Значение слова механицизм
Механицизм в словаре кроссвордиста
механицизмМеханицизм Механици́зм (механизм) — метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к механике, физическим причинам; противопоставлялся витализму.
механицизмм.Одно из направлений в философии, характеризующееся проявлением метафизического метода мышления и миропонимания, заключающегося в свед'ении всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложных закономерностей развития - к простейшим законам механики [ механика
1.].
механицизммеханистический материализм философское учение, которое сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономерности развития - к законам механики; в 17-18 вв. м., борясь с идеализмом, сыграл положительную роль в развитии науки и философии.
механицизмм. Проявление метафизического метода мышления и миропонимания, заключающееся в сведении всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложных закономерностей развития - к простейшим законам механики.
механицизммеханиц`изм, -а
механицизмантидиалектическое философское направление, сводящее все многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития- к законам механики
механицизммировоззренческий принцип, выдвинутый в 17-18 вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма - абсолютизация законов механики. В широком смысле - сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (напр., социальной - к биологической).
механицизммеханицизм м. Проявление метафизического метода мышления и миропонимания, заключающееся в сведении всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложных закономерностей развития - к простейшим законам механики.
механицизммеханицизма, мн. нет, м. (филос., редко), то же, что механизм
2.
механицизм(греч. mechanikos механический) метод познания и соответствующее ему миропонимание, отрицающие качественное многообразие явлений в природе и сводящие все процессы к механическому перемещению тел в пространстве: в медицине проявился в отождествлении человеческого организма и его функций с механизмами.
механицизмодносторонний метод познания и миропонимание, основывающиеся на представлении, будто механическая форма движения есть единственно объективная. Последовательное развитие этого взгляда приводит к отрицанию качественного многообразия явлений в природе и обществе или к представлению о нём как лишь о субъективной иллюзии. В более широком смысле М. есть метод 'сведения' сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого (на биологические отношения, когда речь идёт о социальных явлениях, на физико-химические, когда речь идёт о биологии, и т. д.). Исторически М. выступал в качестве господствующего направления научно-материалистической мысли на протяжении 16-18 вв., когда механика была единственной развитой наукой, получившей применение в производстве, и потому казалась 'наукой вообще', абсолютной наукой, располагающей соответственно абсолютным методом - математикой, понимаемой в основном механистически. Классическими представителями М. могут считаться Г. Галилей, И. Ньютон, П. С. Лаплас (в естествознании), Т. Гоббс, Ж. Ламетри, П. Гольбах ( в философии). Типичными представителями М. в 19 в. являлись Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт, Е. Дюринг. Односторонне механистический подход к познанию природных и общественных явлений подвергался критике Б. Спинозой, Г. В. Лейбницем, отчасти Д. Дидро. Как ограниченно оправданный метод мышления, он был преодолен ('снят') Г. Гегелем (ему принадлежит и сам термин 'М.') в диалектическом понимании задач и природы мышления. Критикуя М., Гегель одновременно отождествлял его недостатки с природой материализма вообще. Гегель '...хотел унизить материализм эпитетом -механический|. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим...' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 568-
69). М. есть пройденный исторический этап развития материалистической философии, и всякая попытка возродить его в современных условиях должна расцениваться как шаг назад в научном отношении. Возможность рецидивов М. коренится в том, что любая, сколь угодно сложная и развитая форма движения материи заключает в своём составе механическое движение как одну из сторон. Поэтому с законами механики и могут быть согласованы не только различные, но и прямо противоположные процессы и явления. Как раз при таком 'согласовании' совершается та нивелировка, в ходе которой подвергаются забвению их качественное своеобразие и противоречивость. По отношению к любой форме движения, кроме чисто механической, М. приводит в конечном итоге к признанию принципиальной невозможности её познания. М. у Галилея, Гоббса, французских материалистов ещё ни в малейшей степени не затронут агностицизмом . Но в 19 в. среди естествоиспытателей-механистов распространяются агностические взгляды. В соответствии с принципом: что не механика, то не наука, всякое знание, раскрывающее природу надмеханических областей движения, объявляется ненаучным. М. выдвигает понятие особых внешних 'сил', в котором реальные моменты, абстрагированные от движения, превращаются в самостоятельно существующие механические 'причины' этого движения. 'В механике причины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. Поэтому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как таковой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и биологии, и тогда неизбежна путаница' (там же, с.
407). Особенно наглядно несостоятельность М. проявляется в области проблем мышления, сознания, жизни. Здесь М. оказывается почвой для витализма, телеологии и идеализма. М. как позиция в философии представляет собой типичное проявление метафизического метода мышления, неспособного справиться с противоречием. Сталкиваясь с противоположными определениями предмета, М. всегда стремится зачеркнуть одно из них (например, качество в угоду количеству) или же полагает только одно из них как истинное, в противоположность другому, принимаемому за неистинное: то абсолютная случайность, то столь же абсолютная необходимость, то дискретность, то непрерывность и т. д. М. мистифицирует и само понятие действующей причины, понимает движение не как самодвижение материи, а как результат действия внешней силы, поэтому и материя представляется ему инертной и косной массой. Диалектический материализм установил на основе обобщения данных науки, что механическое движение есть сторона, абстрактно-всеобщее условие всякого движения. В составе высших, надмеханических процессов оно оказывается 'побочной формой', необходимой, но далеко не достаточной для характеристики природы этих процессов.Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Гегель Г. В, Ф., Энциклопедия философских наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М. - Л., 1929; его же, Наука логики, там же, т. 5-6, М., 1937-39; Самускевич А. В., Некоторые философские вопросы атомистики и борьба против механицизма в современной физике, в сборнике: Научные труды по философии [Белорус. университета], в. 1, Минск, 1956; Вислобоков А. Д., Марксистская диалектика и современный механицизм, М.,
1962. Л. В. Потемкин.
механицизммеханицизм, -а
механицизмфилософское направление, сводящее всё многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития к законам механики
История знает множество таких примеров, однако подобные утопии модернизации регулярно повторяются в моменты, когда в сознании правящего слоя начинают доминировать евроцентризм и механицизм.
Когда наши разговоры касались области мистического, он неизменно проявлял скептицизм, однако неумолимая логика пытливого ума заставляла его резко критиковать механицизм научной мысли, что открывало путь на широкие просторы трансперсонального виґдения.
Эти школы (механисты, атомисты, бихевиористы и гештальтисты и др.) можно объединить в две большие группы: механицизм и антропоморфизм.
О том что симбиот не обладает своей волей, знал давно, но не придавал этому значения, считал что механицизм помощи у Шизы включается автоматически.
О, засмейтесь, смехачи!»), преодолевать рационалистический механицизм и, вооружившись веселой мудростью, завещанной потомкам немецким философом Фридрихом Ницше, и героическим энтузиазмом, преодолеть ограничения, накладываемые пространством и временем, отжившими убеждениями и общепринятыми условностями, чтобы предпринять новый бросок на территорию бессознательного и неизвестного.
Транслитерация: mehanicizm
Задом наперед читается как: мзицинахем
Механицизм состоит из 10 букв