Значение слова универсалии
универсалиимн.Структурные характеристики, присущие всем языкам мира и отражающие закономерности строения языковой системы как таковой ( в лингвистике ) .
универсалии( лат. universalis общий, всеобщий) в средневековой философии - общие понятия; в зависимости от того, признавали ли философы у. первичными или производными по отношению к отдельным, единичным вещам, они принадлежали к одному из двух основных направлений схоластической философии - номинализму или реализму; в споре об универсалиях в рамках схоластики намечалось размежевание двух основных философских лагерей - материализма и идеализма.
универсалии[в средневековой философии - общие понятия; в зависимости от того, признавали ли философы у. первичными или производными по отношению к отдельным, единичным вещам, они принадлежали к одному из двух основных направлений схоластической философии - номинализму или реализму; в споре об универсалиях в рамках схоластики намечалось размежевание двух основных философских лагерей - материализма и идеализма.
универсалии(от лат. universalis - общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
универсалии(от лат. universalis v общий), термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об У. (10v14 вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: номинализм , видевший в У. общее имя, концептуализм , истолковывавший У. как обобщение, основанное на сходстве предметов, и реализм , полагавший, что У. существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).
Технически метафизический реализм означает уверенность в том, что обобщения соответствуют реальности, что у вещей действительно есть общая природа, что такие универсалии, как «человеческая природа» реально существуют, и мы можем их познать.Существует две формы метафизического реализма: Платон считал универсалии реальными вещами-в-себе; в то время как Аристотель, что более соответствует здравому смыслу, считал универсалии реально существующими аспектами вещей, которые мы мысленно из них абстрагируем.
Исходя из посылок Аристотеля, Абеляр стал внушать своим ученикам, что универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь материальные вещи, но при этом универсалии получают некоторую реальность в сфере ума, обобщающего отдельные качества вещей, благодаря свойственной уму способности к абстракции.
Но прежде мы должны хоть немного сказать о той общей (communi) универсалии, которая сказывается о всякой универсалии, и о противоположном ей единичном.
Ведь понятия («яблоко» или «человек») выражают универсалии, или иначе говоря, сущности или природу, что уже изначально предполагает метафизический реализм (уверенность, что универсалии существуют) и эпистемологический реализм (уверенность, что мы можем их познать).
Поэтому, называя универсалией то, что по числу не одно — именно такой смысл многие приписывают универсалии, — я утверждаю, что [в таком случае] ничто не есть универсалия, если только ты не употребишь это название не в собственном смысле, сказав, что народ — это некая универсалия, ибо народ не одно, а многое; но это было бы несерьезно.
Другими словами, вместо того чтобы исходить из универсалий, выводя из них конкретные явления, или вместо того чтобы отталкиваться от универсалий как от понятийной сети, обязательной для некоторых конкретных практик, я хотел бы исходить из самой конкретной практики и, так сказать, пропустить универсалии через сеть этих практик.
И этот тесный союз индивидуального и универсального в произведениях искусства был признан отличительной особенностью искусства, тогда как в нашем видимом мире индивиды не являются универсалиями, а универсалии не являются инди–видами.
Обсуждая онтологический статус универсалий, Оккам утверждает, что универсалии существуют только в умах людей (как явления души).
Эта попытка приводит к пониманию числа как универсалии, она подразумевает определение "единственного и вполне конкретного объекта, а именно натурального числа самого по себе, в его свойствах" (с.
Транслитерация: universalii
Задом наперед читается как: ииласревину
Универсалии состоит из 11 букв