Значение слова любомудры
любомудрылюбом`удры, -ов, ед. -м`удр, -а
любомудрыучастники литературно-философского кружка 'Общество любомудрия', существовавшего в Москве в 1823-
25. В него входили В. Ф. Одоевский , Д. В. Веневитинов , И. В. Киреевский , Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев , В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов и другие. Кружок носил преимущественно философский характер. 'Л.' изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов Л. Окена, И. Гёрреса и особенно Ф. В. Шеллинга; в частности, на основе шеллингианского принципа 'тождества' предпринимались попытки создания цельной философской системы, приводящей 'все случаи или все частные познания человека к одному началу' (Веневитинов). В области эстетики 'Л.' выступали против эмпиризма и 'критики вкусов', доказывая необходимость 'единства теории изящного' (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв). Практической реализации этих идей должен был служить философско-литературный журнал, программа которого изложена в статье Веневитинова 'Несколько мыслей в план журнала' ('О состоянии просвещения в России'), прочитанной на заседании кружка. Философское умонастроение сочеталось у многих 'Л.' с либерально-политической ориентацией: Киреевский увлекался Гельвецием, Веневитинов 'пел свободу' ('Песнь грека', стихи на смерть Байрона и так далее), характерно также участие Одоевского в декабристском альманахе 'Мнемозина'. Перед восстанием 14 декабря 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, сочинения французских 'политических писателей' оттеснили 'с первого плана' немецкую философию. Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, 'Л.' распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство 'Л.' объединилось вокруг журнала 'Московский вестник'. Кружок 'Л.', сыгравший заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина , Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского . В поэзии 'Л.' содействовали развитию философской лирики, с характерными для неё принципами углублённого психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистическую метафоричность и так далее.Лит.: Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888; Пятковский А. П., Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913; Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны, Л., 1929; Маймин Е. А., философская поэзия Пушкина и любомудров, в книге: Пушкин. Исследования и материалы, т. 6, Л., 1969; Манн Ю., Русская философская эстетика, М., 1969; МuIler E., Russischer Intellekt in europaischer Krise. I. V. KireevskiJ, Koln - Graz,
1966. Ю. В. Манн.
любомудрылюбомудры, -ов, ед. -мудр, -а
И действительно, любомудры были людьми совершенно иного склада, чем их современники-декабристы – задумчивые, углублявшиеся в тайны природы и собственной души романтики не французского, а немецкого склада.
Прежнее простодушие было уже невозможно в новых суровых условиях, и любомудры как-то сразу повзрослели, остепенились и обратились к практической деятельности.
Не удивительно поэтому, что любомудры сочувственно отнеслись к идеям государственных преобразований декабристов.
Как известно, любомудры были ревностными ценителями Мицкевича; почти все они были знакомы с польским поэтом и испытали воздействие его личности; Раич также неоднократно встречался с ним на протяжении 1826–1829 годов.
Когда в 1826 году в Москву приехал освобожденный из ссылки Пушкин, он нашел в молодых литераторах наиболее близкую себе и творчески активную среду, произошло сближение, и любомудры при поддержке Пушкина основали новый журнал «Московский вестник».
Это ученичество — вместе с тем и литературная позиция, хотя и не до конца осознанная: Лермонтов выбирает себе учителей в прямом противоречии с направлением пансионского литературного воспитания — ни Раич, ни Мерзляков, ни даже любомудры «Московского вестника» отнюдь не сочувствуют русскому байронизму.
что мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения, ни от борьбы доброго и злого начал (как учили языческие мудрецы, а за ними и новейшие любомудры), а единственно от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию.
В его объёме, соединяющем земное и небесное, узревается «космос ноэтос», как его называли греческие любомудры – космос мысленный.
В эту ночь, окутанную тайной папоротника, леших и водяных, тайной старых славянских Богов и бормотаний кудесников, им, прошедшим испытания и показавшим, что не даром прошли годы учения и воспитания, старейшины и любомудры впервые вручали настоящий меч, настоящее дело, настоящее звание, приобщение к тем, кто был передними мужами, витязями, богатырями.
То, что с неумеренным восхвалением «единственно верного учения» отечественные «любомудры» сели в лужу — это очевидно.
Транслитерация: lyubomudri
Задом наперед читается как: ырдумобюл
Любомудры состоит из 9 букв