Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова научная фантастика

научная фантастика

научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки.

Википедия
научная фантастика

- См. фантастика

Словарь литературоведческих терминов
научная фантастика

вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и «антиутопии», философской, «бытовой», юмористической, «технической» научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие.

Современный толковый словарь, БСЭ
научная фантастика

фантастика (англоязычный эквивалент - science-fiction), особый вид художественной фантастики , возникающий в эпоху становления современной науки (17-18 вв.) и окончательно формирующийся в 20 в. Основан, подобно др. её видам, на 'реализации несуществующего' в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально-духовные последствия (социально-философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства. Применяемые в Н. ф. (в соответствии с законами науки) приёмы экстраполяции, моделирования и т. п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типические последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную 'модель возможной действительности' в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реалистически-типического в своей фантастической предметности. Т. о., своеобразие Н. ф. состоит в подчинении художественного воображения логике научно-прогностических приёмов, материалом которых является, однако, не понятие, а художественный образ; поэтому Н. ф. может быть определена как научно организованная форма художественного воображения. Художественные модели Н. ф. (в отличие от так называемой фэнтэзи - англ. fantasy) сохраняют научную достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания. Особенности фантастической поэтики (отражение реальности в резко-непривычной, 'остранённой' форме) помогают обнажить смысл этих изменений и, следовательно, глубинный механизм действительности, недоступный обыденному, эмпирическому восприятию; познание фантастического мира является поэтому средством художественного познания современности. Т. о., Н. ф. как явление современной культуры удовлетворяет насущную потребность общества в художественно-наглядном освоении внеэмпирической реальности современного мира, противопоставляя научно-рационалистическое миропонимание 'мифам' массового сознания (см. 'Массовая культура' ). Особенности Н. ф. определяют её сложность как явления искусства. Специфика Н. ф. остаётся предметом дискуссии. Противоречивые определения её - как жанра, приёма, литературы мечты, научно-технического предвидения - видимо, не охватывают всех сторон предмета. Более адэкватной представляется трактовка Н. ф. как нового художественного метода, органически сочетающего принципы научного и художественного мышления. Его элементы возникают со становлением современной науки (произведения Т. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта и др.), а формирование происходит в творчестве Г. Уэллса , соединившего традиции научно-технической и социальной утопии (Ж. Берн, У. Моррис и др.) с приёмами реалистического романа и научного 'мысленного эксперимента'. Дальнейшее развитие Н. ф. получает у К. Чапека, А. Н. Толстого, О. Стейплдона и др. фантастов 20-30-х гг. 20 в. В эпоху научно-технической революции Н. ф. становится массовым явлением искусства, наиболее широко представленным в прозе; однако развитие мировой Н. ф. происходит неравномерно и сосредоточено лишь в ряде стран. В США Н. ф. в 20-е гг. развивалась по линии научно-технического предвидения (Х. Гернсбек) и космических приключений (Э. Смит, Э. Гамильтон, Э. Берроуз). Лучшие произведения послевоенной Н. ф. (предваряемые в 30-е гг. творчеством Д. Кэмпбелла) поднялись до серьёзного социального критицизма и философских обобщений (Р. Брэдбери, У. Тэнн, Ф. Пол и С. Корнблат, Р. Хайнлайн, Р. Шекли, К. Воннегут и др.), составляя как бы параллель литературе критического реализма и т. н. политическому роману-предупреждению. Однако в конце 60 - начале 70-х гг. это направление вытесняется 'новой волной' (С. Дилэни, Р. Же-лязны), тяготеющей к модернистскому формотворчеству и фантастическому овеществлению 'внутреннего пространства' человеческой психики. В английской Н. ф. до 2-й мировой войны 1939-45 наиболее значительно творчество Г. Уэллса, А. Конан Дойла, Стейплдона ('Последние и первые люди', 'Создатель звёзд'), а также О. Хаксли, мрачные произведения которого ('Дерзкий новый мир' и др.) оказали заметное воздействие на западную антиутопию. Послевоенная Н. ф. пережила подъём 40-50-х гг. (масштабные социальные произведения Д. Уиндема, научно-технические утопии А. Кларка и др.) и наступление 'новой волны' (Д. Боллард, Б. Олдисс). Развитие самобытной послевоенной Н. ф. в Японии (С. Комацу, Р. Мицусэ, С. Хоси) происходит в борьбе с влиянием американской Н. ф. Крупнейшим представителем оригинальной японской Н. ф. является писатель-реалист Кобо Абэ ('Четвёртый ледниковый период' и др.). Довоенная Н. ф. во Франции (Ж. Тудуз, В. Рони-старший) продолжала традиции Ж. Верна; в послевоенные годы возрос интерес к социально-философской тематике (А. Веркор, Р. Мерль) и 'новой волне' (Н. Эннебер и др.). В современной массовой продукции на Западе преобладает развлекательная литература ('космическая опера', комиксы и т. п.), зачастую отождествляемая с Н. ф. по сходству внешних атрибутов. Эта псевдонаучная фантастика обычно выражает обывательские представления и объективно служит пропаганде буржуазной идеологии. В СССР Н. ф. восходит к русским произведениям 19 в. - романам В. Ф. Одоевского ('4338 год') и Н. Г. Чернышевского ('Что делать-'), а также к дореволюционным произведениям К. Э. Циолковского, А. А. Богданова, А. И. Куприна, В. А. Обручева; важным шагом в становлении остросоциальной Н. ф. явились романы А. Н. Толстого ('Аэлита', 'Гиперболоид инженера Гарина'), А. Орловского ('Машина ужасов'), И. Винниченко ('Солнечная машина'). В конце 20-х гг. значительную роль в советской Н. ф. сыграл А. Беляев, в лучших романах которого ('Человек-амфибия', 'Голова профессора Доуэля' и др.) реализация смелой биологической гипотезы перерастает в социальный конфликт. В 30 - начале 50-х гг. Н. ф. ограничивается популяризацией ближайших технических новшеств в форме приключенческого и 'шпионского' романов (А. Казанцев, В. Немцов, Г. Адамов и др.). Новые перспективы открыл масштабный социально-космический роман И. А. Ефремова - коммунистическая утопия 'Туманность Андромеды' (
1957). Остро ставятся зреющие в современности социальные и этические конфликты в творчестве братьев А. и Б. Стругацких ('Трудно быть богом', 'Хищные вещи века' и др.). В 50-60-е гг. развиваются жанры научно-технической и социальной утопии (Г. Альтов, М. Емцев и Е. Парнов, Г. Гуревич), лирико-философской (Г. Гор, В. Шефнер) и социально-психологические повести (А. Громова), сатирической (И. Варшавский), детской (Г. Мартынов, А. Мирер, А. Полищук), приключенческой (А. и С. Абрамовы) Н. ф. Заметного развития достигла послевоенная Н. ф. в Чехословакии (Я. Вейс, И. Несвадба), Польше (К. Фиалковский, К. Борунь), Венгрии и др. социалистических странах. Особое место в мировой Н. ф. занимает многогранное творчество польского писателя С. Лема (философские романы 'Соларис', 'Эдем', 'Возвращение со звёзд', гротескные 'Звёздные дневники', 'Кибериада' и др.). Н. ф. в СССР и др. странах социализма противопоставляет мрачным западным антиутопиям пафос социального оптимизма. Н. ф. представлена также в драматургии 20 в. - пьесами ('R. U. R.', 'Белая болезнь' К. Чапека, 'Новое оружие' В. Савченко), радио- и телепьесами ('Борьба миров' О. Уэллеса по Г. Уэллсу, 'Операция ''Вега''' Ф. Дюрренматта, 'Черная комната' и др. С. Лема), киносценариями ('Бегство мистера Мак-Кинли' Л. Леонова, 'Облик грядущего' Г. Уэллса). Проникновение Н. ф. в кино начинается вместе с развитием киноискусства, но особенно - в 20-30-е гг.; вначале преобладают экранизации ('Аэлита', режиссер Я. А. Протазанов, СССР, 1924; 'Остров доктора Моро', режиссер Э. Кентон, США,
1932), социальные утопии ('Метрополис', режиссер Ф. Ланг, Германия, 1926; 'Облик грядущего', режиссер У. К. Мензис, Великобритания,
1936), научно-технические предвидения ('Космический рейс', режиссер В. Н. Журавлёв, СССР,
1936). В послевоенные годы наряду с научно-техническими утопиями ('2001: Космическая Одиссея', режиссер С. Кубрик, США - Великобритания,
1969) и социально-философского построениями ('Альфавиль', режиссер Ж. Л. Годар, Франция,
1965) развивается жанр 'фильм-антиутопия' ('На последнем берегу', режиссер С. Креймер, США, 1959; 'Фаренгейт 451', французский режиссер Ф. Трюффо,
1966) и фантастической сатиры.Лит.: Замятин Е., Герберт Уэллс, П., 1922; Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963; его же, Реализм и фантастика, 'Вопросы литературы', 1971, | 1; его же, Что такое фантастика-, М., 1974; Емцев М., Парнов Е., Наука и фантастика, 'Коммунист', 1965, | 15; Гуревич Г., Карта страны фантазий, М., 1967; Чернышева Т., Человек и среда в современной научно-фантастической литературе, альманах 'Фантастика - 68', М., 1969; Бритиков А., Русский советский научно-фантастический роман, Л., 1970; Тамарченко Е., Мир без дистанций, 'Вопросы литературы', 1968, | 11; Нудельман Р., Фантастика, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 7, М., 1972; Никольский С., Карел Чапек - фантаст и сатирик, М., 1973; Смелков Ю., Гуманизм технической эры, 'Вопросы литературы', 1973, | 11; The science fiction novel, Chi., 1959; Eshbach. L. A. Fed.], Of wolds beyond, L., 1964; Amis K., New maps of hell, N. Y., 1966, Atheling W. (Blish J.), More issues at hand, Chi., 1970; Lem S., Fantastyka i futurologia, t. 1-2, Krakow, 1970; Todoroy Т., Introduction a - la litterature fantastique, P., 1970; Suvin D., The poetics of the s-f genre: an approach, McGill U., Montreal,

1972. Р. И. Нудельман.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
научная фантастика

жанр в литературе, основанный на фантастических вымыслах в области науки, причем события происходят в мире, не похожим на реальный

Викисловарь
Слова которые можно составить из слова научная фантастика
аик аист аита акан акант акаси акафист аки акита акнит акстафа аксу аксуат акт актант актас актин акут акчатау ананас ананасик анания ананкаст ананкастия ананта анат анау ани аникст анис анит анка анна аннан анса ант антанта анти антик анту антуан антука ану ануннаки анус анучин анф анфас анфия анчутки асана аск асканит аскит астат асти асу асуан ата атаи атака атаки атаксит атаксия атас атасу атата атк атс аттик аттика аттис аття ату атф ауита аусан аут ауфи афакия афанит афатик афина афинянка ачинск ачису аякс аят иат ика икаса икс икт икта инанна иная инка инн инстант инта инфант инфанта инфауна иня исаак исаакян иск иска истка истукан истфак итак итака итк иту итф ифк ичан ичня иян каин кан кана кананин канат канаус канин канифас кания канн канна канса канси кант канта кантата канун канф канча канчата каня канятина касаи касан касия касиян каст каста кат ката катания катс каун каунас каф кафа кафан кафи кафтан кач кача качан качин качу кая каян киа кин кина кинта кинтана кис киса киста кистна кит кита китс китч кифа кич кичу кия киян кияс книс кнут ксанти ксантин ксанф кси кстати ксуф куа куант куи куин куинана кун куна кунин кунсан кунти кус куса куси кусина куст кут кута кутас кутин кутис кутия кутня куфа куфия куфта куфтин куча кучас куя куян наи накат нанаи нанак наначни нани наничка нанка нанкин нанн нанси нансук нант нас наса насик наст настану натанс натаска натасчик натиск натта натуна наука наус наусник научная научник нафта нач начаи начасу начатки начи начин начиная начинка начия начну начту начфин ная наян ниас ник ника никта нин нина нис ниса нит нитка нитчатка нитянка нсу нун нунатак нунатака нунчак нунчаки нус нут нута нутка нутта нянин сак сака сакаи саката саки сан сана санаи санаин сани санин санк санки санник сантаяна санти сану санчи сат сатан сатана сати сатин сатка сау сауна саут саути саутин саутка сафи сая саяк саян сиа сика сикан сикафант син синан синая синяк сита сиу сиф сия сиян скания скат скаут скафа скачу скит скиф сна снк ста стааф стакан стан станина станичка станичная станку станнин стану стат статика статичная статник статуя стачка стая стикан стук стукач стучка стяти сук сука сукин сукна сун суна суника сунна суннит суннитка сутана сутин сутки суфи сучан сучка сучки считка сяк сян сяна таи таинянка таит таиф так таки такин такис такна такса такси таксин такт такта тан тана танаис танак танака танана таник танин танис танк танка танкист таннин танта таска таскун тат тата татана татиан татка тату тау таунс таут тафа тафт тафта тачанка тачка тая таякина тиас тик тика тин тина тис тиса тиска тит тита титан тиун тиф тифус тка ткани тканина ткач тнк тсу туат тук тука тукан туки тун туна туника тунис тункин туси туснак тут тута тутак тути туф туфан туфта туфтина туча тучка тучник туя тфу тчан тянучка тят тятин уанки уатт ука укат укачин уки уна уни униат униатка уник уника унина унит уния
Дополнительная информация:

Транслитерация: nauchnaya fantastika
Задом наперед читается как: акитсатнаф яанчуан
Научная фантастика состоит из 18 букв

Синонимы слова научная фантастика

нф

Гиперонимы слова научная фантастика

фантастика жанр

рифмы к слову научная фантастика, слова из слова научная фантастика, слова начинающиеся на "на", слова начинающиеся на "нау", слова начинающиеся на "науч", слова заканчивающиеся на "а", слова заканчивающиеся на "ка", слова заканчивающиеся на "ика", слова заканчивающиеся на "тика", слова содеращие "ау", слова содеращие "ауч", слова содеращие "аучн", слова содеращие "аучна", слова содеращие "аучная", слова содеращие "аучная ", слова содеращие "аучная ф", слова содеращие "аучная фа", слова содеращие "аучная фан", слова содеращие "аучная фант", слова содеращие "аучная фанта", слова содеращие "аучная фантас", слова содеращие "аучная фантаст", слова содеращие "аучная фантасти", слова содеращие "аучная фантастик", слова содеращие "аучная фантастика",

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я