Значение слова упанишады
Упанишады в словаре кроссвордиста
упанишадыУпанишады Упаниша́ды (, ) — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути.
упанишады[санскр.]общее наименование различных философских сочинений древней индии; построены у. часто в форме диалога учителя с учениками.
упанишады(санскритское - сокровенное знание) , заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. - 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.
упанишады( санскр. ) общее наименование различных философских сочинений древней Индии; построены у. часто в форме диалога учителя с учениками.
упанишадыУпаниш`ады, -ш`ад
упанишадыиндийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды ) . Термин 'У.' [санскр., буквально v сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как 'сокровенное знание', доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7v3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. v философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина У. v учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода 'игра понятиями', получающая оправдание и смысл в свете философской концепции У. о единстве мира. Значение У. не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. У. Эмерсона.Изд.: Upanishads. The prinsipal Upanishads, ed. with introd., text, transi. and notes by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. v Брихадараньяка Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; Упанишады. [Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина], М.,
1967.Лит.: Сыркин А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Half. 1v2, Camb. (Mass.),
1925. П. А. Гринцер.
«тайттирия-упанишада» в перечне модификаций сознанияупоминает турийю, так называемое «четвертое состояние» сознания, по-нятие которого стало базовым для множества позднейших спекуляций .затем в русле брахманизма возникли «йога-упанишады», среди ко-торых основными считаются девять («упанишады йоги и тантры») .
»термин «йога» встречается (в техническом смысле) в «тайттирия-»и «Катха-упанишадах», откуда, собственно, и берет начало йога брахма-низма, позднее появилась также йога бхакти, основанная на самозабвеннойлюбви к Богу .В некоторых моментах йога «старых» упанишад настолько напоми-нает систему Патанджали, что только слепой не заметит этого сходства .отсюда следует, что и автор йога-сутр, и последующие брахманские изы-скания опирались на гораздо более ранние источники .«мандукья-упанишада» увязывает отдельные приемы йоги с мантрой«ом» или «аум», отсюда берет начало Нада-йога, или йога мистическогозвука (в тантризме это направление развилось настолько, что было на-звано мантраяной) .упанишады составлялись примерно в то же время, что и «сутры», оче-видно тогда первоначальная йога модернизировалась впервые, что сталопрецедентом .
Поскольку первая мантра этой упанишады начинается со слов «Ишавасьям», упанишада носит то же название.
Транслитерация: upanishadi
Задом наперед читается как: ыдашинапу
Упанишады состоит из 9 букв