвостунов хтун нодо тну тсо досов доус тов тоху тух тосо новот хостон вондо нохос удсон осд сохнут нохут отхн соох духон донов овсов овтухов ходунов схов уон вун тундо хоно усн сув охто сонхо тху усход тхуд дотув дуво хото тхов овто одсто уот схон тоос сух тунд одус туво хоту ноу нох осу соу хдоу хосу хото хунт хноу сут вов вднх хос тоун хонд доно суох тосхон хувн хув досон нову осу сут сохт тоосн тосн унх тосх одх дув довхо донтох утх оход устод достон осоу удх одхон ноос соот вдув одув отдув тонув снув дхнув дохнув вдохнув сдохнув отдохнув сохнув осохнув досохнув отсохнув охнув вов
Цитаты со словом духовенство

Наше духовенство является не служителями церкви, а в полном смысле чиновничеством, тою же бюрократией, только в ином мундире.

Георгий Аполлонович Гапон

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я