Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова очерк

Очерк в словаре кроссвордиста

очерк

Очерк О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Википедия
очерк

I м.Очертание, контур. II м.

1.Небольшое художественное прозаическое произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо ( разновидность рассказа, жанр публицистики ) .

2.Обобщенное изложение какого-либо вопроса, дающее общее представление о чем-либо.

Большой современный толковый словарь русского языка
очерк

м.
1) Очертание, контур.
2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л.
3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее общее представление о нем.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
очерк

`очерк, -а

Словарь русского языка Лопатина
очерк

общее изложение какого-нибудь вопроса О. русской истории. очерк небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых) Документальный, публицистический, бытовой о.

Словарь русского языка Ожегова
очерк


1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Современный толковый словарь, БСЭ
очерк

очерк м.
1) Очертание, контур.
2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л.
3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее общее представление о нем.

Толковый словарь Ефремовой
очерк

очерка, м. (книжн.).

1. Контур, очертание. Не подходи: обведена волшебным очерком она. Баратынский. Как нежны очерки лица и шеи белой. Мей.

2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное Описание чего-н. (лит.). Бытовой очерк.

3. Описание, изложение, исследование какого-н. вопроса, дающее общее представление о нем. Биографический очерк. Очерк русской грамматики. – только мн. Частое заглавие специального научного труда, состоящего из исследования ряда взаимно связанных вопросов. Очерки русской литературы. Очерки по русской истории.

Толковый словарь русского языка Ушакова
очерк

- эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание ( портрет , пейзаж , интерьер ), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный (его обычно рассматривают как жанр публицистики. (См. публицистика ) и художественный О. В публицистико-документальном О. события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.

Словарь литературоведческих терминов
очерк

одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа , отличная от другой его формы, новеллы , отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики О. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния 'среды' (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы 'нравоописательные'; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики . О. бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в 'нравоописательном' аспекте; таковы 'Записки охотника' И. С. Тургенева, изображающие крепостнические нравы в деревне; очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина, сатирически разоблачающие деградирующие дворянство и чиновничество; очерки К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Е. Я. Дороша, рисующие социальную и национальную характерность жизни разных мест России. Бывает О. и по преимуществу публицистически и, выражающий злободневный интерес к определённому состоянию или тенденциям развития социальной жизни и воспроизводящий её реальные типичные черты, а часто и значительные индивидуальные факты, но без их эмоционального претворения и заострения (домысливания). Такие О. часто содержат общие рассуждения автора или героев, анализирующие и оценивающие изображенную жизнь (например, очерковые циклы Г. И. Успенского 'Крестьянин и крестьянский труд' и 'Власть земли', изображающие и осуждающие разложение деревни с народнической точки зрения, или 'Районные будни' В. В. Овечкина, выясняющие противоречия колхозной жизни в трудное послевоенное десятилетие). Но бывает О. и чисто документальный, предельно точно воспроизводящий реальные факты и явления, часто, однако, в сопровождении прямого публицистического истолкования или оценки автора-рассказчика ('Тюкалинские страницы' П. Н. Ребрина); такой О. обычно рассматривают как жанр публицистики. Некоторые исследователи подлинным О. признают только документальный, а специфическим жанровым признаком О. - документальность. По композиции О. очень различны: они могут состоять из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью; из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы; из рассуждений о них. Для придания единства столь разнородным компонентам важны активность обобщающей мысли автора, выразительность и колоритность его речи; большую роль может играть введение рассказчика, передающего свои наблюдения, впечатления, описывающего встречи и разговоры с основными героями. Расцвет очеркового творчества в истории национальной литературы возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом общественных отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются 'нраво-описательные' интересы. Так было в Великобритании в 1-й половине 18 в., когда происходило нравственное оскудение господствующих слоев и в сатирических журналах Р. Стила и Дж. Аддисона печатались социально-критические очерковые зарисовки характеров и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в конце 1760-х гг., когда стали выходить сатирические журналы (в том числе 'Трутень' и 'Живописец' Н. И. Новикова ), разоблачавшие в очерковых формах пороки помещиков и чиновников в условиях начавшегося кризиса старого строя. К 40-м гг. 19 в., когда кризис углубился, передовая общественность остро поставила вопрос о состоянии русского общества, о нравственной деградации его верхов и угнетённости его низов, и тогда художественный и художественно-публицистический О. стал одним из ведущих жанров; в эту пору возникло и само их название. Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский выпустили три сборника 'физиологических' (изучающих 'физиологию', то есть внутренние процессы общественной жизни) О. ' натуральной школы '. Вся демократическая литература до 80-х гг. увлекалась О., и даже сатирические 'обозрения' М. Е. Салтыкова-Щедрина и крестьянские поэмы Некрасова складывались композиционно из очерковых частей, объединённых единством их социально-политической 'нравоописательной' проблематики. В дальнейшем все демократические писатели во главе с В. Г. Короленко, М. Горьким отдавали большую дань этому жанру. В советской литературе и публицистике О. - весьма распространённый жанр; его стимулируют постоянно назревающие перемены, обновление в социальной, экономической, правовой, бытовой сферах жизни. Развивая различные содержательные и композиционные формы (особенно публицистическую), советские очеркисты в своих лучших произведениях совершенствуют и основную познавательную функцию очерковойлитературы: пафос исследования, проблемности и разведывания жизни (например, 'Тяжёлый характер' В. Ф. Тендрякова, 'Дейнега остаётся... Очерки сельской жизни' Г. Г. Радова, 'Шаги по росе' В. М. Пескова, 'Вокруг да около' Ф. А. Абрамова, 'Деревенский дневник' Е. Я. Дороша).Лит.: Белинский В. Г., Вступление к 'физиологии Петербурга', Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Агапов Б., Уроки Горького, в кн.: Год тридцать восьмой. Альманах, | 19, кн. 1, М., 1955; Журбина Е., Искусство очерка, М., 1957; Канторович В, Заметки писателя о современном очерке, 2 изд., М., 1973; Щеглов М., Очерк и его особенности, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1965; Глушков Н. И., Очерк в русской литературе, Ростов/Д.,

1966. Г. Н. Поспелов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
очерк

очерк, -а

Полный орфографический словарь русского языка
очерк

контур, очертание, линия небольшое литературное произведение, обычно с изложением фактического материала словесное изображение, описание кого-либо, чего-либо изложение какого-либо вопроса, описание каких-либо материалов, дающее общее представление об описываемом

Викисловарь
Примеры употребления слова очерк в тексте

В одном из первых номеров приложения к "Путеводному огоньку" его напечатали, а вслед за тем я получил от Федорова-Давыдова открытку, где он благодарил меня за очерк и похвалил, добавив, что очерку не понадобилась грамматическая правка и чтобы я впредь присылал в редакцию свои очерки.

А Олег горячо рассуждал о том, что на одних фактах в очерке далеко не уедешь, что, сооруженный из фактов и фактиков, он будет мертворожденным, что очерк — результат творческого отношения к материалу и не грех, если в очерке герой сделает то, что он в жизни не делал.

При теперешнем издании сочинений Давыдова опять приложен с некоторыми изменениями этот же самый очерк под названием «Очерка жизни Дениса Васильевича Давыдова», – и новый издатель в кратком предисловии извещает публику, что автор этого «Очерка», сослуживец Давыдова, покойный генерал-лейтенант О.

Таким образом, этот очерк по праву находится в «Открытом произведении», потому что, как и другие очерки этого сборника, он вызвал в Италии бурные споры, которые сегодня показались бы бессмысленными, причем не столько потому, что эти очерки устарели, сколько потому, что обрела молодость итальянская культура.

в журнале «Атлантик мансли» на базе лекции, прочитанной в Принстонском университете 20 февраля 1947 года; очерк «Византийское наследие России», опубликованный в журнале «Горизонт» в августе 1947 года, основан на курсе из двух лекций, прочитанных в Торонтском университете для Фонда Армстронга; очерк «Столкновения между цивилизациями», опубликованный в журнале «Харперз мэгэзин» в апреле 1947 года, основан на первой из курса лекций, прочитанных в колледже Брин Моор в феврале и марте 1947 года для Фонда Мэри Флекснер; очерк «Христианство и цивилизация», опубликованный в 1947 году в сборнике «Пэндл хилл пабликейшнз», основан на мемориальной лекции памяти Берджа, прочитанной в Оксфорде 23 мая 1940 года — в переломный исторический момент, как выяснилось, не только для родины автора, но и для всего мира.

Очерк «Значение истории для души», опубликованный в 1947 году в сборнике «Христианство и кризис», основан на лекции, прочитанной 19 марта 1947 года в Теологической семинарии в Нью-Йорке; «Грекоримская цивилизация» основывается на лекции, прочитанной в Оксфордском университете во время одного из летних семестров в рамках курса, организованного профессором Гилбертом Мэрреем в качестве вводного к различным предметам, изучавшимся в оксфордской школе Literae Humaniores; «Сужение Европы» — очерк основан на лекции, прочитанной в Лондоне 27 октября 1926 года на кафедре д-ра Хью Далтона в серии лекций, организованных Фабианским обществом на тему: «Сужающийся мир — трудности и перспективы»; наконец, очерк «Унификация мира и смена исторической перспективы» основан на крейтоновской лекции, прочитанной в Лондонском университете в 1947 году.

В журнале "Мансли мэгезин" напечатан первый очерк Диккенса "Обед на Поплар-Уок" (позднее в "Очерках Боза" озаглавлен "Мистер Минс и его двоюродный брат").

Слова которые можно составить из слова очерк
Цитаты со словом очерк

см. «Чрево Москвы» — очерк Владимира Гиляровского об Охотном ряде из цикла «Москва и москвичи» (1917—1926)

Охотный Ряд

Владислав Ходасевич. Очерк «Конец Ренаты», 1928 год

Нина Ивановна Петровская

Абсурдно именовать честью и добродетелью противоестественную силу, помогающую сопротивляться склонностям, которыми женщины одарены с большей, чем мы, щедростью. Эта несправедливость человеческих нравов тем более вопиюща, что мы замышляем ослабить волю женщины, соблазняя ее, а потом наказываем ее за то, что она поддалась усилиям, которые мы приложили, чтобы спровоцировать ее падение. Вся абсурдность наших нравов запечатлелась, по-моему, в этом отвратительном парадоксе, и даже этот краткий очерк должен пробудить в нас желание срочно очистить нравы.

Французы, ещё одно усилие, если вы желаете стать республиканцами

Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли

Константин Леонтьев (очерк)

Этнографический и географический очерк г. Каргополя, Олонецкой Губернии с словарем особенностей тамошняго наречия

Архангельск

Этнографический и географический очерк г. Каргополя, Олонецкой Губернии с словарем особенностей тамошняго наречия

Каргополь

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я