Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова казаки

Казаки в словаре кроссвордиста

казаки

казаки́ (; ; ; ; ; а также "черка́сы") — представители казачества — военного сословия, сформировавшегося на территории современных России, Украины и Казахстана..

Википедия
казаки

каз`аки, казак`и мн.то же, что казачество

Большой современный толковый словарь русского языка
казаки

этносословные группы в составе русских и некоторых других народов. Общая численность в Российской Федерации ок. 5 млн. человек Язык русский, распространено двуязычие. Верующие - православные, есть представители других конфессий. См. также Казачество.

Современный толковый словарь, БСЭ
казаки

казаков, ед. казак, казака, м. Одна из тюркских народностей, населяющая Закаспийские степи и составляющая большинство жителей Казакской АССР, киргизы, киргизкайсаки.

Толковый словарь русского языка Ушакова
Примеры употребления слова казаки в тексте

И услыша те речи у князя Исинея, оболокали мы казаки все на ся куяки, и яз Ярофейко и служилые люди и вольные казаки, помолясь спасу и пречистой владычице нашей богородице и угоднику Христову Николаю чудотворцу, промеж собою прощались и говорили то слово яз Ярофейко, и есаул Андрей Иванов и все наше войско казачье: умрем мы, братцы казаки, за веру крещеную, и постоим за дом Спаса и пречистые и Николы чудотворца, и порадеем мы казаки государю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии, и помрем мы, казаки, все за один человек против государства недруга, а живы мы казаки в руки им, богдойским людям, не дадимся.

Существовали и такие специфические социальные институты служилого казачества, как сторожевые казаки, полковые казаки, верстанные казаки, беломестные казаки и так далее.

Такие казаки набирались самими старостами и нередко прозывались именами или фамилиями самих же старост: казаки князя Дмитрия, казаки князя Ружинского, казаки Мировицкого[20].

В 1538 году московские власти во время переговоров с Ногайской ордой отметили, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят».

И метались казаки на город в единых рубашках на стену городовую, и мы, казаки, чаяли из пушек и из оружия бьют казаки из города.

... он сошел долой.41Вернулися поляки,Казаков привели;Пошел сумбур и драки:Поляки ... и казаки,42Казаки и полякиНас паки бьют и паки; ...

Казаки-большевики 2-го и 9-го полков не исполняли приказов и медленно, но верно расходились из станицы, разочарованные большевист-ской властью, разжигалась всегда большая рознь между казаками и иногородними, и комиссары чувствовали, что казаки не на их стороне.

Впрочем, год спустя после этого, в 1655 году, 15 января, запорожские казаки получили будто бы универсал от гетмана Богдана Хмельницкого (дошедший до нас также в копии и также сильно подверженный в общем его виде сомнению), впервые определявший более или менее точно границы вольностей запорожских казаков: «А теперь также владеть им старинным городком запорожским, Самарь называемым, с перевозом и с землями вверх по Днепру до речки Орель, а вниз – до самых степей ногайских и крымских; а через Днепр и лиманы Днепровые и Буговые, как испокон веков бывало – по Очаковские улусы; и вверх по реке Бугу до реки Синюхи; от Самарских же земель через степь – до самой реки Дона, где еще до гетмана казацкого Предслава Лянцкоронского казаки запорожские свои зимовники имели; и то все чтобы ненарушимо вовеки при казаках запорожских осталось»[4].

Глубокого исторического обоснования у этой теории нет; она подкрепляется обычно примерами свободолюбивого фольклора казаков (поговорки типа "С Дону выдачи нет", "Царствуй, царь-государь, в стольной Москве, а мы, казаки, - на Тихом Дону", "Секи меня турецкая сабля, да не тронь меня царская плеть" и пр.), а также некоторыми официальными документами, где казаки определяются как "всяких земель беглые люди" (об этом - ниже).

В подавляющем большинстве это были "советские" казаки; казаки-эмигранты чаще всего оказывались патриотами России и не шли на сговор с германцами.

Цитаты со словом казаки

Когда гитлеровцы отказали бандеровцам в обещанной им ранее «самостiйностi» Украины и начали арестовывать бандеровцев, последние ушли в подполье. Свою деятельность в подполье бандеровцы направили на создание резервов для организации «Украинской национальной армии». Упор они делали на начальников полиции, командиров украинских воинских частей, созданных немцами, на бургомистров, старост и учителей, чтобы через них влиять на подчиненных им и окружающих их людей. В результате полиция и казаки явились главным каналом создания и вооружения националистических отрядов бандеровцев.

Украинская повстанческая армия

Екатерина в своё время разгромила Запорожскую Cечь, а теперь губернатор призывает казаков ее любить. Ткачёв хочет, чтобы казачество служило власти. Но казаки — люди свободолюбивые, ненавидящие рабство.

Иван Николаевич Бойко

Иные також все вязни от зачатия нынешней войны пойманные, так духовные, яко и мирские, шляхта и войсковые люди, старшие и молодшие и челядь разная всякого чину и полу и богомолия люди, также казаки Украинские, Татарове, под Королевским Величеством живущие, земляне и иные все служилые, хотя и в молодых летах будучие, так вкоруне Польской, как и в Великом Княжестве Литовском, в местностях, или в домах, или в бою, в замках, в местах, и где ни есть пойманные, хотя б ныне, в вязенье были, или на службе Его Царского Величества и у Господ Бояр заставали, хотя б там в Государстве Его Царского Величества с Русскими особами поженились, или на веру Русскую перекрестились, либо на дворах Князей, во владении Его Царского Величества будучих, или у мещан по городам в работе обреталися, также и Жидов тех, которые в веру Русскую не крестилися, всех с женами и с детьми и с животами их, ни кого не тая, и к заставанию не принуждаючи, доброю верою в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой взволить и выпустить Его Царское Величество укажет; и которые б из них похотели в сторону Его Царского Величества добровольно остаться, то им вольно иметь быть. А которые Польского и Литовского народу женский пол и Жидовки вышли замуж за Русских людей: и тем оставаться в сторону Его Царского Величества при мужьях своих. — Цит. за Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 1. С 1649 по 1675. СПб., 1830. с. 662.)

Русь

Дуалистическая сущность русского четвертого колена — казачества (другие три колена — великороссы, малороссы, белороссы): с одной стороны, то была «контрактная армия» самодержавия, верная его опора; с другой стороны, казаки по-староверчески молились «вразрез» с официальной церковью и защищали от самодержавия свою свободу.

Виктор Степанович Бирюков

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я