Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова модерн

Модерн в словаре кроссвордиста

модерн

Модерн Моде́рн (от  — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).

Википедия
модерн

I м.Направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX - начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм. II м.То, что современно и модно. III предик.Оценочная характеристика чего-либо как современного, модного.

Большой современный толковый словарь русского языка
модерн

( фр. moderne современный) стиль в европейском искусстве конца 19 - нач. 20 вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во 2-й половине 19 в. нетворческому воспроизведению стилей прошлого; архитекторы модерна, многие из которых в дальнейшем пришли к конструктивизму, использовали возможности новых конструкций, новых строительных и отделочных материалов и свободной планировки интерьера для создания подчеркнуто необычных декоративных эффектов.

Новый словарь иностранных слов
модерн



1. м.
1) Стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. - начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм.
2) разг. То, что современно и модно.

2. прил. неизм. Современный, модный.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
модерн

[стиль в европейском искусстве конца 19 - нач. 20 вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во 2-й половине 19 в. нетворческому воспроизведению стилей прошлого; архитекторы модерна, многие из которых в дальнейшем пришли к конструктивизму, использовали возможности новых конструкций, новых строительных и отделочных материалов и свободной планировки интерьера для создания подчеркнуто необычных декоративных эффектов.

Словарь иностранных выражений
модерн

мод`ерн, -а и неизм.

Словарь русского языка Лопатина
модерн

Colloq современный, модный Мебель м. Танцы м. модерн Colloq то, что современно и модно В погоне за модерном. модерн направление в изобразительном искусстве конца 19 - начала 20 в., противопоставл явшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм Архитектура модерна.

Словарь русского языка Ожегова
модерн

модерн

1. м.
1) Стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. - начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм.
2) разг. То, что современно и модно.

2. прил. неизм. Современный, модный.

Толковый словарь Ефремовой
модерн

(дэ), в знач. неизмен. прил. (фр. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн.

Толковый словарь русского языка Ушакова
модерн

стиль 'модерн' (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 - начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как 'новое искусство' (Art Nouveau), в Германии - 'югендстиль' (Jugendstil), в Австрии - 'стиль Сецессиона' (Sezessionstil), в Италии - 'стиль Либерти' ('stile Liberty'), в Испании - 'модернизм' (modernismo). 'М. ' возник в условиях кризиса буржуазной культуры как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика 'М.' развивала идеи символизма и эстетизма, 'философии жизни' Ф. Ницше . 'М.', по мысли ряда его теоретиков (бельгиец Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии У. Морриса ) , должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов, современных материалов и конструкций. Наиболее последовательно 'М.' осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе 'М.', стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. 'М.' пытался преодолеть характерное для буржуазной культуры 19 в. противоречие между художественными и утилитарным началами, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого. Стремление изменить искусством мир в рамках капиталистического общества было глубоко утопичным. Практически же 'М.' явился первым относительно цельным стилем художественного оформления различных сфер буржуазного быта. 'М.' противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой - одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления 'М.' (рубеж 19-20 вв.) отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству. Для этого этапа характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских (прообразами их были мастерские У. Морриса, 1861, и 'Выставочное общество искусств и ремёсел', 1888, в Великобритании), часто противопоставлявших себя капиталистической индустрии: 'Объединённые художественно-ремесленные мастерские' (
1897) и 'Немецкие мастерские художественных ремёсел' (
1899) в Германии; 'Венские мастерские' (
1903) в Австрии; мастерские в Абрамцеве (
1882) и Талашкине (около
1900) в России. Зрелый 'М.' (конец 1900-х и 1910-е гг.) приобрёл черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых художественных форм. Быстрому распространению 'М.' способствовали журналы 'Revue blanche' (1891, Париж), 'The Studio' (1893, Лондон), 'The Yellow Book' (1894, Лондон), 'Jugend' (

1896. Мюнхен), 'Deutsche Kunst und Dekoration' (1897, Дармштадт), 'Ver Sacrum' (1898, Вена), 'Мир искусства' (1898/99, Петербург). В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отдельных деталей исторических и национальных стилей 'М.' хотел возродить дух стилевого единства художественных организмов, присущий средневековому или народному искусству, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника - универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика. Идея синтетического, цельного произведения искусства (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно. Архитектура 'М.' была первым шагом в архитектурном развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы 'М.' восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и Х. К. ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек И. Хофмана, И. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, поздние работы Шехтеля). Некоторые архитекторы начала 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции). Основным средством выражения в стиле 'М.' является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах бельг. архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского 'М.' - И. Хофмана, И. Ольбриха, - в работах шотл. группы 'Четверо' во главе с Ч. Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники 'М.' использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованные растительные узоры Эгейского искусства и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира. Для 'М.' характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Орнамент 'М.', во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъёма. Среди ведущих графиков 'М.': англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Э. Мунк, в России - А. Н. Бенуа, К. А. Сомов; мастера плаката - французы А. Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. В живописи и скульптуре 'М.', неразрывно связанный с символизмом, стремился создать самостоятельную художественную систему, но был вместе с тем своего рода переходом от традиционных форм 19 в. к условному языку новейших европейских течений. В этом важным импульсом послужила деятельность т. н. понт-авенской школы во главе с П. Гогеном . Картины и панно 'М.' рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи 'М.'. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. Врубель в России). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей ( 'наби' во Франции, Л. С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией (Врубель, Бенуа). Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами (керамические и железные изделия А. Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель Х. ван де Велде); тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Ч. Р. Макинтоша, И. Хофмана, И. А. Фомина.Лит.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969; Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895-
1907), кн. 2, М., 1969; Борисова Е. А., Каждан Т. П., Русская архитектура конца XIX - начала XX века, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, т. 10, М., 1972; Кириченко Е., О закономерностях развития архитектуры, 'Архитектура СССР', 1973, | 12; Lеnning Н. F., The Art Nouveau, Den Haag, 1951; Schmutzler R., Art Nouveau, N. Y., [1962]; Hofstatter Н. Die Geschichte der europaischen Jugendstilmalerei, Koln, [1963]; Madsen S. Т., Jugendstil, Munch.,

1967. Т. И. Володина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
модерн

модерн, -а и неизм.

Полный орфографический словарь русского языка
модерн

художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в конце XIX — начале XX века и характеризующееся стремлением к чистоте, «естественности» линий то, что современно и модно

Викисловарь
Примеры употребления слова модерн в тексте

Однако имело место не только столкновение, но и переплетение, и хотя модерн одержал решительную победу, вместе с тем его масштабный проект (в виде СССР), во-первых, не смог закрепиться в России, а во-вторых, привел к пересмотру многих сущностных черт самой модерной парадигмы, привел к своеобразному русскому «сплаву» модерна с традицией.

А русская культура, на мой взгляд, демонстрирует ограниченность, если не фиктивность, дихотомии модерн/постмодерн, позволяя, повторю это еще раз, рассматривать постмодернизм как важный (хотя, понятно, далеко не единственный) путь развития модерной культуры и модернистского сознания.

Адорно предостерегает от разграничения между модерном и модернизмом, «так как без субъективного настроя, для которого импульсом служит новое, не кристаллизуется никакой объективный модерн» (Asthetische Theorie, 45)7.

ЛюдмилаАнатольевнаСоколова85f2de88-6565-11e1-afe3-b40e29a0ab75Московский модерн в лицах и судьбах Короткая эпоха расцвета модерна была довольно резко прервана.

Если не было «модерна» внешнего (который в наши дни почти без исключения есть синоним уродства), то был еще гораздо худший «модерн» внутренний, то есть дилетантство, легкомыслие, хулиганство, неуважение к себе, к искусству и к публике, то есть все то, что в итоге дает атмосферу пошлости и вульгарности.

Своеобразие стиля модерн, и в особенности художественной прозы модерна, состоит помимо всего в том, что этот стиль с самого начала не принадлежал какой-то одной определённой национальной культуре.

Интересно встретиться не только с прекрасными плакатами модерна, которые могут занять достойное место в европейской коллекции плакатов того времени, но и вглядеться в расхожий модерн, тиражировавший дамские профили на обертках для конфет и коробочках пудры.

А теперь пойдите и вы— ясните, как работает лопастный.) Ее танец был уникален, как автограф, — видимо, поэтому она получала так мало действительно стоящих партий в постановках компании до тех пор, пока «модерн» не уступил дорогу «нью модерн».

Ермиловой весьма широко, включая в себя «модерн» во всех искусствах, исследователь в анализе «синтеза искусств» несмотря на исходные литературоведческие задачи книги как целого обращается опять-таки к «стилю модерн» в архитектуре.

Предлагается и использование нового научного термина «балтийский модерн», близкого по значению уже существующему термину «северный модерн».

Цитаты со словом модерн

Д-р Хаус: Что вы нашли?Д-р Кэмерон: У вас с Джорджем одинаковый вкус на мебель и женщин.Д-р Хаус: Датский модерн и русские гимнастки?Д-р Кэмерон: Пианино и проститутки.

Доктор Хаус (Сезон 3)

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я