Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова плотин

Плотин в словаре кроссвордиста

плотин

Плотин Плоти́н (; 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе.

Википедия
плотин

(ок. 204/205-269/
270), греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название «Эннеады» («Девятерицы»). В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум - нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом - «число»); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир - космос; материя - неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная «восприемница» вечных идей - форм (эйдосов). Путь человеческой души - восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.

Современный толковый словарь, БСЭ
плотин

(греч. Plotinos) (около 204, Ликополь, Египет, - 269 или 270, Минтурне. Италия), античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма . Изучал философию в Александрии в школе Аммония Саккаса, под влиянием которого встал на путь примирения учений Платона и Аристотеля. В 243/244 начал преподавать в Риме. Фрагментарные записи П. были посмертно изданы его учеником Порфирием , разделившим их на шесть отделов, а каждый отдел - на девять частей (отсюда название всех 54 трактатов П. - 'Эннеады', т. е. 'Девятки'). В центре философии П. - диалектика трёх основных онтологических субстанций (ипостасей) - 'единого', 'ума' ( нуса ) и 'души'. П. впервые дал чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение П. о 'едином' как трансцендентном первом начале, превышающем всё сущее и мыслимое и предшествующем ему. Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое 'одно', поэтому, рассуждает П., 'единое' нераздельно присуще всему сущему, так что оно есть также и всё сущее, взятое в абсолютной единичности, хотя ни в чём не нуждается и недоступно никакому исчислению. Из него всё 'изливается', 'произрастает' без убыли породителя и без его сознательного волеизъявления (ибо он безличен), но исключительно по необходимости его природы (см. Эманация ) . Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число - принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое 'единое', приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в 'уме'. 'Единое', переполняясь самим собой, требует перехода в иное, а поскольку оно остаётся постоянным и не убывает, иное только отражает его, т. е. является 'видом' и 'умом', 'умопостигаемым космосом', его зеркалом. Примечательны рассуждения П. о тождестве субъекта и объекта в 'уме', о синтезе индивидуального и общего в 'уме' и в 'душе'. 'Душа' для П. есть нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и бестелесна. Её нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний (здесь П. спорил со стоиками). В целом 'душа' есть для П. то или иное смысловое функционирование 'ума' за его пределами, 'логос ума'. П. неизменно следовал Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном уходе на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой 'мировой душе', о знании как припоминании и т.д. Он критиковал пифагорейское учение о 'душе' как о гармонии тела, отвергал концепцию аристотелевской энтелехии и натуралистическом учение стоицизма о пневме. С учением о 'едином' связана концепция восхождения 'души' от чувственного состояния к сверхумному экстазу, составляющая основу мистицизма П. П. систематизировал платоновское учение о воплощении триады в природе и космосе. Материя для П. - только 'восприемница' вечных идей, эйдосов ; она лишена качества, количества, массы и т.п., представляет собой в чистом виде лишь субстрат изменений, бесконечную неопределённость, несущее. В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому - зло. Чувственный космос имеет у П. иерархического строение (всё возрастающее ослабление воплощения эйдосов по мере движения от высшего неба к земле) и характеризуется тождеством самосознания и активной самодеятельности на всех ступенях. Времени как становлению предшествует нестановящаяся вечность, которая в сравнении с чистым эйдосом также есть вечное становление - живая вечность или вечная жизнь. Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть инобытие вечности, её подвижный образ или вечная энергия 'мировой души'. Осуществленная П. систематизация платоновского учения легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. П. оказал значительное влияние на средневековое философию (Августин и др.) и особенно на мыслителей Возрождения (М. Фичино , Пико делла Мирандола ) , на представителей английского (А. Шефтсбери , Дж. Беркли ) и немецкого (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеализма, а также на И. В. Гёте и йенский романтизм . Соч.: Enneades, ed. Е. Brehier, v. 1-6, P.- Brux., 1924-38; Opera, ed. P. Henry et H. R. Schwyzer, v. 1-2-, P. - Brux., 1951-59 -; в рус. пер. - Избр. трактаты, 'Вера и разум', 1898, | 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, | 2, 6, 11-15; 1900, | 18-21; в кн.: Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; в сборнике: Античные мыслители об искусстве, М., 1938, с. 244-53; в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 224-35; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1, М., 1969, с. 538-

54.Лит.: Блонский П. П., Философия Плотина, М., 1918; Лосев А. Ф., Диалектика числа у Плотина, М., 1928; Henry P., Etudes plotiniennes, v. 1-2, P.. 1938-41; Inge W. R., The philosophy of Plotinus, L., 1948; Schwyzer H. R., Plotinos, в кн.: Pauly's Realencvklopadie des classischen Alterturns, Bd 21, Stuttg., 1951, S. 471-592; Brehier Е., Histoire de la philosophie de Plotin, P., 1968; Mariёn B., Bibliografia. Critica degli studi plotinianì, Bari, 1949; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 335-

43. А. Ф. Лосев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
Примеры употребления слова плотин в тексте

И когда оныя придутъ къ плотин, тутъ велть имъ стать, и по той ркъ, гд плотина, прислать къ морю для провожанія его, сколько человкъ пристойно.

Губернатор и законодательная комиссия объявили об отказе от проекта большой Стоунтонской плотины и решении построить вместо этого ряд маленьких плотин по плану, от которого ранее отказались.

Но когда я задал вопрос, меня убедили, что необходимые агрегаты для большой плотины построить вполне возможно, да только каскад из трех плотин все равно выйдет и мощнее, и дешевле, чем одна большая[1].

Одновременно с исследованиями велись работы над проектом плотины, которая должна была стать последним словом в строительстве плотин — настолько революционной была ее конструкция.

Умные люди, конечно, заявляли, что с потопом надо что-то делать, возводить плотины хотя бы, и толпами стремились на добровольные работы, но планы этих плотин так и лежат в министерстве общественных работ, и вопрос о них не разрешен и поныне.

Народ бросился сам воздвигать плотины где попало, но до плотин ли тут, если уже затопило Баррандов, Панкрац, Богдалец и Стршешовице и вода все поднималась!

Возведение земляных плотин всегда много дешевле, чем бетонных, хотя по объему они многократно превышают объем бетонных плотин.

Цитаты со словом плотин

Ну разумеется, преступление — не сбрасывать напалмовые бомбы на женщин, детей и стариков, а протестовать против этого. Преступно не уничтожение посевов — что обрекает миллионы на голодную смерть — а протест против этого. Не разрушение электростанций, лепрозориев, школ и плотин — а протест против этого. Не террор и пытки, применяемые «частями специального назначения» в Южном Вьетнаме — а протест против этого. Недемократичны не подавление свободного волеизъявления в Южном Вьетнаме, запрет газет, преследования буддистов — а протест против этого в «свободной» стране. Считается «дурным тоном» бросаться в политиков пудингом и творогом, а вовсе не принимать с официальным визитом тех политиков, по чьей вине стирают с лица земли целые деревни и бомбят города. Считается «дурным тоном» устраивать на вокзалах и уличных перекрестках дискуссии об угнетении вьетнамского народа, а вовсе не колонизировать целый народ под предлогом "борьбы с коммунизмом

Ульрика Майнхоф

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я