Значение слова джайнизм
Джайнизм в словаре кроссвордиста
джайнизмДжайнизм Джайни́зм (, от , , "«победитель»") — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.
джайнизмм.Одна из религий Индии, основанная в VI в. до н.э., последователи которой отвергли авторитет Вед, кастовые различия, но, сохранив веру в перевоплощение душ, стремились к освобождению от перерождения в нирване [ нирвана
1.].
джайнизм( собств. ) одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до в. а. в сохранившаяся до ваших дней; д. отвергает авторитет вед, отрицает божественную предопределенность каст; для джайнизма характерен аскетизм, запрещение убийства любого существа, отказ от причинения вреда любым живым существам.
джайнизм[соб.]одна из религий индии, возникшая в 6 в. до в. а. в сохранившаяся до ваших дней; д. отвергает авторитет вед, отрицает божественную предопределенность каст; для джайнизма характерен аскетизм, запрещение убийства любого существа, отказ от причинения вреда любым живым существам.
джайнизмджайн`изм, -а
джайнизмрелигия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ - червей, насекомых).
джайнизмодно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры ('великого героя') и Джины ('победителя') - отсюда название учения. В ходе своего развития Д. разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально - 'одетых странами света'), и секта шветамбаров ('одетых в белое'). Ядро религиозно-философской литературы Д. - джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Среди неканонической литературы наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. до н. э.) и Сиддхасены Диракара (6 в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм , явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма . Д. отверг авторитет Вед , открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия - бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с 'материей', образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д. - только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог - ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся 'освобождённые' дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым). Основным путём к 'освобождению' Д. считает аскетизм. Аскетические принципы Д. предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практическая часть Д. включает определённую обрядность, которая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей 'массового' почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.). Д., в отличие от буддизма, строго онтологичен - имеет учение о бытии; душа (джива) и 'недуша' (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал - субстанций. Т. о., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм ). Наряду с дживами и адживами, представляющими две основные сущности (таттвы) онтологии Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определённым образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде 'силы', и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на атомы (ану). Не вышедший за пределы Индии Д. сохранил здесь своё влияние. В начале 70-х гг. в Индии (главным образом в Гуджарате и Раджастхане) насчитывалось несколько миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, т.к. вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в современной Индии значительную финансовую и экономическую силу. Последователи Д. имеют несколько десятков институтов и колледжей и ряд журналов.Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; с. 240-89; Glasenapp Н., Der Jainismus. Eine indische Erlosungsreligion, B., 1925; Champat Rai Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; Schubring W., Die Lehre der Jainas. Nach den alten Quellen dargestellt, B., 1935; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. B. П. Лучина.
джайнизмджайнизм, -а
джайнизмдревняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.
В многоликом Бомбее мирно уживались различные учения: индуизм, мусульманство, христианство, буддизм, джайнизм, зороастризм…
Религии или находят убежище в прошлом — джайнизм, буддизм, индуизм, они все ориентированы на прошлое.
Фактически христианство против Христа - так же, как и буддизм против Будды, а джайнизм против Махавиры.
А если сравнивать более старые религии с поздними, то обнаруживается, чем моложе религия, тем больше в ней нетерпимости: мусульманство — самая молодая религия, наиболее нетерпимо к инакомыслию, христианство более терпимо, чем мусульманство, но менее терпимо, чем буддизм, который возник за шесть веков до христианства, ещё более древний джайнизм в большей мере терпим, чем буддизм и т. д., т. е.
Вплоть до нового времени индийская философия практический исключительно развивалась в русле шести классических систем-даршан (Веданта, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса), ориентированных на авторитет Вед, и неортодоксальные течения: локаята, джайнизм, буддизм.
Эта тысяча лет миновала, не оставив по себе документальных свидетельств и исторических вех, однако именно она стала той «питательной средой», из которой возникли великие религии Индии — брахманизм и индуизм, а также более поздние «еретические» учения — буддизм и джайнизм.
Позднее был сделан вывод, что изображения на хараппских печатях представляют собой своего рода «конспекты мифов» и что протоиндийские космографические и мифологические представления в измененном виде вошли в религиозные системы Индии — индуизм, буддизм и джайнизм.
Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм.
Некоторые нетеистические религии, такие как джайнизм, признают мокшу [освобождение], и некоторые их священные тексты говорят, что мокша – это своего рода рай, в котором вы остаётесь навсегда.
Транслитерация: dzhaynizm
Задом наперед читается как: мзинйажд
Джайнизм состоит из 8 букв