Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова тождество

Тождество в словаре кроссвордиста

тождество

Тождество То́ждество, тожде́ственность — многозначные термины.

Википедия
тождество

I ср.

1.Абсолютное совпадение с кем-либо или с чем-либо как в своей сущности, так и во внешних признаках и проявлениях; одинаковость.

2.Точное соответствие чего-либо чему-либо. II ср.Равенство, справедливое при всех числовых значениях входящих в него обозначений ( в математике ) .

Большой современный толковый словарь русского языка
тождество



1. ср.
1) Абсолютное совпадение с кем-л., чем-л. как в своей сущности, так и во внешних признаках и проявлениях.
2) Точное соответствие чего-л. чему-л.

2. ср. Равенство, справедливое при всех числовых значениях входящих в него букв (в математике).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
тождество

полное сходство, совпадение Т. взглядов. тождество В математике: равенство, справедливое при любых числовых значениях входящих в него величин

Словарь русского языка Ожегова
тождество

отношение между объектами (предметами реальности, восприятия, мысли), рассматриваемыми как «одно и то же»; «предельный» случай отношения равенства. В математике тождество - это уравнение, которое удовлетворяется тождественно, т. е. справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных.

Современный толковый словарь, БСЭ
тождество

тождество

1. ср.
1) Абсолютное совпадение с кем-л., чем-л. как в своей сущности, так и во внешних признаках и проявлениях.
2) Точное соответствие чего-л. чему-л.

2. ср. Равенство, справедливое при всех числовых значениях входящих в него букв (в математике).

Толковый словарь Ефремовой
тождество

основное понятие логики, философии и математики; используется в языках научной теорий для формулировки определяющих соотношений, законов и теорем. В математике Т. - это уравнение , которое удовлетворяется тождественно, то есть справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных. С логической точки зрения, Т. - это предикат , изображаемый формулой х у (читается: ' х тождественно у ', ' х то же самое, что и y '), которому соответствует логическая функция, истинная, когда переменные х и у означают различные вхождения 'одного и того же' предмета, и ложная в противном случае. С философской (гносеологической) точки зрения, Т. - это отношение , основанное на представлениях или суждениях о том, что такое 'один и тот же' предмет реальности, восприятия, мысли. Логические и философские аспекты Т. дополнительны: первый даёт формальную модель понятия Т., второй - основания для применения этой модели. Первый аспект включает понятие об 'одном и том же' предмете, но смысл формальной модели не зависит от содержания этого понятия: игнорируются процедуры отождествлений и зависимость результатов отождествлений от условий или способов отождествлений, от явно или неявно принимаемых при этом абстракций. Во втором (философском) аспекте рассмотрения основания для применения логических моделей Т. связываются с тем, как отождествляются предметы, по каким признакам, и уже зависят от точки зрения, от условий и средств отождествления. Различение логических и философских аспектов Т. восходит к известному положению, что суждение о тождественности предметов и Т. как понятие - это не одно и то же (см. Платон, Соч., т. 2, М., 1970, с.
36). Существенно, однако, подчеркнуть независимость и непротиворечивость этих аспектов: понятие Т. исчерпывается смыслом соответствующей ему логической функции; оно не выводится из фактической тождественности предметов, 'не извлекается' из неё, а является абстракцией, восполняемой в 'подходящих' условиях опыта или, в теории, - путём предположений ( гипотез ) о фактически допустимых отождествлениях; вместе с тем, при выполнении подстановочности (см. ниже аксиому
4) в соответствующем интервале абстракции отождествления, 'внутри' этого интервала, фактическое Т. предметов в точности совпадает с Т. в логическом смысле. Важность понятия Т. обусловила потребность в специальных теориях Т. Самый распространённый способ построения этих теорий - аксиоматический. В качестве аксиом можно указать, например, следующие (не обязательно все):

1. х х ,

2. х у E у х ,

3. x y & y z E x z ,

4. А ( х ) E ( х у E А ( у )), где А ( х ) - произвольный предикат, содержащий х свободно и свободный для у , а А ( х ) и А ( у ) различаются только вхождениями (хотя бы одним) переменных х и y . Аксиома 1 постулирует свойство рефлексивности Т. В традиционной логике она считалась единственным логическим законом Т., к которому в качестве 'нелогических постулатов' добавляли обычно (в арифметике, алгебре, геометрии) аксиомы 2 и З. Аксиому 1 можно считать гносеологически обоснованной, поскольку она является своего рода логическим выражением индивидуации, на котором, в свою очередь, основывается 'данность' предметов в опыте, возможность их узнавания: чтобы говорить о предмете 'как данном', необходимо как-то выделить его, отличить от др. предметов и в дальнейшем не путать с ними. В этом смысле Т., основанное на аксиоме 1, является особым отношением 'самотождественности', которое связывает каждый предмет только с самим собой - и ни с каким др. предметом. Аксиома 2 постулирует свойство симметричности Т. Она утверждает независимость результата отождествления от порядка в парах отождествляемых предметов. Эта аксиома также имеет известное оправдание в опыте. Например, порядок расположения гирь и товара на весах различен, если смотреть слева направо, для покупателя и продавца, обращенных лицом друг к другу, но результат - в данном случае равновесие - один и тот же для обоих. Аксиомы 1 и 2 совместно служат абстрактным выражением Т. как неразличимости, теории, в которой представление об 'одном и том же' предмете основывается на фактах не наблюдаемости различий и существенно зависит от критериев различимости, от средств (приборов), отличающих один предмет от другого, в конечном счёте - от абстракции неразличимости. Поскольку зависимость от 'порога различимости' на практике принципиально неустранима, представление о Т., удовлетворяющем аксиомам 1 и 2, является единственным естественным результатом, который можно получить в эксперименте. Аксиома 3 постулирует транзитивность Т. Она утверждает, что суперпозиция Т. также есть Т. и является первым нетривиальным утверждением о тождественности предметов. Транзитивность Т. - это либо 'идеализация опыта' в условиях 'убывающей точности', либо абстракция, восполняющая опыт и 'создающая' новый, отличный от неразличимости, смысл Т.: неразличимость гарантирует только Т. в интервале абстракции неразличимости, а эта последняя не связана с выполнением аксиомы З. Аксиомы 1, 2 и 3 совместно служат абстрактным выражением теории Т. как эквивалентности . Аксиома 4 постулирует необходимым условием для Т. предметов совпадение их признаков. С логической точки зрения, эта аксиома очевидна: 'одному и тому же' предмету принадлежат все его признаки. Но поскольку представление об 'одном и том же' предмете неизбежно основывается на определённого рода допущениях или абстракциях, эта аксиома не является тривиальной. Её нельзя верифицировать 'вообще' - по всем мыслимым признакам, а только в определённых фиксированных интервалах абстракций отождествления или неразличимости. Именно так она и используется на практике: предметы сравниваются и отождествляются не по всем мыслимым признакам, а только по некоторым - основным (исходным) признакам той теории, в которой хотят иметь понятие об 'одном и том же' предмете, основанное на этих признаках и на аксиоме 4 . В этих случаях схема аксиом 4 заменяется конечным списком её аллоформ - конгруентных ей 'содержательных' аксиом Т. Например, в аксиоматической теории множеств Цермело - Френкеля - аксиомами:

4.1 z Î x E ( x y E z Î y ),

4.2 x Î z E ( x y E y Î z ), определяющими, при условии, что универсум содержит только множества, интервал абстракции отождествления множеств по 'членству в них' и по их 'собственному членству', с обязательным добавлением аксиом 1-3, определяющих Т. как эквивалентность. Перечисленные выше аксиомы 1-4 относятся к так называемым законам Т. Из них, используя правила логики, можно вывести и многие др. законы, неизвестные в до математической логике. Различие между логическим и гносеологическим (философским) аспектами Т. не имеет значения, коль скоро речь идёт об общих абстрактных формулировках законов Т. Дело, однако, существенно меняется, когда эти законы используются для описания реалий. Определяя понятие 'один и тот же' предмет, аксиоматики Т. необходимо влияют на формирование универсума 'внутри' соответствующей аксиоматической теории.Лит.: Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Новоселов М., Тождество, в кн.: Философская энциклопедия, т. 5, М., 1970; его же, О некоторых понятиях теории отношений, в кн.: Кибернетика и современное научное познание, М., 1976; Шрейдер Ю. А., Равенство, сходство, порядок, М., 1971; Клини С. К., Математическая логика, пер. с англ., М., 1973; Frege G., Schriften zur Logik, B.,

1973. М. М. Новосёлов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
тождество

тождество, -а

Полный орфографический словарь русского языка
тождество

равенство, выполняющееся на всём множестве значений входящих в него переменных (равенство, верное при любых значениях переменных), например

Викисловарь
Примеры употребления слова тождество в тексте

В итоге оказывается, что "тождество, сконструированное Гегелем между гражданским обществом и государством, есть тождество д в у х в р а ж д е б н ы х а р м и й, где каждый солдат имеет "возможность" путем "дезертирства" стать членом "враждебной" армии" (Маркс К.

Таким образом, тождество системы оккультизма с учениями тайных обществ, существовавших во все исторические эпохи, вызывает нечто большее, нежели сугубо археологический интерес; это тождество дает нам ключ к философии религиозного развития.

Трактовка этой темы у Григория Нисского может рассматриваться как первое (имплицитное) решение проблемы идентичности в христианской мысли: по Григорию, у каждого человека есть «eidos, внутренний образ, идея или форма тела… это… идеальное лицо человека… В падениях оно искажается или вернее «закрывается чуждой личиной»… По этому «облику» в воскресении душа «узнает свое тело как отличную от других одежду»… Сохранится не только единство субъекта, но и тождество субстрата – не только индивидуальное тождество личности, но и непрерывность вещества» (ВО4, 175, 182).

Всеобщее в логике «Капитала» отражает не абстрактное тождество всех явлений друг другу, а конкретное тождество (единство) этих явлений в составе конкретного целого, системы явлений, развившейся на одной и той же основе.

Писания мира, встречаясь при археологических исследованиях с остатками других цивилизаций, терпеливо складывая разбитые черепки, находимые при раскопках Халдеи, изучая страницы Книги мертвых, найденные при мумиях в египетских гробницах, изучая памятники в древних храмах Мексики, <находим> поразительное тождество религиозных и нравственных учений, тождество символов и даже обрядов.

К тому же русские слова, например, «тождество», в отличие от «идентичности», сами по себе обладают внутренним смыслом, «то же самое» (тождество, то-же-ство), когда слово говорит само за себя, в то время как «идентичность» никакого внутреннего смысла не содержит, конкретно для русского языка.

Шеллингово недифференцированное тождество, неразличенное единство стало у Гегеля активным, динамичным по причине того, что оно было перенесено в область духа, тождество бытия и мышления было провозглашено в сфере духа.

Понятия Отец, Сын, Дух суть детские формы представления, символы для истинных мыслей, что Бог не есть абстрактное единство, лишенное различия тождество рефлексии рассудка, а равно он не есть и потустороннее всемогущество еврейской религии, но является «конкретным тождеством того, что достигло различения» или «вечной любовью».

Число может быть формализовано, "схвачено" только в риторике как тождество и различие двух величин - (1) тождества смысла и значения и (2) различия смысла и значения.

За время работы в Гринболе я воочию убедился, что генетическое тождество детей позволяет без особого труда добиться и их духовного тождества.

Цитаты со словом тождество

Абсолютное тождество сознания и предмета принципиально недостижимо в конечно-историческом сознании.

Истина и метод

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я