Значение слова строфа
Строфа в словаре кроссвордиста
строфастрофа́ ( «поворот») — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением; в рифмованной поэзии также схемой рифмовки. В сочинении, состоящем из нескольких строф, метрическая, рифмическая и др.
строфаж.Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.
строфа( гр. strophe кружение, оборот)
1) соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое ( напр. , четверостишие);
2) у древних греков - песнь хора на сцене, сопровождавшаяся его передвижением справа налево.
строфаж. Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.
строфажен. , греч. условный отдел стихотворенья, в несколько стихов; куплет. Стихотворенье писано строфами в шесть, в восемь стихов, шести-, осмистишиями.
строфа[
1. соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (напр., четверостишие);
2. у древних греков - песнь хора на сцене, сопровождавшаяся его передвижением справа налево.
строфаВ стихотворном произведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов
строфа(от греч. strophe, букв. - поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.
строфастрофа ж. Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.
строфастрофы, ж. (греч. strophe-поворот) (лит.).
1. В стихотворном произведении – раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихов.
2. В древнегреческой трагедии – часть торжественного шествия хора и исполнявшейся им в это время песни.
строфа- (от греч. strophe - букв. поворот) - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое. Виды строф: двустишие , трёхстишие (см. терцет ), четверостишие (см. катрен ), пятистишие , шестистишие (см. секстина ), семистишие (см. септима ), восьмистишие (см. октава ). Кроме того, различают устойчивые формы С., традиционно вязанные с определенным жанром: балладная строфа , одическая строфа , лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа , которой, помимо "Евгения Онегина", написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша"..
строфа(от греч. strophe, буквально - поворот), в стихосложении - группа стихов , объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется астрофическим (так, астрофичны 'Илиада', русские былины). Текст, где оно урегулировано, т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется строфическим (так, строфичны оды Пиндара, М. В. Ломоносова). Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например тексты со строфами непостоянной длины (так, 'Песнь о Роланде' состоит из 'тирад' разной длины, объединённых рифмой, а 'Кому на Руси жить хорошо' Н. А. Некрасова - из 'строфоидов' разной длины, в каждом из которых за рядом женских строк следует заключительная мужская). Длина С. в строфических текстах обычно достаточно невелика (от 2 до 12-16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем у Г. Р. Державина встречается С. в 38 стихов, а в античной лирике - ещё более длинные. Внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (так, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, 'строфы', антистрофы и 'эпода' в античной хоровой лирике). Простейшая и древнейшая С. - двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось четверостишие. Двустишия и четверостишия - самые употребительные С. в европейской поэзии; почти все остальные виды новоевропейских С. могут быть сведены к их удлинению или к их комбинациям. В античной поэзии С. организовывались преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева С., сапфическая строфа и пр.), в новоевропейской - упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями и рифмами (перекрёстная рифмовка abab, смежная aabb, опоясывающая abba и пр.). Конец С. или даже полустрофы часто отмечается укороченным стихом ( элегический дистих , ямбические эподы, сапфическая С.; в новой поэзии - такие С., как в стихотворении 'На холмах Грузии...' или 'Я памятник себе воздвиг...' А. С. Пушкина) или укороченным окончанием стиха (С., завершающиеся мужским окончанием, гораздо употребительнее, чем завершающиеся женским, - см. Клаузула ) . Это частный случай общей тенденции к облегчению стиха в конце стихового периода: эта тенденция проявляется и в менее урегулированной форме - например, отмечено, что стихи, начинающие С., в среднем содержат больше ударений, чем стихи, замыкающие её. Роль С. в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому между строфическим и синтаксическим членением текста обычны совпадения: С. тяготеет к синтаксической законченности (перенос предложения из С. в С. - большая редкость), начальная часть С. приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная часть С. - понижающуюся, т. н. каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang), построение С. стремится к симметрии, различным формам параллелизма и пр. Все отступления от этого ритмико-синтаксического фона имеют особую выразительную силу. Некоторые виды С., будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют ассоциативную связь с ними и в дальнейшем употреблении. Таковы, например, двустишия античного элегического дистиха, арабских газелей , французского александрийского стиха высоких жанров классицизма; трёхстишные терцины (с рифмовкой aba bcb cdc...) 'Божественной комедии' Данте; четверостишия английских и немецких баллад с чередованием 4- и 3-стопных стихов; 8-стишные октавы (с рифмовкой abababec) поэм итальянского Возрождения; 9-стишная спенсерова строфа (ababbcbcc); 10-стишная С. классицистических од (ababec-deed); 14-стишная онегинская строфа (ababccddeffegg). Такие 'твёрдые строфы' смыкаются с т. н. 'твёрдыми формами', в которых заранее заданы не только строфика, но и объём стихотворения, - такими, как сонет , триолет , рондель, рондо , секстина и др.Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б. В., Строфика Пушкина, в его кн.: Стих и язык, М. - Л., 1958; Никонов В. А., Строфика, в сборнике: Изучение стихосложения в школе, М., 1960; Магtinon Ph., Les strophes. P.,
1912. см. также лит. при ст. Стихосложение . М. Л. Гаспаров.
строфастрофа, -ы, мн. строфы, строф, строфам
строфасочетание стихов, образующих метрическое, ритмическое, интонационно-синтаксическое единство, а в рифмованных стихах также связанных расположением рифм стихи
Далее следует убийство Фафнира; иллюстрация того, как Сигурд отведал крови дракона, обмакнув в нее палец, и научился понимать голоса птиц (строфа 41 в «Песни»); убийство Регина (строфа 45); прославленный в легендах конь Сигурда Грани, рожденный от Слейпнира, мифического скакуна Одина: здесь он изображен нагруженным драконьим сокровищем, хотя художник изобразил не такую уж неподъемную тяжесть, как явствует из «Саги о Вёльсунгах» или из «Песни» (строфа 48).
Вторая строфа: «Теперь зима…» Третья строфа: «И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома» и т. д.
Конечно, разбор творчества этих двоих очень даже логично объединять: они и жили в одно и то же время и в одном и том же месте, и работали в одинаковом жанре мелики (то есть песенной лирики), да и вообще между ними немало общего, вплоть до того, что и тот, и другая изобрели собственные стихотворные размеры (это соответственно алкеева строфа и сапфическая строфа).
Завершающая строфа – всему итог и по размещению, и по запоминаемости, и по неуловимой назидательности… Уж точно эта строфа о воробьишке (чего стоит строка: «воровать не норовит…») войдет в сборник наиболее употребляемых цитат (моя интуиция меня редко подводит):
Симметричное построение строф выдерживается далеко не везде, почему самые термины «строфа» и «антистрофа» применяются к ним в значительной степени условно.
Замечаешь, наконец, что эта строфа («мой бедный Ленский») имеет три номера: «VIII — IX — X» — так изредка встречается и в других местах романа, и это — признак того, что были ещё строки и строфы, которые Пушкин, может быть, в окончательной редакции исключил, но не стал менять общую нумерацию строф в каждой главе.
При этих условиях размеры од Горация будут вполне хорошо звучать по-русски, как это доказывается, например, сапфической строфой, вполне вошедшей в самостоятельную русскую поэзию; сапфическая строфа была применена еще Радищевым и получила одобрение Пушкина.
Две последних строчки второй строфы и третья строфа в первой редакции звучали так (письмо Карлу Краусу от 13.12.
Это немного переделанная строфа популярного стихотворения «Любовь» (1936) Роя Крофта:
Транслитерация: strofa
Задом наперед читается как: афортс
Строфа состоит из 6 букв