Значение слова панславизм
Панславизм в словаре кроссвордиста
панславизмПанславизм Панслави́зм — идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности.
панславизмпанслав`изм, -а
панславизмидейно-политическое течение 19 - нач. 20 в., отражавшее стремление к государственному объединению славян и представлявшее ка освободительную борьбу славянских народов, так и националистическую идеологию и захватнические устремления царизма и русской буржуазии
панславизм
1) термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов.
2) Течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-
56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к «Западу»). Идеи панславизма развивали Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, А.И. Кошелев. Как политическое течение панславизм захватывал часть бюрократической и военной верхушки (граф Н.П. Игнатьев, кн. В.А. Черкасский, генералы М.Г. Черняев, М.Д. Скобелев, Р.А. Фадеев). В кон. 19 в. идеология панславизма переживала кризис и упадок, некоторое оживление - накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.
панславизмпанславизма, мн. нет, м. (истор.). Националистическое течение среди реакционной монархической буржуазии России и нек-рых других славянских стран в 19 в. и в начале 20 в., стремившееся к объединению славянских государств с царской Россией во главе; см. (пан).
панславизмнационалистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде русского дворянства и буржуазии во 2-й половине 19 - начале 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными славянскими политическими деятелями различной политической окраски (Л. Штур ,позднее - К. Крамарж и др.). Порой термином 'П.' обозначали совершенно разные явления: идеи славянской взаимности и культурной общности; проекты федераций и конфедераций славянских народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чешских и польских освободительных движений; планы царской России использовать национальные движения славянских народов в своих целях, и т. п. Неточность и тенденциозность термина 'П.', обнаружившиеся с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить П. на 'литературный' и 'политический', а последний на 'демократический' и 'реакционный', что лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин ' П. ' появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и противоречивым. Введён в политический оборот в конце 1840-41 буржуазно-националистическими кругами Венгрии и Германии, видевшими в славянском национально-освободительном движении угрозу своим шовинистическим устремлениям. Получил распространение накануне Революции 1848-49 как средство для ложных обвинений национальных движений славянских народов в стремлении к образованию 'Всеславянской монархии', или 'Всемирной Российской империи'. Использовался в спекулятивной кампании по поводу так называемой панславистской опасности. П. как идеология сложился в России в связи с поражением в Крымской войне 1853-56 и под влиянием подавления Польского восстания 1863-64 . Националистическая реакция русского дворянства на эти события отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского , Н. Н. Страхова , А. И. Кошелева и др. общественных деятелей, ставших объективно идеологами возникавшего П. В основе этой идеологии лежала идеалистическая концепция о культурно-исторических типах народов, одним из которых якобы и являются славянские народы, отличающиеся от 'Европы' (то есть от романо-германского типа) и обязанные сохранить свою самобытность. Теоретические посылки о самобытности исторического развития славянства служили основой для политических выводов о необходимости союза всех славянских народов во главе с Россией, но без Польши, которая в силу своей исторической судьбы якобы утратила славянский характер и принадлежит к 'Западу'. В становлении мировоззрения идеологов П. велика была роль Восточного вопроса, который они рассматривали как конкретное противоборство между 'славянством' и 'Европой'. Они развивали идеи активной поддержки освободительной борьбы южнославянских народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология П. не имела стройного и законченного вида, отдельные её выразители выставляли на передний план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политических проектах. Как политическое движение П. носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократического (граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский и др.) и военного кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев , Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков , учёные-слависты В. И. Ламанский ,О. Ф. Миллер). Наибольшее политическое влияние П. имел в 60-70-е гг., особенно в период русско-турецкой войны 1877-78, когда он подталкивал правительство к более активным внешнеполитическим действиям. Но П. как общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны правительства и его идеологов (М. Н. Катков , К. П. Победоносцев ), а также подвергался резкой критике представителей либерально-буржуазного и особенно революционно-демократического течений. В конце 19 в. П. переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм (К. Н. Леонтьев ),либо в теократическое философствование (В. С. Соловьев ). Кризис П. был обусловлен социально-политическим развитием России, уже стоявшей на пороге буржуазно-демократической революции при наличии серьёзных противоречий между буржуазией и самодержавием. Ведущая роль пролетариата в Революции 1905-07 вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и П. в частности. Некоторое оживление П. произошло накануне 1-й мировой войны 1914-18, оно было связано с так называемым неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. как националистическая реакция буржуазно-помещичьих кругов России и буржуазных слоев др. славянских народов на усиление германской империалистической экспансии на Востоке и Юго-Востоке Европы и деятельность Пангерманского союза. Отдельные элементы П. были использованы русской буржуазией в военной пропаганде в годы 1-й мировой войны. П. потерпел крах и сошёл с исторической арены после победы Октябрьской революции
1917.Лит.: Фадеев Р. А., Мнение о Восточном вопросе..., СПБ. 1870; Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871; Аксаков И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886; Милюков П. Н., Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. А., Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Колейка И., Славянские программы и идеи славянской солидарности в XIX-XX вв., Прага, 1964; Волков В. К., К вопросу о происхождении терминов 'пангерманизм' и 'панславизм', в кн.: Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969; Kohn Н., Panslavism, its history and ideology, 2 ed., N. Y.,
1960. В. К. Волков.
панславизмпанславизм, -а
панславизмидеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности
В статьях «Германия и панславизм» он говорит об этих народах и их будущности, исходя из выдвинутого им еще в работах «Демократический панславизм», «Революция и контрреволюция в Германии» ошибочного положения, что они якобы утратили способность к самостоятельному национальному существованию и обречены на поглощение более сильными соседями (об этом подробнее см.
То участие, которое панславизм принял в подготовке войны, и то влияние, которое было оказано социал-демократией на ее конец, — подкопали общность и силу сопротивления трех великих держав, определив и их судьбу. Поэтому нельзя не признать панславизм орудием Запада, в отличие от социал-демократии.
У него мы не найдем никаких увлечений панславизмом, который Уваров так не любил у Погодина, потому что панславизм размывал этот фокус, и, конечно, для Шевырева тоже эти панславистские рассуждения были очень характерны.
Как писатель ни дорожил этими связями, но и в те годы панславизм казался ему ребяческой иллюзией, а десятилетием спустя, когда похмельем мучились многие из недавних защитников братьев-славян, разоблачить эту кампанию было особенно соблазнительно.
В работе «Революция и контрреволюция в Германии», так же как и в ранее написанных Энгельсом статьях «Борьба в Венгрии» и «Демократический панславизм» (см.
Разве что имеется уходящее корнями в панславизм чувство заочной симпатии к "братскому славянскому народу" - точнее, запрос на такую симпатию.
Горчакову, которому панславизм неуемного генерала мешал выстраивать русско-австрийские отношения, наконец, он стал раздражать самого императора.
Следовательно, два идеологических фактора, если можно так выразиться, — православие и панславизм — начинают самодовлеюще влиять на русско-турецкие отношения.
Потом убедился, что так называемый «панславизм» играет на руку поработительским стремлениям русской монархии в отношении других славянских народов.
Основами движения стали: антикоммунизм, антисемитизм, неприязнь к масонам, традиционализм и религиозность (православная для православных и католическая для католиков), панславизм, поддержка кооперативного движения как противоположности олигархии из «некоренных народов», опора на местное самоуправление как противоположности коррумпированной бюрократии, последовательное обличение мздоимцев.
Транслитерация: panslavizm
Задом наперед читается как: мзивалснап
Панславизм состоит из 10 букв