Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова летательный аппарат

летательный аппарат

Летательный аппарат Лета́тельный аппара́т (ЛА) — общее название устройства (аппарата) для полётов в атмосфере или космическом пространстве. Принцип полёта определяется тем, каким образом и за счёт чего создаётся подъёмная сила.

Википедия
летательный аппарат

устройство для полетов в атмосфере или космическом пространстве. Различают летательные аппараты легче воздуха (аэростаты), тяжелее воздуха (см. Авиация) и космические летательные аппараты.

Современный толковый словарь, БСЭ
летательный аппарат

аппарат , устройство для управляемого полёта в атмосфере планеты или космическом пространстве. Полёт Л. а. представляет собой движение над твердой и жидкой поверхностью планеты или в межпланетном пространстве. Л. а. используются для перевозки людей и грузов, выполнения с.-х., строительных и др. работ, для ведения научных исследований и в военных целях. Различают атмосферные и космические Л. а. Атмосферные Л. а. делятся, в свою очередь, на 2 класса: аппараты тяжелее воздуха и аппараты легче воздуха. Силы, действующие на Л. а. На Л. а. действует притяжение планеты и др. небесных тел, а при полёте в атмосфере - также и сопротивление среды. Действие этих сил преодолевается с помощью подъёмной силы и силы тяги. Подъёмная сила и сила тяги используются также для управления Л. а., т. е. для изменения величины и направления скорости полёта и положения Л. а. в пространстве. При создании подъёмной силы используются следующие принципы: аэростатический, аэродинамический и газодинамический. Аэростатическая сила, или архимедова сила, образуется из-за разности плотностей газа, заполняющего оболочку аппарата, и атмосферного газа ( рис. 1а, 1б, ) и приложена к внешней поверхности Л. а. (см. Архимеда закон ) . Она направлена вертикально вверх. Аэродинамическая сила также приложена к внешней поверхности Л. а. (см. Аэродинамические сила и момент ) . Образуется из-за перепада давления на поверхности Л. а. при несимметричном обтекании его газообразной средой атмосферы ( рис. 2а, 2б, 2в, 2г ). Составляющая аэродинамической силы, перпендикулярная направлению полёта, образует подъёмную силу, а составляющая, параллельная скорости полёта и направленная назад, - аэродинамическое сопротивление (лобовое сопротивление). Отношение подъёмной силы к силе лобового сопротивления называется аэродинамическим качеством. В газодинамическом принципе создания подъёмной силы используется давление газа, действующего на внутреннюю поверхность реактивного двигателя ( рис. 3а, 3б ). Сила тяги, создаваемой воздушным винтом или реактивным двигателем , численно равна приращению количества движения рабочего вещества, отбрасываемого ими. Винт приводится во вращение двигателем (поршневым или газотурбинным). Реактивные двигатели делятся на воздушно-реактивные и ракетные. При создании тяги с помощью винта и воздушно-реактивного двигателя в качестве рабочего вещества используется атмосферный газ (воздух). Рабочее вещество для ракетного двигателя транспортируется на самом Л. а., поэтому ракетный двигатель можно применять как на атмосферных, так и на космических Л. а. Если направление силы, создаваемой винтом или реактивным двигателем, наклонено к направлению полёта, то эту силу можно разложить на две составляющие. Составляющую, перпендикулярную направлению полёта, можно рассматривать как подъёмную силу, а составляющую, параллельную направлению полёта, - как тягу. Создание тяги и подъёмной силы связано с затратами энергии. Источником энергии может быть химическое или ядерное горючее, запасённое на борту Л. а. На космическом Л. а. возможно также использование солнечной энергии. Обычно полёт Л. а. состоит из 3 основных этапов: взлёт (разбег, набор высоты), установившийся полёт (полёт с приблизительно постоянной скоростью), посадка (торможение, спуск до соприкосновения с поверхностью планеты, пробег). Некоторые этапы полёта могут отсутствовать или принимать специфическую форму. Для разбега Л. а. при взлёте обычно используется тяга двигателя, установленного на нём. Взлёт Л. а. может осуществляться также и с помощью дополнительных устройств вне Л. а. ( катапульт и т.п. средств). На втором этапе, при установившемся прямолинейном полёте, равнодействующая всех сил, приложенных к Л. а., равна нулю. На третьем этапе полёта скорость постепенно уменьшается до небольшой величины, обеспечивающей безопасную посадку. Для этого необходима сила, почти уравновешивающая силу притяжения, и сила, тормозящая движение по горизонтали. Л. а. легче воздуха ( аэростат , дирижабль и др.). Подъёмная сила аппаратов этого класса имеет аэростатическую природу (см. Воздухоплавание ) . Аэростат развивает лишь подъёмную силу, горизонтальное перемещение его происходит под действием ветра. Управление аэростатом сводится к изменению высоты полёта путём изменения его массы и объёма. Дирижабль имеет воздушные винты, создающие тягу и приводимые во вращение двигателями. Кроме средств управления, применяемых на аэростате, на дирижабле используются аэродинамические органы управления. Л. а. тяжелее воздуха ( самолёт , планёр , вертолёт , винтокрыл и др.). Подъёмная сила аппаратов этого класса имеет преимущественно аэродинамическую природу. В некоторых случаях используется также газодинамический принцип создания подъёмной силы. Наиболее распространённым Л. а. тяжелее воздуха является самолёт. Его подъёмная сила создаётся в основном крылом . Значительно меньшая доля приходится на подъёмную силу фюзеляжа и оперения. Рассматриваются проекты самолётов для полётов при гиперзвуковых скоростях, у которых подъёмная сила образуется в основном корпусом. Тяга самолёта создаётся с помощью поршневого, газотурбинного или воздушно-реактивного двигателя. Ракетный двигатель используется на самолёте редко (обычно в качестве ускорителя). На перспективном гиперзвуковом самолёте возможно применение ракетного двигателя как основного средства создания тяги. Для управления самолётом используются аэродинамические органы (рули высоты и направления, элероны и др.), а также регулирование тяги. Подъёмная сила крыла изменяется приблизительно пропорционально квадрату скорости полёта. При малых скоростях подъёмной силы крыльев недостаточно для отрыва самолёта от поверхности Земли. Для каждого самолёта существует минимальная скорость, при которой подъёмная сила крыльев равна весу самолёта. Поэтому при взлёте необходим разбег для достижения её, а при посадке - пробег, чтобы погасить её до нуля. Это приводит к необходимости создания аэродромов со взлётно-посадочными полосами. Уменьшение минимальной скорости и соответствующее сокращение длины разбега и пробега самолёта достигается увеличением подъёмной силы крыльев посредством их механизации (см. Механизация крыла ) , сдува пограничного слоя с крыла, обдува крыла струями от винтов и др. способами. Подъёмная сила может быть создана и на неподвижном Л. а. Для этого его крылья должны двигаться относительно корпуса Л. а. Известны проекты Л. а. с машущими и колеблющимися крыльями (см. Орнитоптер ) . Применение нашёл вертолёт - Л. а. с несущим винтом, который можно рассматривать как систему крыльев, вращающихся в плоскости, близкой к горизонтальной. Наклоном плоскости вращения несущего винта к направлению полёта создаётся не только подъёмная сила, но и тяга. У винтокрыла подъёмная сила создаётся одновременно несущим винтом и крылом, а тяга - тянущим и несущим винтами. Существуют самолёты с винтами, плоскость вращения которых может изменяться от вертикальной до горизонтальной. Такие самолёты могут совершать вертикальные взлёт и посадку. Использование газодинамического принципа создания подъёмной силы позволяет и реактивному самолёту летать с малыми скоростями и даже 'висеть', совершать вертикальные или укороченные взлёт и посадку. Это достигается отклонением вниз струи реактивного двигателя посредством поворотных сопл либо использованием специальных вертикально установленных двигателей. Космические Л. а. ( автоматическая межпланетная станция , искусственный спутник Земли , космический корабль и др.). Из-за большого своеобразия различных этапов космического полёта и для уменьшения массы космического Л. а. делается составным. Он состоит обычно из следующих автономных частей: стартовой ракеты, орбитального или межпланетного корабля, аппарата, спускаемого на поверхность планеты. Стартовая ракета разгоняет Л. а. до скорости, равной или превосходящей орбитальную. Управление ракетой осуществляется изменением значения и направления действия тяги ракетных двигателей, а при наличии на планете атмосферы - также посредством аэродинамических рулей. Орбитальным и межпланетным кораблями управляют с помощью ракетных двигателей. При дальних межпланетных перелётах ракетный двигатель целесообразно применять также для дополнительного разгона межпланетного корабля с целью уменьшения продолжительности перелёта. Эффективность использования рабочего вещества в двигателе тем выше, чем больше скорость истечения газа из него. В ракетных двигателях поток газа разгоняют путём его нагревания за счёт сжигания химического горючего и последующего расширения в сопле. Разрабатываются двигатели для космических Л. а., в которых поток газа разгоняется до более высоких скоростей, чем в ракетном двигателе ( плазменный двигатель , электростатический ракетный двигатель ) . На окончательном этапе полёта космического Л. а. производится его торможение ракетным двигателем. Если планета лишена атмосферы, то ракетным двигателем пользуются вплоть до соприкосновения с её поверхностью. Если же планета имеет атмосферу, то используются также аэродинамические силы. Применение подъёмной силы позволяет снизить перегрузки, неблагоприятно действующие на человека. Управление Л. а. при спуске путём изменения его подъёмной силы позволяет повысить точность посадки. Рассматриваются проекты перспективных космических аппаратов, которые смогут взлетать с поверхности Земли и садиться на её поверхность подобно самолёту.Лит . см. при статьях Авиация , Воздухоплавание и Космонавтика . В. Я. Боровой.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
летательный аппарат

устройство для полётов в атмосфере Земли или космическом пространстве

Викисловарь
Слова которые можно составить из слова летательный аппарат
айлант айны айран аланы алань алапа алар алат алатырь алла алтай алтарный алтарь алтын алый алынь алыра аль альпы альт анапа анар анат ант антал анталл антара анты апана апарат апарт апланат апн аппарат аппаратный апра апт ара арай арань арап арат араты арль арп арпа арт арь ата аталанта атара атата атлант атланта атланты атп аттар лаар лай лайн лайта лал лала лан лана ланать лань лапа лапаный лапать лаппаран лапта лар лара лары ларь лат лата латаный лататы латать латный латы латынь лтп лытать льна най найра найт нал нала налапать налытать напал напалый напата наплыть наппа напрать нар нара нарата нарта нарты нары нарыть натал натр натта нтр ныра ныть пай пайр пал пала палана палат палата палатальный палатный палаты палать паллант палый паль пан панай пант панты паныр пап папа пар пара парал парана параплан паратый парл парный парт парта пары парь пат патала патан патаны патата патла патлатый патлы патна патрать патры план плант плат плата платан платаный платать платный платт плыть пнать пнр ппт пра пральный прана прать прыть птр пыл пылать пыль пыпа пыра пырь пытать рай райан райл райн райна райт ран рана рант рань рапа рапана рапаны рапп ратай ратан ратный рать рта рыть тааль таара тай тайна тайны тайра тал тала талай талан талант таланты талы талый таль тан тана танта тантал тантра тапа тапта тара таран таранта тарань тарапан тарлатан тарный тарпан тартан тары тарын тарынь тат тата татана татары татра татры таты тать тла траат трал трап трапный трапп траппы трата тратта трать тыл тын тайп апл апр нпр талар талатала тар тартана тайпаны рпп арпан апаран аттал арал алара апа палла тнт пайналь алтар лрт тайн пана тарлан лпп арана атта тайлан нпа анаталь ланталь найла трайн лайнаталь тарп альтлай айль плайн тайль пратт рат лпл тайпан парпан рапла алта рын лта лапы анал танай анаа наа ала аран нарт ралль тарпа аттапы талара анатра арльт аллан антай нрл аана арааль айна аар парла альп таларн артана арант таттл лайл танатары нат апан аааа айтал пайан айан тарт парны папрат рыт трын тырна трп арта апата аттан тарн рпн прп алай тайань пайта тыр алы трат тапанта айнтап таппара напра аллат траа рпа ларн артан лант тпп айра таал айн анта аанта аап нра тнп талалай ппн трпань ланы альна айтра тараны пайп талты алпан аратта ана трана тайпана талана талла йын тылан нарлы паратайп алан рата атай ппр алпайн танр нпп алатана аллар пальпа нта арн атар плай лаал татта талпа татран айыр анарта айта антар плана алтынай тарпана атла тайлап ална анлы парат тынай аныль пальта пый птань айпа таптан алтата лаптапай птара пыталь апрань айала наль пайл алара пата танып нарайл пнп тарайл атпара атрай пальна алтат тьа аланап ынат трай лалаан тлар рынта патара наратлы патра таранай таат натара алата прт рапат тарата лпр парата тына антра татал алн татлы тьыт тарат татт алайта алтыпара алтан айпара тарай таланы паны наратай атал таллар ларна тайпа плань пранль пайт альтар аптала ань арапы пла
Дополнительная информация:

Транслитерация: letatelniy apparat
Задом наперед читается как: тараппа йыньлетател
Летательный аппарат состоит из 19 букв

Гипонимы слова летательный аппарат

автожир гиродин винтокрыл конвертоплан вертолёт

рифмы к слову летательный аппарат, слова из слова летательный аппарат, слова начинающиеся на "ле", слова начинающиеся на "лет", слова начинающиеся на "лета", слова заканчивающиеся на "т", слова заканчивающиеся на "ат", слова заканчивающиеся на "рат", слова заканчивающиеся на "арат", слова содеращие "ет", слова содеращие "ета", слова содеращие "етат", слова содеращие "етате", слова содеращие "етател", слова содеращие "етатель", слова содеращие "етательн", слова содеращие "етательны", слова содеращие "етательный", слова содеращие "етательный ", слова содеращие "етательный а", слова содеращие "етательный ап", слова содеращие "етательный апп", слова содеращие "етательный аппа", слова содеращие "етательный аппар", слова содеращие "етательный аппара", слова содеращие "етательный аппарат",

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я