Значение слова литография
Литография в словаре кроссвордиста
литографияЛитография Литогра́фия (от «камень» + «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
литографияж.
1.Способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня ( известняка ) .
2.Оттиск, полученный таким способом.
3.Предприятие, цех, где печатают таким способом.
литография(см. лито... + ...графия)
1) способ печатания, при котором рисунок наносят на плоскую поверхность спец. камня (известняка) жирным веществом, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске; примен. для исполнения художественных эстампов; в других случаях заменяется офсетной печатью ( см. офсет );
2) оттиск с литографской печатной формы;
3) предприятие или цех, специализирующиеся на печатании литографским способом;
4) вид графического искусства.
литографияж.
1) Один из старых способов печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.
2) Изображение, напечатанное таким способом.
3) Предприятие, цех, где печатают таким способом.
литографияжен. , греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. | Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. | Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить с него на бумагу, печатать с камня. -рованье ср. , длит. -ровка жен. , об. действие по глаг. Литограф муж. кто литографирует. Латохромия, литография в красках, искусство печатать с камня разноцветно. Литохромический, к искусству литохромии относящ. Литохром муж. кто литохромирует, тискает с камня красками. Липотомия жен. операция для выемки камня из мочевого пузыря, камнесечение. Литотомический, к операции этой относящ. Литотом муж. особого устройства нож для камне сечения. Литотрипсия, литотрития жен. камнедробление, раздробление камня в мочевом пузыре, без разреза. Литотрапсический, к операции этой относящ. Литофит муж. коралл, животное с каменистым остовом.
литография[ем. лито... + ...графил]
1. способ печатания, при котором рисунок наносят на плоскую поверхность спец. камня (известняка) жирным веществом, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске; примен. для исполнения художественных эстампов; в других случаях заменяется офсетной печатью (см. офсет);
2. оттиск с литографской печатной формы;
3. предприятие или цех, специализирующиеся на печатании литографским способом;
4. вид графического искусства.
литографиялитогр`афия, -и
литографиярисунок, напечатанный таким способом литография предприятие, где печатают таким способом литография печатание с поверхности камня, на которой сделан рисунок
литография(от лито … и …графия), способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. Допускающая широкое тиражирование, литография в 19 в. получила распространение в станковой и социально-критической журнальной графике. В 20 в. литография вытесняется из полиграфии офсетом, но сохраняет значение для выполнения художественных эстампов.
литографиялитография ж.
1) Один из старых способов печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.
2) Изображение, напечатанное таким способом.
3) Предприятие, цех, где печатают таким способом.
литографиялитографии, ж. (от греч. lithos – камень и grapho – пишу).
1. только ед. Печатание с камня (а не с набора).
2. Мастерская для печатания с камня.
3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня.
литография(от лито... и ...графия ) , способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Л. явилась прообразом плоской печати . Печатной формой в Л. служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге - корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание. Л. изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером ; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л. широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков - на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л.: автолитография , хромолитография , фотолитография , олеография , литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью . Потеряв своё промышленное значение, Л. остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография. Д. П. Татиев.Специфический язык художественной Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма . К Л. обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтической Л. был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л. середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Л., из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л. занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. - представителей костумбризма . В России в 1-й половине 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков и живописцев - А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820-30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др. С 1840-х гг. в искусстве Л. заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Л., полнее выявляя фактуру материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера импрессионизма - О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л. В конце 19 в. заметный след в Л. оставляют символизм и стиль 'модерн' (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. на рубеже 19-20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции), Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии, В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов. После 1-й мировой войны 1914-18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты - М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций - от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К Л. обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л. представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.Лит.: Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка - Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfuhrung, Dresd., [1955]. Е. С. Левитин.
литографиялитография, -и
литографияспособ печати, печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок полученный таким способом оттиск предприятие или цех, где печатают таким способом
Первая литография (курс 1913/14 г.) обрывается на 928–й странице — в середине главы «Неподлинные произведения, приписываемые Тертуллиану», после чего непосредственно следует вторая литография — большой заключительный фрагмент (объемом 152 с.) курса 1914/15 г.
Собственно, это была литография с карандашной зарисовки, на которой Галуа был изображен молодым офицером посленаполеоновской Франции.
Это значит: на двадцать тысяч долларов новых мраморных колонн, изразцов, электрических люстр и медных Плевательниц в вестибюле, а также новое расписание поездов и литография с изображением Теннессийского хребта во всех просторных номерах на втором этаже.
вам это сегодня надо..." - и сунул мне маленький, с календарик, образок Св.Ольги - обыкновенная дешёвая литография.
Она прикладывала палец к губам и делала строгие глаза; ее сжатые губы произносили чуть слышное «т-с-с»… Над окном висела литография с изображением дичи и фруктов; я подолгу смотрел на нее, чтобы как-нибудь развлечься.
А на выбеленных стенах висело несколько лубочных картин духовного содержания и — между ними — большая раскрашенная литография, изображающая грешников в аду.
Дафну особо занимали литография Розеттского камня, недавно приобретенный папирус и его копия, сделанная пером и чернилами.
На стенах комнаты – гравюры, изображающие пейзажи России, старинные фотографии, цветная литография царя-мученика Николая II, реликвии эмиграции.
Слева на стене висели большие цветные фотографии видов Северной Италии, Брешии, местечка Гардоне-Валь Тромпиа, цветная литография, изображающая первый завод по производству ружейных стволов, построенный в 1680 году, большая фоторепродукция, изображающая тот же завод, но в 1900 году, когда он прославился производством охотничьего и спортивного оружия, и завод времен 1915 года, когда он стал выпускать пистолеты.
Транслитерация: litografiya
Задом наперед читается как: яифарготил
Литография состоит из 10 букв