Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова понятие

Понятие в словаре кроссвордиста

понятие

Понятие Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Википедия
понятие

ср.

1.Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.

2.Представление о чем-либо, осведомленность в чем-либо; знание, понимание чего-либо.

3. разг.Мнение о ком-либо, чем-либо. отт. Оценка кого-либо, чего-либо.

4. перен. разг.-сниж.Понимание, разум, рассудок.

Большой современный толковый словарь русского языка
понятие

ср.
1) Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
2) Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.
3) а) разг. Мнение о ком-л., чем-л. б) Оценка кого-л., чего-л.
4) перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
понятие

понятный, понять и пр. см. понимать .

Словарь Даля
понятие

пон`ятие, -я

Словарь русского языка Лопатина
понятие

способ, уровень понимания чего-нибудь У детей свои понятия. понятие логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь П. времени. П. качества. Понятия науки. понятие представление, сведения о чем-нибудь Иметь, получить п. о чем-н.

Словарь русского языка Ожегова
понятие


1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Современный толковый словарь, БСЭ
понятие

понятие ср.
1) Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
2) Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.
3) а) разг. Мнение о ком-л., чем-л. б) Оценка кого-л., чего-л.
4) перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.

Толковый словарь Ефремовой
понятие

понятия, ср.

1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.

2. только ед. представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь понятия о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. – Когда он приезжает? – Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное понятие о математике. || Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!

3. чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимания чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней. Чернышевский.

4. Способность понимания, интеллект (устар.). Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. Дать понятие о чем – познакомить с чем-н., сообщить нек-рые сведения о чем-н. Он дал мне понятие о поэзии.

Толковый словарь русского языка Ушакова
понятие

Одна из форм мышления, характеризующаяся высоким уровнем обобщения. П. могут быть конкретными и абстрактными, наиболее абстрактные П. обозначаются как категории. П. выражается словами и только в этой форме существует.

Толковый словарь психиатрических терминов
понятие

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. П. суть '... не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с.
550). П. не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П. 'человек' отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого. Различают П, в широком смысле и научные П. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные П. отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В П. выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых, в П. предметов называется объёмом П., а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в П., - его содержанием. Так, например, содержанием П. 'параллелограмм' является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие П. предполагает изменение его объёма и содержания. Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий , представлений к отражению в форме П. По своему происхождению П. является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование П. - сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. П. - это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений , в суждениях , в составе определённой теории .В П. выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное . На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное П. является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим (см. Всеобщее ) . При этом общее в П. относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания П., выражающего нечто существенное в предмете. В подходе к П. в истории философии выявились две противоположные линии - материалистическая, считающая, что П. объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой П. есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля П. первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает П. как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают П. как фикции, созидаемые 'свободной игрой сил духа' (см. Фикционализм ) . Неопозитивисты, сводя П. к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания. Диалектический материализм исходит из того, что П. адекватно отражают действительность. 'Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике' (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с.
190). Будучи отражением объективной реальности, П. столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они '... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир' (там же, с.
131). Научные П. не есть нечто законченное и завершенное; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание П. изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения П. являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в П. предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся П. А. Г. Спиркин. П. в формальной логике - элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. П. - это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к 'микроуровню', то - членом предложения. Для трактовки проблемы П. (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания:
1) общей алгебры ,
2) логической семантики ,
3) математической логики .
1) Процесс образования П. естественно описывается в терминах гомоморфизма ; разбивая интересующее нас множество объектов на классы 'эквивалентных' в каком-либо отношении элементов (т. е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате 'склеивания' всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один 'комок'. Эти 'комки' отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем П., полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним 'родовым' П.
2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы П. необходимо различать П. как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом П. называется та самая совокупность 'склеиваемых' в это П. элементов, о которой сказано выше, а содержанием П. - перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это 'склеивание'. Т. о., объём П. - это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание - концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание П., тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.
3) Формальнологическую проблематику, связанную с теорией П., можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов ) . Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее, - то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т. е. сказуемое, - то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения - 'объекты'; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, 'мобилизуемого' на выражение П., показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа 'всякий', 'любой', 'некоторый', 'существует' и т.п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов , позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена П.: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, 'пробегают' некоторые 'предметные области', служащие объёмами П., и если они постоянные ( константы ) , то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты - это содержания П., а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, - объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных 'представителей' некоторых П., либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией П., оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В E ùA (здесь & - знак конъюнкции, E - знак импликации) или её обобщения из логики предикатов " x C ( x ) E С ( х )(" - квантор всеобщности).Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967; Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Копнин П. В., Диалектика как логика и теория познания, М.,

1973.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
понятие

понятие, -я

Полный орфографический словарь русского языка
понятие

логически расчленённая общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков представление о чём-нибудь, осведомлённость в чём-нибудь умение разобраться в чём-нибудь, разум, толк то или иное представление о чём-нибудь, способ понимание чего-нибудь способность понимания, интеллект , правила, законы криминального мира

Викисловарь
Примеры употребления слова понятие в тексте

... со стратегического менеджмента и заканчивая ИТ-стратегией;• понятие архитектуры предприятия;• оргструктура ИТ-подразделения и функции ... и, соответственно, все вопросы, связанные с таким понятием, как капитал знаний;• детальный обзор ...

Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию.

Подобно тому как в метафизике Декарта понятие чистого Действия, чистой Действенности или чистой Свободы неявно заменяло собой немыслимое понятие Бога, не обладающего природой, в атеистическом экзистенциализме немыслимое понятие субъекта, лишенного природы, заменяется понятием чистого действия или чистой действенности в процессе выбора, короче говоря, чистой свободы.

в ФРГ «Философском словаре» говорится: «Материя (лат.) — вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу… и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме… в сфере науки — в современном естествознании».

Это значит, что мы должны строго различать группы объединенные многообъемлющим родовым понятием, а также объединенные им высшие и низшие виды, остерегаясь совершить какой–либо скачок и подводить низшие виды, или даже особи, непосредственно под понятие рода, ибо каждое понятие может быть еще разделено на более низкие и ни одно из них не сводится к простому созерцанию.

Лейбниц исходил из идеи, что понятие возможности является исходным понятием, а понятие действительности является вторичным, т.

Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, системаС понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права.

Если в направлении Истины, Добра и Красоты идти до предела, то возникнет понятие Абсолютного Существа, или Бога, Который не может не существовать, иначе понятие Абсолютного не было бы понятием Абсолютного, но было бы внутренним противоречием – contradictio in adjecto.

Диспут о грехе особенно наглядно обнаружил в мысли Батая взаимное противодействие и как бы необходимое смешение терминов понятие и запретное , понятие и грех , понятие и идентичность , смешение, существующее еще до понятия греха - то есть понятие утраты идентичности как конститутивное понятие греха.

Цитаты со словом понятие

Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие «веселье»; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически — в противовес печали. (Из писем Милене)

Франц Кафка

По-моему, понятие «приключение» можно определить так: событие, которое выходит за рамки привычного, хотя не обязательно должно быть необычным.

Тошнота (роман)

Пожалуй, самое искажённое и бредовое понятие в сегодняшнем мире — это понятие свободы. В процессе развития политической поэтики она из общего стремления обеспечить высокий уровень жизни и избавиться от угнетателей превратилась в маркетинговую уловку, призванную втюхать людям то, что им не нужно, ради укрепления структуры исконно элитарной коррумпированной политэкономии.

Питер Джозеф

Мыслите себя не земными жителями, но вселенскими. Таким путем возложите на себя тем большую ответственность. Понятие ответственности должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несет ответственность за все содеянное им. Мы ответственны не только перед самим собою, но и перед Космосом. Явление ответственности перед Космосом должно утвердиться в сознании человека.

Семь великих тайн космоса

Было бы величайшей ошибкой думать, что понятие героев совместно лишь с прошлым. Синтез нашей Эры выкристаллизовывает своих героев. Позволительно надеяться, что костры, тюрьмы и казни более не будут непременными атрибутами этих великих душ!

Держава света

Я думаю, что понятие «учеба у классиков» зачастую у нас упрощается. Учиться у классиков — это не значит перенимать их технологию творчества, осваивать их приемы. Это нечто гораздо более широкое и значительное: уважение к правде, проповедь гуманизма, понимание общественного долга литературы и писателя, — все то, в чем действительно состоит сила и значение классиков.

Великая академия — жизнь

Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

Герой нашего времени

цель вообще есть то, понятие чего можно рассматривать как основание возможности самого предмета

Критика способности суждения

Идея означает, собственно говоря, некое понятие разума, а идеал — представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее.

Критика способности суждения

Аристотелевское понятие сущности было, вне всякого сомнения, предшественником современного понятия интенсионала, или значения - англ. The Aristotelian notion of essence was the forerunner, no doubt, of the modern notion of intension or meaning

Две догмы эмпиризма

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я