Значение слова йогачары
Йогачары в словаре кроссвордиста
йогачарыйогач`ары, -ов, ед. -ч`ар, -а
йогачары(виджнянавадины) , последователи одной из двух основных школ буддизма - махаяны. Главные представители: Асанга (4 в.), Васубандху (5 в.), логики Дигнага (6 в.) и Дхармакирти (7-8 вв.). Конкретизируя идею буддизма о единственной реальности психического бытия личности, йогачары развили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлеченного от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (букв. - просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой - практика йоги.
йогачарывиджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой ) религиозно-философских школ буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) - основные соч. 'Йога-чарьябхуми', 'Махаяна сампариграха' и 'Абхидхармасамуччая' - и Васубандху (5 в. н. э.) - основные соч. 'Вьякхьяюкти', 'Вимшика', 'Трамшика'. Расцвет школы относится к 6-8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах. Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально 'просветление'), или нирвана ; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась йога . Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны ('сокровищницы сознания', буквально 'накопленного сознания'), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания. Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль - так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.Лит .: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534-51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den spateren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu,
1947. В. П. Лугина.
йогачарыйогачары, -ов, ед. -чар, -а
Тралег КьябгонРинпоче1c00a468-63f0-11e7-9bfb-0cc47a1952f2О влиянии йогачары на махамудру В настоящей книге представлен курс лекций Тралега Кьябгона Ринпоче, посвящённый влиянию философии йогачары на тантру и махамудру и проясняющий роль таких важных в истории буддийской практики понятий, как алая-виджняна («субстрат сознавания») и природа будды.
Ситуация начала меняться в середине VIII века, когда царь Тисрон-дэцзан пригласил для проповеди одного из крупнейших буддийских ученых и философов того времени – Шантаракшиту, внесшего важный вклад в развитие как мадхьямаки, так и йогачары.
На основе анализа сложнейших буддийских философских текстов автор раскрывает основные положения главных интеллектуальных направлений махаянской мысли — мадхьямаки (срединного учения о пустотности сущего), йогачары (йогического дискурса о только-сознании) и теории природы Будды, присутствующей во всех существах.
В одной из них — школе буддизма йогачары, основателями которой считают Майтрейю, Асангу и его брата Васубандху (IV в.) — происходит дальнейшее сближение йоги и буддийского учения.
Х.; можно сказать, что эта школа внесла в поле духовной психологии систему йогачары, разработанную два столетия спустя братьями Асангой и Васубандхой; доктрину «пустотности», составленную учения самого Нагарджуны; группу мистиков высочайшего уровня; целую систему воспитания ума, развитую в Абхидхамме, в «третьей корзине», т.е.
То, как они соотносятся, никогда не обсуждается открытым образом, даже несмотря на то, что мысль йогачары довольно явно прослеживается в трудах по буддийской тантре.
Если взглянуть на труды адептов йогачары, то можно обнаружить, что они упоминают многие тантрические концепции как явным, так и неявным образом.
Другими словами, мы будем сравнивать и сопоставлять учения махамудры с философией йогачары и исследуем то, как они соотносятся и взаимодействуют.
Транслитерация: yogachari
Задом наперед читается как: ырачагой
Йогачары состоит из 8 букв