Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова оккультизм

Оккультизм в словаре кроссвордиста

оккультизм

Оккультизм Оккульти́зм ( от  — скрытый, тайный) — общее название оккультных наук и искусств (алхимия, астрология, магия, теургия, онейрокритика, некромантия) касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе.

Википедия
оккультизм

м.Общее название различных представлений о скрытых, таинственных силах человека и космоса, непостижимых свойствах материи и сознания, об оккультных, спиритических и иных подобных явлениях; учение о магии, эзотерика.

Большой современный толковый словарь русского языка
оккультизм

( лат. occultus тайный, скрытый) система суеверных представлений о существовании в мире таинственных, сверхъестественных сил, недоступных научному познанию, но доступных якобы познанию избранных , посвященных .

Новый словарь иностранных слов
оккультизм

м. Общее название мистических учений, признающих существование в мире таинственных, сверхъестественных сил, недоступных научному познанию, но доступных, якобы, познанию "избранных", "посвященных".

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
оккультизм

[система суеверных представлений о существовании в мире таинственных, сверхъестественных сил, недоступных научному познанию, но доступных якобы познанию , .

Словарь иностранных выражений
оккультизм

оккульт`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
оккультизм

(от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую тренировку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и пантеизму. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов (итальянская натурфилософия эпохи Возрождения и др.).

Современный толковый словарь, БСЭ
оккультизм

оккультизм м. Общее название мистических учений, признающих существование в мире таинственных, сверхъестественных сил, недоступных научному познанию, но доступных, якобы, познанию "избранных", "посвященных".

Толковый словарь Ефремовой
оккультизм

оккультизма, мн. нет, м. (от латин. occultus – таинственный). Общее обозначение мистических учений, утверждающих, будто существует особая, таинственная связь человека с т. наз. потусторонним, не познаваемым при помощи разума миром.

Толковый словарь русского языка Ушакова
оккультизм

(от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для 'посвященных', прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, переживанием смерти и 'нового рождения', усматривается в достижении 'высшей ступени' сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. 'тайным знаниям' - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В философском плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму , рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы которого находятся в непрестанном динамическом взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. представляет интерес для исторической психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, которые не находят отражения в каких-либо др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономической и политической истории. Особый интерес изучение О. имеет для ранней истории естественных наук и медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая себе места в современной научной картине мира. Антагонизм О. и науки связан и с тем, что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему анимизму и магии ,не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т. о., антипод, противоположность научному мышлению. В религиях Древнего Востока, античных мистериях и тайных культах О. совпадал с эсотеризмом - сферой тайных знаний, доступных лишь посвященным. С этим связано древнее деление наук на изучающие внешнюю (экзотерическую) и внутреннюю сторону вещей; начатки научных знаний получали при этом сакральный характер (как 'тайны природы'). Впервые в самостоятельную сферу, не связанную какой-либо религиозной системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистического религиозного синкретизма. В 1-4 вв. в Александрии создаётся обширная оккультная литература, называющаяся герметической (по имени легендарного основателя О. - Гермеса Трисмегиста, образ которого возник из слияния образов греческого бога Гермеса - вестника божественной мудрости - и египетского бога Тота). Тогда же кодифицируются 'герметические науки' ( алхимия и астрология ) и появляется теоретические сочинения О. - 'Изумрудная скрижаль', формулирующая учение о 'соответствиях', всеобщих таинственных связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале .Представление О. о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. С утверждением христианства как господствующей религии О., подобно гностицизму , подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических учениях. Известные возможности для О. в средние века открывала т. н. белая (т. е. прибегающая лишь к помощи 'естественных' сил) магия. Алхимия, перейдя из Египта к арабам, затем проникает в Европу и получает особое развитие в 13-14 вв. Такой же путь проделала и астрология, не имевшая, однако, уже столь широкого распространения, как в поздней Римской империи. В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению средне-вековой картины мира, преодолению умозрительной схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Александрийский герметизм был воспринят итальянскими гуманистами (М. Фичино , Дж. Бруно и др.) как выражение 'истинного' древнейшего знания, перешедшего от Гермеса Трисмегиста к Орфею, Пифагору, Платону и позднейшим неоплатоникам. Распространение каббалы среди гуманистов (И. Рейхлин , Пико делла Мирандола ) способствовало неортодоксальному аллегорическому толкованию Священного писания. Предельного развития О. эпохи Возрождения достиг у Агриппы Неттесхеймского, который в сочинении 'Оккультная философия' (
1533) стремился к синтезу различных оккультно-магических учений и к превращению магии в 'естественную' науку, изучающую тайные силы ('симпатии' и 'антипатии'), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и 'узел Вселенной', средоточие материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О. к 'естественному' знанию в итальянской натурфилософии Возрождения - у Дж. Кардано , Б. Телезио н др.). Ятрохимик и врач 16 в. Парацельс стал основателем новой, опытной медицины; он создал 'естественную' теорию болезней как нарушения гармонических связей между микро- и макрокосмосом и стремился к экспериментальному обнаружению специфических 'чистых' веществ - посредников между элементами Вселенной и телесными органами, восстанавливающих нарушенное равновесие. Значительное распространение символика О. получила также в искусстве и литературе позднего средневековья и Возрождения (Данте, Х. Босх, П. Брейгель Старший, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Рабле). Развитие естественных наук в 17 в. подорвало веру в О. и 'герметические науки'. В то же время получают распространение светские оккультные общества. Крупнейшее из них - розенкрейцеры, у которых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи 'обновления' земли и 'всеобщей реформы', выраженные на языке алхимического учения о преобразовании природы и человека), а 'оккультный мистицизм' - с естественно-научным рационализмом (сочинение 'Химические свадьбы' основателя розенкрейцеров В. Андре). Учение розенкрейцеров оказало воздействие на Я. Бёме и Я. А. Коменского . Связь социальной утопии с эзотерической традицией О. прослеживается в 'Городе Солнца' Кампанеллы и 'Новой Атлантиде' Ф. Бэкона . Оккультно-космологическая система Р. Фладда (1574 -
1637), главы английских розенкрейцеров, легла позднее в основу шотландского масонства . Последнее знаменовало уже переход от оккультных к политическим тайным обществам, хотя переняло многие символы и ритуалы древнего О. Основатель 'духовидения' Э. Сведенборг (Швеция, 18 в. ) явился предшественником спиритизма (возник в середине 19 в. в США) - первой 'массовой' формы О., получившей широкое распространение в буржуазно-мещанских кругах. Увлечение спиритизмом охватило и некоторых учёных, что, как это отмечалось тогда Ф. Энгельсом, было своего рода психологической компенсацией плоского эмпиризма в науке. С конца 19 в., в условиях кризиса традиционных религий, начались попытки создания некой новой 'универсальной' религии на основе объединения оккультных и религиозно-философских учений самых разных времён и народов. Такова теософия (основана Е. Блаватской), претендующая на выявление 'эзотерической квинтэссенции' всех религий, соединившая элементы спиритизма с различными доктринами индийской философии (притом в вульгаризованной форме). Из теософии выделилась антропософия Р. Штейнера , претендующая на ещё более широкий 'оккультный синтез', включающий также элементы немецкого классического идеализма, натурфилософии И. В. Гёте, новое истолкование искусства и ряда наук, собственную систему медицины. В середине 20 в. для Западной Европы и США стало характерным распространение массового коммерческого О. (астрологии, оккультной медицины, мантики), причём сами 'маги' выступают в роли дельцов или антрепренёров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис современной буржуазной культуры, - растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, разочарование в традиционных ценностях буржуазного общества, бездуховность 'массовой культуры' , делающие О. с его ореолом чего-то таинственного и вместе с тем запретного психологически особенно привлекательным. Новым, более сложным явлением, связанным с усложнением самой науки и кризисом её многих традиционных концепций, был т. н. неооккультизм, или 'оккультный авангардизм', органом которого стал основанный в 1956 Ж. Бержье (Франция) журнал 'Planete'. Это направление О. стремится найти опору в новейших научных концепциях типа общей теории относительности, теории множеств или общей семантики, трактуемых им как близких О. (например, физическая теория В. Паули о несиловом взаимодействии частиц привлекается для обоснований учения О. о соответствиях, установление связей между биологическими и космическими ритмами - для нового обоснования астрологии). Всё это в целом подтверждает положение о том, что О. получает особое развитие в периоды социальных и культурных кризисов. Социологические аспекты распространения О. остаются ещё малоизученными.Лит.: Зелинский Ф. Ф., Умершая наука, в его кн.: Из жизни идей, 2 изд., т. 3, СПБ, 1907, с. 240-340; Антошевский И. К., Библиография оккультизма, 2 изд., СПБ, 1910; 3ыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963; Jung С. G., Psychologie und Alchemie, Z., 1944; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1-8, N.Y.,1923-58; Tondriau J. L'occultisme.Verviers, 1964; Peuckert W. E., Pansophie, Bd 2, B., 1967: Shumaker W., The occult sciences in the renaissance, Berkeley,

1972. Д. H. Ляликов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
оккультизм

оккультизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
оккультизм

учение или представление о скрытых, таинственных силах человека и космоса, непостижимых свойствах материи и сознания, об оккультных, спиритических и иных подобных явлениях; учение о магии, эзотерика

Викисловарь
Примеры употребления слова оккультизм в тексте

Оккультизм не является новым изобретением или особой сектой, но не существует ни одной секты, приверженцы которой могли бы обойтись без данных, почерпнутых из оккультизма и проливающих свет на концепцию Природы и предназначение человека, - данных, собрать которые помогла членам этих сект их особая вера; по существу, каждый, кто взял на себя труд ясно осознать проблемы, которыми занимается оккультизм, должен признать в нем учение, имеющее величайшую важность для любой личности, которая стремится жить творческой, достойной человека жизнью и которая способна осознать то, что знания о нашей жизни после смерти опираются на этику.

В этом смысле оккультизм можно описать как науку о сверхъестественном; но в действительности это лишь открытие супрафизического, превосхождение материальных пределов – сердце оккультизма это не несбыточная химера, которая надеется выйти за пределы всех сил Природы и сделать чистую фантазию и произвольное чудо всемогуще эффективными.

Так что я хочу попросить вас рассмотреть вместе со мной то, что можно, хотя это и несколько затруднительно, определить, как во-первых, оккультизм, во-вторых, полуоккультизм, и в-третьих, как поросль, которая следует за ними, окружает их, и оказывается особенно заметной и активной во всякое время, когда в мире работает оккультизм.

Слову "оккультизм" различные религиозные группы присвоили негативный смысл, оккультизм рассматривается ими как что-то темное, злое, имеющее связь с нечистой силой, поклонением дьяволу и со всем подобным.

Оккультизм - это не просто частное открытие, показывающее, что человечество обладает определенной властью над Природой, какой не удалось достичь путем более узкого изучения Природы с чисто материалистических позиций; оккультизм - это озарение, вмещающее в себя все духовные теории прошлого, хоть сколько-нибудь достойные внимания; это учение, которое связывает воедино системы, на первый взгляд расходящиеся друг с другом.

Ведь именно оккультизм и различные оккультные техники, оказывая влияние на человека, изменяют его жизнь, а может быть и саму Судьбу.Оккультизм утверждает, что это возможно.

Флоренский оторвавшийся декадент и потому призывает к бытовой простоте и естественности, - духовный аристократ и потому призывает к церковному демократизму, что он полон греховных склонностей к гностицизму и оккультизму и потому так непримиримо истребляет всякий гностицизм и оккультизм.

Забыв подpобно обозначить это особое опpеделение и включая в название "Ро зенкpейцеpы" всех, посвятивших свои жизни оккультизму и объединенных в pаз личные бpатства, "Hiraf" допускает ошибку, невольным следствием котоpой мо жет стать убеждение людей в том, что pаз Розенкpейцеpов больше нет, нет больше на земле и каббалистов, пpактикующих оккультизм.

Слова которые можно составить из слова оккультизм
зил зимок зли злить зло зоил зол золи золить золь зотик зук зуль зум зут излом изм измол изо изок изол изоть ико икт илот иль ильм имо имоу имут иол иот итк ито иту ить кик кил кило килт киль кильт ким кимо кио киот кит кито кить клик клико климт климук клио клок клот клотик козлик козлить кок кокиль кокит кол коли колик колит колк колки колт коль кольт ком коми комик кому комуз кот коти котик котли котуль коуз коул кто ктому кузло куи кук куколь кули кулик куль кульм культ кум кумить кумки кумол кут кутзи кутило куток куть лиз лик лико ликок лимок лио лит лито литоз лить лоз лози лоик локи локк лом ломик ломить ломтик ломь лот лоти лоу лузи лузик лузь лук луки луо луток мизо мик мико микоз мил мило милок милоть миль мильт мио миоз мито митоз мозли мои мок мокик мол моли молить моль мольк мот мотик мотль муз музиль музкол муко мул мули мулить муль мульк мульти мультик мут мути муть озимь озлить озу оклик оли олим олт омуль омут омь отк отклик откуль оть тик тико тимо тимол тиуль тко тли тло тмол тоз ток тол толк толки толку толь том томик тому томь туз тузик тук туки тул тулик туль узи узик узить узко узлом узок узол уил уки укко укок укол улит улить уломить ульм ультимо умок умол умолить умолк ути утиль утки уто уток уть лут утик мти коку ктк кло имз зим кои омз клит мит куми мит мкт омк тим кмз мтз тмк лки мокк мульт оук узо клим кути митько оку окли уль уик клоуз кмит киз туми тольк ольмут тиу мук зул зико куки кулио ккл моту тиль луи иткуль мто тиз оль зильт коу моу кумок тило лоуи козули иолк ило тзу лтз токуз мтк мотуль тикуль зим ктз отил олу кутол озк мкк муки оук окуми итколь кои коулз моиз кукиз зито муто лум мику милк моик тил ольми киту клук коки изтм зуи мотуз молуки утоки кмк кмить лозки илок тоу коз ользи тмз тимок зилум кико кульми локутки миту туим кмо туи ткм омли уик козлук кузио млит миз мкту козуль кумли омит млот оми оти ому томи коуми токи моут утико уми кикоть милу улк кулок комит икот клузо ольт олту токк луз лиму кул тум зоти тузколь моти мокки кьо луть улом куим узь моиль кутим козим тузим киук олтум козь тикзо лоим куик зои лику луко лок олику мзик кузи ткз илут лумио лузки зоуи иульт омл коим толи льзи милько коту кулим кутьки лимо зоу умо уитлок този коук лоуз куот молик муи локти ломки котлик изот клоки зиль кутки мозули туло киут китум уолт клу лутки кумколь узк зукко китуло зило луиз мотли оути тои уилок кутиколь тузкол ози туломи илькум лукко лим козки тьо лукоть микл муктиколь оки зоки лукизм омуть локути лоут улим туоми тузи кзу зио уит луит кзтм ккз лкз мту молк ольм лмк луми ткк тозил

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я