Значение слова аббасиды
Аббасиды в словаре кроссвордиста
аббасиды
аббасидыАббасиды Аббаси́ды (, уст. Абассиды) — вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба (ум.
аббасидыдинастия арабских халифов в 750 -
1258. Происходит от Аббаса, дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль-Мансуре (754 -
775), аль-Махди (775 -
785), Харун ар-Рашиде (786 -
809), аль-Мамуне (813 -
833). Усиление феодального гнета Аббасидов вызвало народные восстания (под руководством Бабека, Муканны и др.). С кон. 8 в. от Халифата Аббасидов, включавшего первоначально страны Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки, начали отпадать отдельные области. В 945 Буиды, захватив столицу Аббасидов Багдад, лишили Аббасидов светской власти. Последний халиф из династии Аббасидов казнен Хулагу-ханом (см. Хулагуиды).
аббасидыАббас`иды, -ов (династия)
аббасидыдинастия арабских халифов (750-
1258), происходившая от Аббаса, дяди Мухаммеда . Воспользовавшись успехами антиомейядского шиитского движения (восстание Абу Муслима ) , А. свергли Омейядов . Первым халифом А. стал Абу-ль-Аббас ас-Саффах [750-754]. Арабская знать лишилась прежнего исключительного положения; главной опорой А. стала феодальная знать Ирана и Средней Азии. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства А. стал Багдад, основан в 762 халифом А. аль-Мансуром (в литературе государство А. иногда называют Багдадский халифат). В Халифате А., так же как и в Халифате Омейядов, господствовали феодальные отношения, при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Наибольшего могущества Халифат А. достиг при халифах аль- Мансуре [754-775], аль-Махди [775-785], Харун ар-Рашиде [786-809] и аль- Мамуне [813-833]. Усиление в государстве А. феодального гнёта, рост налогов вызывали многочисленные народные восстания ( Муканны восстание 70-80-х гг. 8 в., Бабека восстание в начале 9 в., восстания в Армении в 9 в. и др.). В конце 8 в. от государства А. начали отпадать отдельные области (например, Марокко,
788). В 9 в. процесс распада государства А. усилился: на территориях Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться фактически самостоятельные государства, в которых правили местные династии ( Тахириды , Саффариды , Тулуниды , Багратиды и др.). Вызванное этими процессами сокращение доходов А. пытались возместить усиленной эксплуатацией оставшихся областей, что привело к их экономическому упадку. Чтобы противостоять росту сепаратизма провинциальной феодальной знати, А., начиная с аль-Мутасима [833-842], окружили себя гвардией из тюркских невольников и фактически оказались в её власти. Аль-Мутаваккиль [847-961], пытавшийся бороться с всесилием гвардии, был убит. Восстание рабов зинджей (началось в
869), с трудом подавленное правительственными войсками в 883, окончательно подорвало могущество А. В 945 Буиды , захватившие Багдад, лишили А. политической власти; у халифов остался лишь авторитет духовного главы суннитов; светские правители получали от них инвеституру. Некоторое значение А. имели при Сельджуках , как знамя борьбы против Фатимидов , им удалось при энергичном халифе ан-Насире [1180-1225] восстановить свою светскую власть в Багдаде и прилегающих районах. В 1258 последний халиф А. аль-Мустасим [1242-58] был казнён Хулагу. В 1261 мамлюкский султан (см. Мамлюки ) Бей-барс признал халифом аль-Мустансира - одного из А., спасшихся от преследований Хулагидов. В 1517, после завоевания Египта турками, его потомок (действительный или мнимый) Мутаваккиль III был перевезён в Стамбул. Позже на этом основании родилась легенда о передаче А. духовного суверенитета турецким султанам.Лит.: Бартольд В. В., Сочинения, т. 6, М., 1966, с. 15-78; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат, М., 1965; История стран Азии и Африки в средние века, М., 1968, ч. 2, гл. 8; Hitti P. K.; History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Abbasides, Encyclopedie de L'lslam, 2 ed., t. I, P.-Leiden,
1960. О.Г. Большаков.
Хотя история человечества изучена крайне неравномерно и особенно много пробелов в истории евразийской степи, тем не менее можно с уверенностью отметить тот факт, что именно история тюрков изобилует событиями исключительной насыщенности, которые коренным образом меняли картину мира: Аттила и гунны, империя Табгача в Северном Китае, сооружение Самарры, аббасиды, мирное сосуществование всех крупных религий в уйгурской Центральной Азии, сельджуки Ирана, Чингисхан и тюрко-монгольская гегемония, мамлюки Египта, Золотая Орда, поработившая на два столетия Русь, Амир Темур, темуридский Ренессанс в Самарканде и Герате, Бабур и создание империи Великих Моголов, Османская империя – ведущая мировая держава XVI в., Ататюрк и национальная революция в Турции.
И поверх изначальной персидской клинописи стали ложиться все новые и новые письмена; не только греки, римляне, крестоносцы и аббасиды, но и каждый из последующих завоевателей спешил высечь на благородной поверхности камня какие-то слова и тем как бы закрепить в веках свою власть над Arabia Deserta[1].
Транслитерация: abbasidi
Задом наперед читается как: ыдисабба
Аббасиды состоит из 8 букв