Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова либерализм

Либерализм в словаре кроссвордиста

либерализм

Либерализм Либерали́зм (от  — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.

Википедия
либерализм

I м.Общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентаризма, правовых свобод и свободного предпринимательства. II м.

1.Излишняя терпимость, снисходительность и попустительство.

2.Свободомыслие, вольнодумство.

Большой современный толковый словарь русского языка
либерализм

( лат. liberalis свободный)
1) буржуазное политическое и идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, буржуазно-парламентский строй и буржуазную демократию. л. получил наибольшее развитие в капиталистических странах в 19 в.; в апоху империализма л. переживает кризис;
2) устар. свободомыслие, вольнодумство;
3) излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство.

Новый словарь иностранных слов
либерализм



1. м. Идеологическое и общественно-политическое течение, отстаивающее парламентский строй, демократические свободы и свободу предпринимательства.

2. м.
1) Излишняя терпимость, вредная снисходительность, попустительство.
2) устар. Свободомыслие, вольнодумство.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
либерализм

[

1. буржуазное политическое и идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, буржуазно-парламентский строй и буржуазную демократию. л. получил наибольшее развитие в капиталистических странах в 19 в.; в апоху империализма л. переживает кризис;

2. уст. свободомыслие, вольнодумство;

3. излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство.

Словарь иностранных выражений
либерализм

либерал`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
либерализм

излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство Л. в оценке знаний. либерализм буржуазное идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазно-демократических свобод и свободного капиталистического предпринимательства

Словарь русского языка Ожегова
либерализм

идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (
1787) и Декларации прав человека и гражданина (
1789) во Франции. В 19 - нач. 20 вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий функционирования рынка, конкуренции. В кон. 20 в. происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии.

Современный толковый словарь, БСЭ
либерализм

либерализм

1. м. Идеологическое и общественно-политическое течение, отстаивающее парламентский строй, демократические свободы и свободу предпринимательства.

2. м.
1) Излишняя терпимость, вредная снисходительность, попустительство.
2) устар. Свободомыслие, вольнодумство.

Толковый словарь Ефремовой
либерализм

либерализма, мн. нет, м. (книжн.).

1. Система политических идей, взглядов и стремлений, свойственная идеологам промышленной буржуазии эпохи ее подъема, отстаивающая, трусливо и непоследовательно, политические свободы в интересах "свободы приобретения" и эксплоатации пролетариата.... Буржуазный либерализм уже во время великой революции обнаружил свою контрреволюционность... Ленин. Русский либерализм: пережил... эволюцию от сторонника свободы к безвольному и подлому пособнику абсолютизма. Ленин.

2. Политическое или социальное движение либералов (в 1 и 2 знач.)

Толковый словарь русского языка Ушакова
либерализм

буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Л. - система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). По мере развития капиталистических отношений реальное содержание Л. претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-исторических форм. Л. зародился в условиях борьбы молодой прогрессивной буржуазии и обуржуазившегося дворянства против господствовавшего феодализма, произвола абсолютизма и духовного гнёта католической церкви; в тот период Л. являлся носителем идеалов (вера в прогресс, в торжество разума, мира, свободы, равенства), общих для всего антифеодального лагеря. Духовными отцами Л. были представители умеренного крыла идеологов Просвещения (Дж. Локк , Ш. Л. Монтескье , Вольтер , физиократы ; формула последних laissez faire, laissez passer - 'не мешайте действовать' стала одним из популярнейших лозунгов Л.), создатели буржуазной классической политической экономии (А. Смит , Д. Рикардо ) . В годы Великой французской революции либеральная крупная буржуазия, представленная О. Мирабо , М. Ж. Лафайетом , фельянами , жирондистами и игравшая первоначально ведущую роль, быстро исчерпала свою революционность и превратилась в антидемократическую, а затем и контрреволюционную силу. В начале 19 в. Л. в Западной Европе выделяется в особое общественно-политическое течение. Во 2-м десятилетии 19 в. получает распространение и термин 'Л.', первоначально крайне расплывчатый. Во Франции в период Реставрации Б. Констан , Ф. Гизо и др. впервые придали Л. характер более или менее оформленной политической и историко-философской доктрины. Из идейного наследия Просвещения они выбрали лишь те положения, которые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса: глубокая вера в человеческий разум сменилась преклонением перед ограниченным буржуазным 'здравым смыслом', идея народного суверенитета уступила место требованию 'свободы личности'. Признав историческую правомерность буржуазных революций, французские либералы отказывались признать правомерность революционного движения пролетариата. Отвергая народовластие, виднейшие представители Л. выступали в качестве сторонников конституционной монархии. В обстановке обострившегося в 30-х гг. 19 в. (после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Великобритании) антагонизма между буржуазией и рабочим классом буржуазно-либеральной реформы, в ходе осуществления которых либеральная буржуазия использовала в своих интересах результаты борьбы трудящихся масс, заключая компромиссы с монархическо-клерикальной реакцией, приобретали всё более антипролетарский характер; лозунги Л. всё более становились средством маскировки капиталистической эксплуатации. Участие либеральной буржуазии в подавлении чартистского движения (см. Чартизм ) , общедемократических и пролетарских выступлений в ходе Революций 1848-49, поддержка либералами в союзе с монархическими силами объединения 'сверху' Италии, а также Германии выявили антидемократическую направленность Л. В 1-й половине 19 в. Л. достиг наибольшего расцвета в классической стране промышленного капитализма - Великобритании, где его идеологи с самого начала разрабатывали главным образом экономические аспекты Л. В форме т. н. утилитаризма - учения, разработанного И. Бентамом и группой 'философских радикалов' (Ф. Плейс , Дж. С. Милль и др.), преуспевающие средние классы получили, наряду с тщательно продуманной программой буржуазных реформ, рассчитанных на создание идеальных условий для свободного предпринимательства, этическое 'обоснование' неограниченной погони за наживой под видом воспевания 'свободы личности'. В 40-х гг. 19 в. манчестерские фабриканты - депутаты парламента Р. Кобден и Дж. Брайт в ходе борьбы против хлебных законов придали Л. классическую форму фритредерства . После отмены хлебных законов (
1846) в условиях мировой торгово-промышленной монополии Великобритании Л. превратился в господствующую форму буржуазной идеологии. Либеральная партия во главе с Г. Дж. Пальмерстоном , а затем У. Ю. Гладстоном получила преобладание в политической жизни Великобритании. Л. подчинил своему идейному и политическому влиянию значительную часть мелкой буржуазии и объединённых в тред-юнионы квалифицированных рабочих. Упрочив буржуазный парламентаризм и свободную конкуренцию, Л. исторически исчерпал себя как господствующее (или наиболее влиятельное) буржуазное общественно-политическое течение. Его мировоззрение вступило в явное противоречие с реальностями капиталистического общества, ибо при империализме '... некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность...' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с.
385). В последней трети 19 - начале 20 вв. старый, 'классический' Л. периода промышленного капитализма пришёл в упадок и началось приспособление Л. к новым условиям. Л. стал прежде всего средством отвлечения масс от революционной борьбы с помощью сопровождавшихся демагогической фразеологией незначительных уступок трудящимся. Такова деятельность Д. Ллойд Джорджа в Великобритании, Дж. Джолитти в Италии, В. Вильсона в США. Опытные лидеры Л. (в Великобритании, Франции и ряде др. стран) руководили подготовкой 1-й мировой войны, военными кабинетами, послевоенным переделом мира, антисоветской интервенцией, подавлением революционных движений, используя выработанные десятилетиями приёмы социальной демагогии и лавирования. При этом некоторые концепции старого 'ортодоксального' Л. (например, принцип абсолютного невмешательства государства в отношения между трудом и капиталом) подверглись определённому пересмотру. Так выявилась закрепившаяся за Л. в условиях общего кризиса капитализма роль одного из своеобразных орудий господства империалистической буржуазии. Отдельные стороны практики Л. в социальных вопросах, особенно в рабочем вопросе, восприняли правые социалисты. По мере роста политического влияния рабочего класса Л. сходил с политической сцены, передавая свои функции социал-реформизму. Л. на Востоке возник во 2-й половине 19 - начале 20 вв. (Китай, Япония, Индия, Турция) и с самого начала ввиду связи местной буржуазии с помещичьим землевладением был глубоко антидемократичен, враждебен движению масс; требования либералов касались главным образом внешней модернизации государственного аппарата, создания современной армии, флота, средств связи. После 1-й мировой войны 1914-18 и особенно Великой Октябрьской социалистической революции 1917, открывшей новую эру в истории человечества, кризис Л. резко обострился и углубился. Л. переживал мучительную переоценку ценностей (прежде всего, кризис веры в спасительность и непогрешимость буржуазного индивидуализма с точки зрения интересов самой буржуазии). На почве Л. возникли различные концепции 'третьего пути' развития общества, якобы обеспечивающего сочетание интересов личности и общества, 'свободы' и 'порядка' на базе частной собственности. Так, в период между 1-й и 2-й мировыми войнами получили распространение основанные на теории Дж. М. Кейнса попытки сочетать 'регулирование' экономики с социальным законодательством (пенсии, пособия безработным и др.); эти попытки, по словам буржуазных идеологов, служили будто бы предотвращению как фашизма, так и коммунизма. В буржуазной Чехословакии пропаганда либерально-националистических взглядов Т. Масарика рассматривалась его сторонниками как средство торможения роста революционного самосознания рабочего класса. Хотя антикоммунизм либералов, как правило, приводил либо к капитуляции перед фашизмом, либо к политике его умиротворения, либеральной концепции периода между 1-й и 2-й мировыми войнами подчас рассматриваются монополистической буржуазией как 'слишком левые', 'прокоммунистические'. После 2-й мировой войны 1939-45 в ФРГ, Великобритании, Франции, США, Италии наряду с кейнсианством получил распространение неолиберализм. Неолибералы допускают вмешательство государства в экономику с целью обеспечения 'свободной игры' экономических сил (в виде косвенного влияния на механизм цен, доходов и т.д.). В то же время они выступают за ограничение такого вмешательства, утверждая, что при достаточном просторе для конкуренции складывается 'социальное рыночное хозяйство', которое обеспечивает якобы всеобщее благоденствие.Лит.: Ленин В. И., Либерализм и демократия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Две утопии, там же, т. 22; его же, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т. 23; Самюэль Г., Либерализм, пер. с англ., М., 1905; Was ist liberal-, Munch., 1910; Ruggiero G. de, Storia del liberalismo europeo, [2 ed.], Mil., [1966]; Saunders J., The age of revolution. The rise and decline of liberalism in Europe since 1815, N. Y., 1949; The liberal tradition from Fox to Keynes, L., 1956; Schneider G., Betrug mit der Freiheit. Eine Studie uber den Neoliberalismus, B.,

1972. см. также лит. к разделу Либерализм в России. И. Н. Неманов.Либерализм в России, возник как идеология в период кризиса феодально-крепостнического строя (конец 18 - 1-я половина 19 в.), сложился в общественно-политическое течение в годы революционной ситуации 1859-61 и Крестьянской реформы 1861 , организовался в политические партии накануне и в ходе Революции 1905-07 в России . Играя значительную роль в общественном движении середины 19 - начала 20 вв., русский Л. никогда не был решающей силой в политической борьбе. Находясь в оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преимущественно легальными средствами, постоянно колеблясь между правительством и революционным движением. Будучи слабее, нерешительнее, трусливее западноевропейского Л., он был умереннее в политических требованиях, терпимее к абсолютизму и более склонен к компромиссам с ним. Оппозиционность русского Л., возрастая в периоды революционного подъёма в стране, резко падала с получением от правительства незначительных уступок; при наступлении реакции дружественный нейтралитет Л. к революционерам сменялся попытками оправдать правительственные репрессии. Относительная прогрессивность русского Л. постепенно после 1861 убывала, а с 1905 он стал контрреволюционной силой. Социальная база русского Л. была неоднородной; она включала буржуазию, помещиков, интеллигенцию. Носителем буржуазно-либеральной идеологии в России в 19 в. выступало, как правило, дворянство, сословие наиболее образованное, имеющее общественную трибуну в дворянских, а с 1864 - и в земских собраниях. Своеобразие русского Л. и его место в обществ. движении определялись социально-экономическими и политическими условиями развития России: запоздалой по сравнению со странами Западной Европы ликвидацией крепостного права; поздним, но бурным развитием капитализма; сохранением самодержавно-сословного строя и пережитков крепостничества; политической дряблостью русской буржуазии; значительным влиянием на общество более прогрессивных революционных идеологий (революционно-демократической, а затем социал-демократической) и наличием развитого революционного движения (разночинского и пролетарского). Идеи Л., распространившиеся в среде русского дворянства со 2-й половины 18 в. под влиянием французского Просвещения , первоначально носили неопределённый характер свободомыслия (вольнодумство, вольтерьянство). Назревавшие задачи буржуазных преобразований выражались в критике крепостничества и самодержавия ранними русскими просветителями (С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков, А. П. Куницын и др.), в конституционных и экономических проектах конца 18 - начала 19 вв. (Н. И. Панин и Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, М. Ф. Орлов и др.) развивались в общем русле дворянской революционности. Становление идеологии русского Л. началось спорами западников и славянофилов о путях развития страны на рубеже 1830-40-х гг. В годы общественного подъёма после поражения царизма в Крымской войне 1853-56 русский Л. выступил с требованиями отмены крепостного права и предоставления некоторых буржуазных свобод (свободы совести, общественного мнения и печати, публичности правительственных действий, гласности судопроизводства, отмены сословных привилегий, создания представительных учреждений). В либеральной журналистике ('Морской сборник', 'Русский вестник', 'Отечественные записки' и др.) большое влияние приобрела т. н. 'обличительная литература', подвергавшая критике должностных лиц и частные недостатки управления, не затрагивая основ самодержавного строя. Различные оттенки дворянского Л. - консервативный (А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин и др. славянофилы, Б. Н. Чичерин), умеренный (К. Д. Кавелин, М. Н. Катков и др.), радикальный (А. М. Унковский, А. И. Европеус и др.), расходясь в определении условий освобождения крестьян, объединялись в стремлении сохранить помещичье землевладение. К дворянскому Л. примыкал представитель крупной торговой буржуазии В. А. Кокорев, стоявший на позициях фритредерства . Более радикальную позицию занимали буржуазные либералы И. В. Вернадский и И. К. Бабст. В печати и правительственных органах, в союзе с либеральными бюрократами (Н. А. Милютин, А. В. Головнин, В. А. Арцимович и др., группировавшиеся вокруг великого князя Константина Николаевича), либералы боролись с откровенными крепостниками. Однако эта борьба '... была борьбой внутри господствующих классов, большей частью внутри помещиков, борьбой исключительно из-за меры и формы уступок' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с.
174). В условиях революционной ситуации 1859-1861 произошёл разрыв либералов с 'Современником' и 'Колоколом' . Л. приветствовал Крестьянскую реформу 1861, не поддержал программы 'Великорусса' , призывавшей 'образованные классы' объединиться с народом для совместного натиска на самодержавие. Консолидация революционных сил в 'Землю и волю' и Польское восстание 1863-64 закрепили размежевание Л. с революционными демократами и способствовали оформлению русского Л. в самостоятельное течение. В пореформенный период русский Л. представлял собой пёстрый конгломерат разнообразных социальных групп, течений и взглядов, не объединённых какой-либо общей программой. Главным признаком принадлежности к Л. считалась не программа, а тактика - предпочтение легальных методов борьбы революционным. В 1860-70-х гг. (до создания 'Народной воли' ) под влиянием народничества к либералам относили также всех сторонников политической борьбы. Наиболее влиятельными органами печати Л. были 'Вестник Европы' , 'Голос', 'Русские ведомости' и др. В области политической основным стремлением Л. было создание консгитуционной монархии. В начале 1860-х гг. 'самый сплоченный, самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс - дворянство - обнаружил с полной определенностью стремление ограничить самодержавную власть посредством представительных учреждений' (там же, т. 5, с.
26). Наиболее решительным было выступление тверского дворянства в начале 1862, поддержанное дворянством некоторых др. губерний. С созданием земства конституционные стремления дворянства отразились в земском движении . В конце 1870-х гг., по словам Ленина, '... сам по себе земский либерализм сделал заметный шаг вперед в политическом отношении' (там же, с.
39). В условиях революционной ситуации 1879-80 Л. выдвинул требование созыва представительного органа при царе с совещательными функциями, расширения прав земств и либерализации общественной жизни. Ленин подчёркивал, что они '... хотели 'освободить' Россию 'сверху', не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к 'уступкам' духу времени. Либералы были и остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому 'борьбой за реформы', 'борьбой за права', т. е. дележом власти между крепостниками и буржуазией' (там же, т. 20, с.
175). Основные экономические программные требования Л. (до
1904) сводились к поддержке общинного землевладения, борьбе с малоземельем крестьян, главным образом путём переселений и мелкого земельного кредита, понижению выкупных платежей, введению подоходного налога, протестам против покровительства правительством крупной промышленности и торговли. Вопросы о наделении крестьян землёй (в т. ч. путём принудительного выкупа части помещичьих земель) и 8-часовом рабочем дне поставлены были лишь в начале

1905. В обстановке революционного подъёма начала 20 в. программа и тактика Л. стали радикальнее. В 1902 начал выходить за границей нелегальный журнал 'Освобождение' , в 1903 в России организовались нелегальные 'Союз освобождения' и 'Союз земцев-конституционалистов' . В 1904, стремясь к объединению оппозиционных сил, либералы участвовали в нелегальном совещании с представителями революционных партий в Париже. В ноябре 1904 общеземский съезд выдвинул требование законодательного собрания и всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права. Осенью 1904 либералы организовали в стране банкетную кампанию и приступили к созданию полулегальных политических союзов интеллигенции по профессиям (союз инженеров и техников, союз учителей, союз адвокатов и др.). В Революции 1905-07 Л. проявил значительную политическую активность, пытался лавировать между царизмом и революционным народом, перевести развитие революции на конституционный путь, выторговать выгодные для буржуазии реформы. До октября 1905 '... либералы держали иногда сочувственный нейтралитет по отношению к революционной борьбе масс...' (Ленин В. И., там же, т. 16, с.
121). Это проявилось в обращении к народу июльского земско-городского съезда, в одобрении Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 . поддержке требования созыва Учредительного собрания и др. Наиболее левой и деятельной организацией Л. был 'Союз союзов' , объединявший проф. организации интеллигенции. Однако революция '... замечательно быстро разоблачила либерализм и показала на деле его контрреволюционную природу' (там же, с.
122). Удовлетворившись 'свободами', обещанными Манифестом 17 октября 1905 , Л. прекратил борьбу. В октябре 1905 'Союз освобождения' и 'Союз земцев-конституционалистов' объединились в конституционно-демократическую партию ( кадеты ) , в ноябре правое её крыло отделилось в 'Союз 17 октября' ( октябристы ) , в июле 1906 из крайних фракций обеих партий образовалась партия мирного обновления ( мирнообновленцы ) , занявшая промежуточное положение между ними. В 1906-07 кратковременно существовали также мелкие партии Л., колебавшиеся между октябристами и кадетами (партия демократических реформ, партия трудового порядка, прогрессивно-экономическая партия и др.), и примыкавшие к кадетам слева группа 'беззаглавцев' (см. 'Без заглавия' ) , партия свободомыслящих, радикальная партия и др. Осудив Декабрьские вооружённые восстания , Л. противопоставил революционным методам борьбы парламентские мирные методы 'органической работы' в Государственной думе .В период между революциями (1907-
1917) Л. был оппозиционной силой в Государственной думе, облегчая своей пропагандой конституционных иллюзий проведение столыпинской бонапартистской политики. Из среды Л. вышел сборник 'Вехи' , представлявший, по словам Ленина, 'энциклопедию либерального ренегатства'. В этот период Л. переходит на позиции национализма, идеологически обосновывая империалистические планы русской буржуазии, стремившейся на путях создания 'Великой России' добиться компромисса с самодержавием. В 1912 создаётся партия 'прогрессистов' , национально-либеральная партия крупной русской буржуазии. В условиях нового революционного подъёма (1912-
14) несколько усилилась оппозиционность Л., что выразилось в попытке лидера 'прогрессистов' А. И. Коновалова установить контакты с левыми партиями, в том числе с большевиками. Начавшаяся 1-я мировая война 1914-18 привела к заключению Л. 'гражданского мира' с царизмом, для помощи правительству в организации тыла были созданы Всероссийский земский союз помощи больным и раненым и Всероссийский союз городов (см. Земский и городской союзы ) . Военное поражение 1915 и приближение революционного взрыва вызвали новую активизацию либеральной оппозиционности. Буржуазия пыталась взять снабжение армии в свои руки через Военно-промышленные комитеты , в августе 1915 в 4-й Государственной думе был создан т. н. 'прогрессивный блок' , объединивший всех либералов. После февральской революции 1917 лидеры русского Л. вошли в состав Временного правительства . Победа Великой Октябрьской социалистической революции 1917 отбросила буржуазию в лагерь контрреволюции, по окончании Гражданской войны 1918-20 вожди Л. оказались за пределами России (см. Эмиграция белая ) .Основные черты русского Л. были свойственны и Л. в национальных районах России, где размах и зрелость Л. зависели в большей степени от уровня их социально-экономического развития. В конце 19 - начале 20 вв. сформировались либерально-националистические партии и течения местной буржуазии: национально-демократическая партия в Польше, украинская демократическая партия, джадидизм , 'мусават' и др. Национальная буржуазия пыталась добиться уступок от царизма и националистической демагогией отвлечь трудящихся от социально-политической борьбы, внося раскол в их союз с русским пролетариатом. После Октябрьской революции либерально-национальные партии включились в общий фронт контрреволюции. Борьба против Л. была одной из основных задач большевистской партии. Различная оценка роли русского Л. послужила одной из причин раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков. В. И. Ленин дал научный анализ Л., эволюции его идеологии, программы и тактики и пришёл к выводу о невозможности гегемонии либеральной буржуазии в буржуазной демократической революции в России. Борьбу с либералами большевики рассматривали как необходимое условие революционного и демократического воспитания масс.Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же. Опыт классификации русских политических партий, там же, т. 14; его же, Политические партии в России, там же, т. 21; его же, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т. 23; Сладкевич Н. Г., Очерки истории общественной мысли России в конце 50 - начале 60-х гг. XIX в. (Борьба общественных течений в годы первой революционной ситуации), Л., 1962; Дякин В. С., Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914-
1917), Л., 1967; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970; Шацилло К. Ф., Русский либерализм на рубеже двух веков, в кн.: В. И. Ленин о социальной структуре и политическом строе капиталистической России, М., 1970; Тютюкин С. В., 'Оппозиция его величества' (Партия кадетов в 1905-1907 гг.), там же; Ленин и история классов и политических партий в России, М., 1970; Китаев В. А., От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50-60-х гг. XIX в., М., 1972; История русской экономической мысли, т. 1-3, М., 1955-

66.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
либерализм

либерализм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
либерализм

, идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, широких политических свобод и частного предпринимательства излишняя терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо, приводящие порой к попустительству чего-либо предосудительного, достойного порицания

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
либерализм

либерализм

Викисловарь
Примеры употребления слова либерализм в тексте

В книге содержится всего лишь три манифеста, зато каких: Бориса Березовского "Манифест российского либерализма" (и как итог картинка Сальникова "Либеральный изгнанник"), Михаила Ходорковского "Кризис либерализма в России", написанный так хорошо и убедительно, что автору его до сих пор пожимают руки в тюремной камере, и в заключение манифест Александра Проханова "Хороший либерализм — мёртвый либерализм".

Соответственно, в первой части рассматривается либерализм и либеральное мировоззрение как мировое явление с главными этапами его становления и развития; дается краткая характеристика его основных видов и направлений; подробней рассматривается последняя версия либерализма – неолиберализм.

Либерализм и демократия резко расходятся, враждебно противопоставляют себя друг другу; либерализм превращается в консервативный "национал-либерализм".

И даже странно: либерализм наш, казалось бы, принадлежит к разряду успокоенных либерализмов; успокоенных и успокоившихся, что, по-моему, очень уж скверно, ибо квиетизм всего бы меньше, кажется, мог ладить с либерализмом.

Что же до либерализма (вместо слова «направление» я уже прямо буду употреблять слово: «либерализм»), что до либерализма, то всем известный Незнакомец, в одном из недавних фельетонов своих, говоря о том, как встретила пресса наша новый 1876 год, упоминает, между прочим, не без едкости, что всё обошлось достаточно либерально.* Я рад, что он проявил тут едкость.

Тот факт, что Германия страдает от избытка либерализма, а Россия - от его отсутствия, делает книгу Г.Рормозера о кризисе западного либерализма тем более интересной для нас, потому что нам заранее важно знать, с какими проблемами либерализм не справляется вообще, и где он просто слаб.

Для вас же это самоуважение национальное есть некий "патриотизм", убежище для негодяев (хоть точно так Лев Николаевич Толстой, было дело, сказал и о либерализме, когда взял тот силу в обществе и сделался наглядным, называя новейший русский либерализм "убежищем негодяев") и боитесь вы "русского фашизма"; не того национализма, что явил свое лицо уже вполне официально в "субъектах федерации" , где эта ф е д е р а ц и я ваша российская сдавала по договорам местным баям да царькам внаем не иначе-то миллионы русских.

Вокруг него вечно толпились какие-то шестерки из сотрудников, а поскольку он был тогда либералом, стиль отношений был свободным, все обращались к нему на «ты», даже немного грубили… О пышное природы увяданье, но я-то видел, что либерализм - либерализмом, а все остается на своих местах: он - начальник, а они - подчиненные; вот они, ростки нынешних корпоративных муравейников с их строгой иерархией солдат, рабочих, обслуживающего персонала и особо приближенных к матке топ-менеджеров, - в багрец и золото одетые леса… И тут наступал маленький миг, полминуты моего кайфа - я не имел к нему отношения, я был никем, просто знакомым, полунищим молодым писателем, заглянувшим на огонек, и его сотрудники, молодые и не очень псевдосвободные журналюги, это чувствовали и меня тихо не любили, не могли понять, кто же я, ё-мое, такой?

Слово либерализм столь же чуждое любым молодым писателям, как и слово соцреализм, скорее даже — более мерзкое, с тем ещё можно поиграть в какие-нибудь авангардные проекты, объявить его новым авангардом, к примеру, но с либерализмом и всяческой политкорректностью никто из талантливых молодых мастеров дела иметь не хочет.

Нельзя не заметить, что городское сословие той поры кичилось своим религиозным либерализмом и евреи, принадлежащие к этому социуму, охотно принимали подобный либерализм и все больше и больше охладевали к вере отцов.

Слова которые можно составить из слова либерализм
аил аир али алиби алим арии арил арли баз бази бал бали балл балли бам бар бари биа билл бима бир бира бирма близ бра браз брам бри бриз брила брм заир зал зали зам зари зил зима зли изаи изар изба изм измаил измир израил ила или илим имаи ими имир ира лаз лазимир лал лам лар лари лба лиаз либа либра лиз лили лима лимб лира лиризм ллир мабли маз мал мали малл мар мари марли миаз мил милли миллибар мир мира мираб мирза мирзаи мири мраз раб раби раз рази раи ралли рами риал риза рила рилли рим зимри зиаил иаир имз зим ламб лами амил бмз марз ирам лир лрз риа амир ламли лири зимар мариб мили либ лилим иам раим рил бизли амз имр риб мба мила илам рзиа рам рамзи илли риз билал лимба базили иби абир зим армил алмир ибира мираи заиби лила алм малли ари зилаир милла бил ризи бразил амбри мба барили маир зира имза мзаб ибри рбм иллази ирм баризи лизи аиб амбли ибар зраим арб мрз зар марзили лимира били имба мрб маб аби арб риа миз лиза ириб имари амри ами рамбл лали блази замир миллар иарб илл марз иза зариби ирма мизраб зилим ирмиза азми лабри азм билз бриа лаи амии аим ибр биар бирал барм арби има билир баиз брили ири лиам баим арми азим рма баи арм ибраим ирба мии лимбали зили зимари заб амр билли бири абим марбл риба ибра лил миа марби зиари барли малир зиа лим зиба амбриил барл ази мбир изра маи мираз лимари бли бизи имар амбр мизил ираб биз рза амири ларз брз либар ирз брим имри бмр барилли изли абии абирим абли бим зрм милар брилли рми абими лаб брилл ириба млабри бализ марии малии иаиб заиб измар бразили замби азил раил илмира злам лимар мла имла биир абр абр азл арз илма алб арл рии изи абз барз рима илм абил азил алил алимби базир бза бзи билар бимирза бирам забир залим зами иба ибла ибрам изи илиа илла илмаз ирази лази лазим лазир мази маиз маил миза мирали мирзали мрза рамиз рамил бзиа била арзи марзи амирби рамз илил иба мариз илми избирам избира иим базр барлл рал залим зарб аими илби биза имра абзим баллизм ираз ирим иир мбр
Цитаты со словом либерализм

Глядя на Шендеровича и тусовку «Эха», понимаешь, почему в России никак не возникнет нормальная, либеральная партия. Представляясь либералами, они делают либерализм столь непривлекательным, что буквально отпугивают людей. Это воистину «политическое членовредительство», — определение обозревателя Форбс Марка Адоманиса. Я с ней согласен. Но в чём смысл такого вредительства? Чем больше провокация, тем больше вероятность спровоцировать жёсткий ответ, став жертвой, можно жаловаться на гонения и вызывать сочувствие.

Дмитрий Константинович Киселёв

Ради внутреннего мира либерализм стремится к демократическому правлению. Демократия поэтому не является революционным институтом.

Людвиг фон Мизес
Дополнительная информация:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я